Исследовательский проект в средней группе «Живой камушек»
Цель: определить, какие объекты относятся к живой, а какие к неживой природе.
Задачи:
• узнать признаки живых объектов природы;
• провести эксперимент;
• выявить объекты живой и неживой природы.
Гипотеза:
возможно, камушек и фасоль относятся к разным группам – живой и неживой природе.
Форма деятельности: опрос, наблюдения, изучение литературы, экспериментальная деятельность.
1. Теоретическая часть.
Введение.
Рассматривая коллекцию камней в группе детского сада, воспитатель показала на пестрый маленький камушек и сказала, что этот камушек живой!
Я взял в руку маленький серый камень и спросил, «А этот камушек живой?», «Нет», ответила воспитательница.
Надежда Геннадьевна рассказала, что пёстрый камушек- это семечко фасоли, оно может прорасти, и дать еще семена.
Рассматривая камушки, я не видел ни каких отличий. Оба камушка были примерно одинаковые по весу, твердые, я постучала по столу – оба отозвались глухим стуком.
Воспитатель предложила проверить, где камушки живые, а где неживые.
Я поставили перед собой цель: определить, какие объекты относятся к живой, а какие к неживой природе.
Цель я могу достигнуть с помощью решения задач:
• узнать признаки живых объектов природы;
• провести эксперимент;
• выявить объекты живой и неживой природы.
План моей работы:
• провести опрос;
• прочитать информацию в книгах;
• провести опытно-экспериментальную работу по выявлению признаков живой и неживой природы ;
• сделать вывод.
Опрос.
Свое исследование я начал с опроса.
Я задал вопрос ребятам в группе «Чем отличается предметы живой и не живой природы?», но они затруднялись в ответе. С этим же вопросом я обратился к воспитателю.
Надежда Геннадьевна ответила, что живая природа рождается, дышит, питается, растет, стареет, умирает. А предметы неживой природы всего этого не могут делать.
Я задал этот же вопрос и маме. Мама ответила так же
Обзор литературы.
На следующий день Надежда Геннадьевна принесла большую книгу и рассказала, о живой и неживой природе.
Многообразие окружающего нас мира делится на 2 области: живую и неживую природу.
Мир нашей планеты очень разнообразен. Чтобы убедиться в этом, не надо совершать путешествия в далекие страны, достаточно выглянуть в окно, а еще лучше пойти в парк, лес, на луг, где открывается удивительный мир природы.
Живая природа с неживой природой тесно взаимосвязаны. Без взаимосвязи природа не может существовать.
Растения, животные, человек – это живая природа. Предметы живой природы рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются, стареют, умирают. Предметы неживой природы всего этого делать не могут. Несмотря на это живая природа не может существовать без неживой природы. Растениям и животным необходимы вода и воздух, солнечный свет и тепло, почва.
Предметы неживой природы, окружающие нас, необходимы человеку. Без воды нет жизни. Воду мы пьем, водой умываемся. Солнце дает нам свет и тепло. Для дыхания нам нужен воздух. Камни, песок, глину, люди используют при строительстве домов. В горах мы отдыхаем.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2 Опытно-экспериментальная работа по выявлению признаков живой и неживой природы.
Следующий этап работы это проверить экспериментальным путем, правда - ли фасоль может родиться, расти, дышать, питаться, двигаться, стареть и умирать.
Для этого мы посадили в горшочки камушки и семена фасоли. И стали за ними наблюдать.
Опыт №1 «Проращивание семян и рождение растения».
Цель: практически проверить рождаются ли фасоль и камешек.
Я взял семя фасоли, и камешек. Посадил их в землю.
Через 4 дня я увидел, что у семени появился росток.
Вывод: из семени рождается растение – значит, семя живое. Из камешка не рождается – значит, он неживой.
Опыт №2 «Рост»
Цель: наблюдать, как из семени рождается растение и как оно растёт.
После посадки на 4-ый день из живого семени появился росток. Продолжал наблюдение. С каждым днём растение становилось выше. Менялось количество и форма листьев. С каждым днем фасоль росла, я ее поливал, а в горшочке с камешком никаких изменений не происходило, как бы я его не поливал.
Вывод : фасоль растёт – значит живая, камешек не растёт – значит неживой.
Опыт №3 «Дыхание»
Цель: узнать, как дышит растение фасоль.
Чтобы узнать, как дышит растение фасоль, взял банку и подышал в неё. Увидел, что стенки банки запотели. Если фасоль живая, то же самое должно произойти и с ней. Накрыл фасоль сухой, чистой банкой. На следующий день на стенках банки появились капельки воды.
Вывод: мы выяснили, что фасоль дышит, а камушек нет. Во время дыхания растений происходит выделение газа, именно поэтому на стенках банки появляются капельки воды.
Опыт №4 «Питание»
Цель: узнать, как питается фасоль.
Чтобы узнать, как питается растение, несколько дней не поливал фасоль. Листья фасоли завяли. Когда полил водой, листья снова начали расти.
Вывод: данный опыт помог понять, чтобы растение росло и развивалось, ему необходимо питание.
Опыт №5 «Движение»
Цель: узнать, как растение двигается.
Чтобы узнать, как растение двигается, стороны горшка пометил цветной бумагой. Я отвернул фасоль от света. На следующий день увидел, что листья потянулись к свету. Я опять отвернул растение от света. Продолжал наблюдение. Листья опять повернулись к свету.
Вывод: растение фасоль двигается.
Опыт №6 «Размножение»
Цель: узнать, как растение размножается.
Наблюдения показали: фасоль росла, зацвела, появились стручки, в которых созрели семена. Из этих семян вырастет ещё больше растений.
Вывод: значит фасоль размножается .
Опыт №7 «Старение и умирание»
Цель: узнать, как происходит процесс умирания фасоли.
После того, как созрел урожай, листья пожелтели, засохли и опали.
Вывод: Фасоль стареет и умирает.
2.2. Результаты экспериментов и наблюдений за фасолью камушком
Результаты наших наблюдений и экспериментов мы представили в виде таблицы:
Таблица 1. Результаты опытно- экспериментальной работы по выявлению признаков живой и неживой природы
Вывод Результаты опытов и наблюдений показали, что растение фасоль рождается, дышит, питается, растёт, размножается, стареет и умирает.
Фасоль обладает всеми признаками живой природы. Фасоль - объект живой природы. Камушек – объект неживой природы.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В комнатных условиях я проследил механизм от прорастания семян до вымирания растения. Исследуя жизнь растения, я провел ряд практических работ, в результате которых на практике убедился в том, что растение рождается, дышит, питается, растёт, размножается, стареет и умирает. Значит, растение объект живой природы. Все результаты записывал в блокноте, что помогло сделать выводы. Гипотеза нашего исследования подтвердилась:
камушек и фасоль относятся к разным группам – живой и неживой природе.
Задачи поставленные мною решены, цель достигнута. Теперь я знаю и могу определить объекты живой и неживой природы.
Исследовательская работа мне очень понравилась. Было очень интересно проводить опыты и делать выводы.
Выращивание растений из семян – очень увлекательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов и плодов – волшебство природы в действии.
Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение.
Список литературы:
1. Залетаева И.А., Книга о растениях. «Колос». 1994.
2. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных учреждений. А.А. Плешаков, М. «Просвещение», 2012г.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в подготовительной группе «Отчего идет дождь»
Исследовательский проект в средней группе
Исследовательский проект в старшей группе детского сада. Цветок из луковицы
Познавательный творческий исследовательский проект для детей подготовительной группы на тему: Цветы
Похожие статьи:
Исследовательский проект в детском саду по теме: Природа родного края
Исследовательский проект в средней группе ДОУ
Проект в ДОУ по теме «Природа Красноярского края»
Педагогический проект в ДОУ. Экологическое воспитание дошкольников
Исследовательско – творческий долгосрочный проект «Создание мини-музея «English Festivals»