Как рисовать акварельными красками
Особенности работы акварельными красками
Автор: Мещерякова Юлия Владимировна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №1 города Демидова Смоленской области.
Описание работы: Предлагаю статью, раскрывающую некоторые особенности работы акварельными красками на уроках изобразительного искусства. Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства, работающим с учащимися 5-6 классов. Использование материала из статьи способствует повышению собственной самооценки учащихся через развитие их творческих способностей в процессе работы акварельными красками.
Незаменимую роль играет педагог в формировании интересов, потребностей личности школьника, осуществляемых различными средствами изобразительного искусства. Важная задача учителя изобразительного искусства заключается в воспитании человека-творца, умеющего с интересом, ответственностью, любовью и вдохновением делать свое дело.
В результате длительного и серьезного общения с изобразительным искусством развиваются не только те стороны личности школьника, которые питаются в первую очередь образно-эмоциональным содержанием произведений искусства – эстетические чувства, потребности, отношение, художественный вкус, но и формируется весь строй личности, личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем развития уровня школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, учениками по классу и школе.
Чувство красоты, пропорциональности необходимо воспитывать с юных лет. Для этого надо изучать лучшие произведения в области изобразительного искусства, литературы, техники. Важно, чтобы дети учились рисовать хорошо, грамотно, легко, умели мыслить образно, потому что рисунок, как правило, содержит больше информации, чем писаный текст.
Содержание программы «Изобразительное искусство» разработано таким образом, чтобы приобщение к искусству было интересным ученикам, соответствовало романтическим устремлениям, любознательности, требовательности к результатам своего творчества.
Одной из сложных художественных техник является акварельная живопись. Чтобы овладеть этим видом живописи, учащимся необходима длительная практика. Длительная практика поможет приобрести ребятам не только технические навыки, но и чувства гармонического владения цветовыми отношениями.
Акварель – замечательный материал для рисования, подходящий новичкам. Стоят такие краски недорого, а приобрести их и сопутствующие материалы можно практически в каждом канцелярском магазине. Поэтому с акварелью многие знакомы с детства.
При продолжительной работе акварельными красками рекомендуется начинать работу прозрачными красками, которые изготовлены на основе красителей, они быстро растворяются в воде, легко впитываются бумагой и после высыхания неспособны размываться последующими наносимыми красками.
Краски на основе красителей необходимы в первую очередь для создания воздушных планов, т.е. тех изменений в цвете, которые воспринимаются на значительных расстояниях. Кроме того, эти краски дают возможность наиболее эффективно передавать особенности блеска стекла, металла. Краски на основе красителей наиболее хорошо передают передние планы и предметы с выраженной фактурой.
Рисунок, предназначенный для акварели, имеет свои особенности. На таком рисунке линии карандаша не должны просвечиваться через слои краски. Учащихся перед работой акварельными красками нужно заранее предупредить об этой особенности и объяснить, что линии делаются бледными, легко заметными на листе. Ребята должны усвоить для себя правило – исправления при работе акварелью почти невозможны, резинкой стараться пользоваться лишь при необходимости, так как, стирая карандаш, можно нарушить верхний слой бумаги.
Школьники должны усвоить на уроках изобразительного искусства, что в процессе живописи акварельными красками недопустимы колористические ошибки. Обязательным правилом для всех видов акварельных красок является то, что их нельзя обильно разводить, так как в процессе разведения красок в значительной степени растворяется связующее, удерживающее краситель или пигмент, и краски теряют свою цветовую насыщенность. Если взять слишком много воды, то цвет получится блеклым, нежным; если взять много краски и мало воды – цвет станет тяжелым, непрозрачным. Неверно взятые тоновые отношения не могут быть исправлены нанесением вторичных красочных слоев, так как нижний слой краски, просвечиваясь, будет загрязнять вновь нанесенный слой. В этом случае нужно этот слой краски смыть. Еще одно из условий живописи акварельными красками – это приобретение навыка быстрого ведения живописного процесса, что требует предварительной продуманности техники живописи для данной композиции и предварительных проб в той цветовой гамме, которая необходима.
Иногда очень важно решить, как наносить мазок сверху или снизу. Например, изображая ствол дерева лучше направлять кисть сверху вниз. В рисунке же сучьев удобней вести мазок от ствола вверх, чтобы конец линии был тонким. Для проработки деталей не следует брать слишком наполненную кисть. Чтобы учащиеся усвоили некоторые такого типа правила, им можно предложить задания в двух вариантах: нарисовать ствол дерева сверху вниз и наоборот, нарисовать сучья деревьев от ствола вверх и наоборот. Выполняя тренировки такого типа на практике, школьники сами делают вывод, как следует работать кистью. Это очень важно для ребенка, так как не всю предложенную информацию ребята запоминают; выполненные действия ребенка на практике усваиваются им значительно лучше, потому что в данном случае он провел самостоятельно мини-эксперимент.
Следует обратить внимание школьников на последовательность работы акварельными красками: сначала необходимо работать со светлыми участками, а затем с темными. Для сравнения также можно предлагать учащимся выполнить прозрачный нежный рисунок в пастельных тонах и яркую насыщенную работу.
При знакомстве со свойствами цветов полезно предложить учащимся задания следующего типа: измените цвет по насыщенности и светлоте. Необходимо, чтобы ребята усвоили, что светлота цвета определяется соотношением какого-либо цвета к белому (желтый цвет светлее красного, красный светлее фиолетового; в то же время, если мы добавим в красный цвет белый, то получим более светлый цвет). Насыщенность показывает изменение цвета в зависимости от количества оттенков черного цвета в спектральном цвете.
Можно предложить учащимся попробовать найти нужный оттенок цвета предметов путем смешения между собой основных (первичных) цветов, первичных и вторичных цветов. Но перед выполнением такого задания, учащиеся должны усвоить такие понятия как основные (красный, желтый и синий), вторичные (получаются путем смешения основных) и третичные цвета (получаются смешением первичных и вторичных).
Главным помощником в творчестве учащихся является учитель. Важно, чтобы ученики верили своему учителю, для этого он всегда должен быть искренним и справедливым, должен любить и уважать учеников. Учитель должен помнить, что в каждом школьнике есть свое начало таланта к рисованию. И мы, учителя, можем помочь развитию этого таланта.
Рекомендуем посмотреть:
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса
Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу
Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе
Похожие статьи:
Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах
Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду
Техника японской живописи суми-ё
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву