Дидактические игры по ОБЖ для учащихся 5-7 класса "Огонь и человек"
Автор: Котухова Надежда Михайловна, учитель ОБЖ и изобразительного искусства
Место работы: Чернитовский филиал МБОУ Алгасовской СОШ, Тамбовская область, Моршанский район
Описание: Большая часть пожаров происходит по вине людей, из-за их беспечности, а примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков. Что бы таких случаев стало как можно меньше, необходимо применять во внеклассной работе дидактические игры и упражнения на тему «Огонь и человек».
Дидактические игры рассчитаны, как на детей начальных классов, так и учащихся 5-7 классов.
Цель: развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара; уметь определять, как выглядит опасность и почему он возникает; воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью.
Оборудование: игрушечные телефоны; таблицы, плакаты и рисунки «Опасность игры с гнем», «Первичные средства пожаротушения», «Пожар в лесу».
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
На классной доске записаны слова Владимира Маяковского:
Запомнить твердо нужно нам — пожар не возникает сам!
Учитель читает эти слова и задает вопросы:
— Как случаются пожары?
— Почему они происходят?
— Кто или что может быть виновником пожаров?
— Назовите причины пожаров.
Учащиеся называют причины возникновения пожара, а учитель записывает на доске:
1) неисправность электрических приборов;
2) забывчивость (забыли выключить электроприбор, отключить вовремя, закрыть-открыть дымоход и т. п.);
3) воспламенение от искры (печь, камин);
4) близость к огню легковоспламеняющихся предметов (мебель, обои, книги, одежда, пол);
5) игры со спичками, зажигалками, горючими смесями;
6) легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества — керосин, бензин, газ, порох, жидкости в аэрозольных баллончиках.
Учащиеся делают в ы в од: самые главные виновники пожаров — люди.
Учитель. Как защитить свой дом (квартиру) от проникновения дыма? Как защитить себя от дыма? Какой должна быть марлевая повязка?
III. Игра-соревнование «Лесной пожар».
Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть рисунки и прочесть текст к ним (найти, соотнести рисунок с подходящим текстом). Затем учитель раскладывает на столе карточки с вопросами-заданиями, участники игры выбирают любую из них, отвечают. Зрители оценивают ответы участников и выбирают лучшего игрока в соревновании.
Текст к рисункам (сюжетным картинкам):
1. Пожар в лесу — это опаснейшая чрезвычайная ситуация. Он может привести к гибели людей, животных, уничтожению больших участков леса, омов и поселков. Причиной таких пожаров бывают молнии или длительная засуха, но чаще всего виноваты люди. В 90 случаях из 100 лесные пожары вызваны неправильным обращением людей с огнем.
2. Не разводи костров в лесу, парке, саду, особенно если рядом нет взрослых. Не играй с огнем в местах скопления тополиного пуха.
3. Если возник пожар в лесной зоне, то спасаться от него лучше по открытым местам (полянам, просекам, дорогам, рвам, речным переправам), стараясь как можно быстрее покинуть горящий лес. Нос и рот закрой от дыма мокрым, платком.
4. Если возгорание небольшое, огонь только начинает разгораться, попытайся справиться с ним сам. для этого залей его водой, засыпь песком или землей.
5. Когда огонь приближается к домам, взрослые борются с ним — заливают ‘водой, засыпают песком или землей, роют рвы и вырубают’’ деревья. Ты тоже можешь им помочь, если уведешь малышей в безопасное место, где будешь заботиться о них.
Вопросы на карточках к игре-соревнованию «Лесной пожар».
1. Как потушить костер?
2. Каким путем ты будешь выходить из горящего леса?
3. Что может послужить причиной пожара в лесу?
4. Почему опасно поджигать тополиный пух?
5. Как защитить себя от дыма?
6. Какие природные явления могут быть причиной пожара?
7. для чего во время лесного пожара роют рвы?
8. Почему из горящего леса выходят по открытым местам?
9. Какие меры нужно предпринимать, если пожар усиливается?
IV. Игра «Вызов по телефону пожарной команды».
Учитель. Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин,
В часть к пожарным «01».
Учащийся «звонит» по телефону в пожарную часть, докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось: называет адрес; где горит; свой номер телефона; свою фамилию; на каком этаже горит; как лучше подъехать к дому; сколько подъездов в доме. Все сведения ученик должен сообщить четко, быстро, без запинок.
V. Рассказ учителя.
Пожар стихийное распространение огня, вырвавшегося из-под контроля человека.
На пожаре люди гибнут не от пламени, а от дыма и горячего воздуха. Порой хватает нескольких глотков, чтобы потерять сознание или перестать бороться за жизнь. Поэтому защищайтесь от дыма. В задымленном месте можно дышать, только через мокрую плотную материю, шарф, шапку.
Уходя из квартиры, закрывайте дверь и в горящую комнату, и в квартиру (пламя не только уменьшится без кислорода, но может вовсе погаснуть). Уходить из квартиры можно только, зная, что там никого не осталось. Особенно надо следить за маленькими детьми. От дыма они прячутся в шкафах, под столами, кроватями, в ванных комнатах и чаще всего не откликаются. Двигаясь по задымленной квартире, можно заблудиться и у себя дома — помни об этой опасности. По задымленным коридорам пробирайся на четвереньках или ползком — внизу меньше дыма.
Если дым в подъезде, постарайся сначала выяснить, что происходит. Однако делать это надо осторожно: выйдя из квартиры, обязательно прикрой за собой дверь, иначе квартира станет огромным дымоходом. Если дым мешает дышать, не пытайся спуститься ниже. Возвращайся в квартиру и звони «01». Если ты живешь в современном непрогораемом доме, закрой дверь, забей щели мокрыми тряпками, заткни вентиляционные отверстия и жди пожарных. Если в квартиру, несмотря на принятые меры, проник дым и пожар, остается еще возможность выйти на балкон и подавать знаки спасателям.
VI. Дидактическое упражнение «Пожар в школе, кинотеатре, на стадионе. Страх и паника».
Учитель предлагает учащимся ознакомиться со зрительным (рисунки, плакаты, сюжетные картинки по теме) и информационным (текстом к ним) рядами, проанализировать их возможное поведение в сложной ситуации.
Используя полученные знания, учащиеся должны ответить (в коде игры-упражнения), как вести себя при пожаре в общественном месте и при возникновении паники.
Информационный (текстовой)ряд к рисункам:
1. В местах, где собирается очень много людей, например в школе, кинотеатре, на стадионе, на аттракционах в парке и т. д., могут возникнуть очень опасные ситуации: пожары, аварии, взрывы. Чаще всего люди гибнут не от самой опасности, а от страха и паники, возникших в толпе. Об этом нужно всегда помнить и предвидеть возможную опасность. для этого, входя в любое помещение, нужно обратить внимание на запасные и аварийные выходы, представить себе, как ты к ним доберешься.
2. Помни, что самое опасное — быть зажатым и затоптанным в толпе! Люди в панике не замечают тех, кто рядом. Каждый думает о собственном спасении. Люди стремятся вперед, к выходу. Поэтому наибольшая давка бывает в дверях, перед сценой, около арены и т. д.
3. Старайся не приближаться к ограждению, стенам, стеклянным дверям, к которым тебя могут прижать. Не держи руки в карманах. Старайся не упасть на пол. Если толпа тебя увлекла — не сопротивляйся ей! Глубоко вдохни, согни руки в локтях, приподними их, чтобы защитить грудь.
4. Если тебя сбили с ног и ты упал на землю, постарайся свернуться клубком и защитить голову руками, прикрывая затылок.
Вопросы и задания к упражнению:
1. О чем нужно помнить, отправляясь в кино, цирк, на стадион?
2. Что нужно делать, чтобы не упасть в толпе?
3. Почему нельзя толпиться у дверей?
4. Что может послужить причиной паники?
5. Что нужно делать, если в толпе тебя сбили с ног?
б. Куда ты побежишь, если возникла паника?
7. Найди или вообрази план эвакуации с объяснением, куда идти.
8. Где бывает наибольшее скопление людей при эвакуации?
9. Чем опасны стены, ограждения, стеклянные двери?
10. Что нужно предпринять, если толпа тебя увлекла?
VII. Игра «Пожар в школе. Как действовать при пожаре».
Учитель. У меня в руке «чудесные» конверты, в них находятся различные предметы и средства, которые помогают людям потушить пожар. Каждый участник игры может выбрать любой конверт, достать из него рисунок предмета и объяснить, для чего он предназначен, в чем его назначение при пожаре, как его применять, как им действовать.
Комплект карточек с рисунками, которые учитель закладывает в «чудесные» конверты, представлены на рисунке.
VIII. Графический диктант.
Работа проверяется по трем вариантам: I вариант — огонь; II вариант — вода; III вариант — газ.
Учитель читает утверждения — как бороться с возникшей опасностью. Учащиеся записывают ответы в виде графических символов.
— Набросить одеяло.
— Закрыть входную дверь.
— Завернуть вентиль.
— Кричать и махать полотенцем.
— Проветрить помещение.
— Пробираться ползком.
— Обратиться за помощью к соседям.
— Назвать свой адрес и телефон.
— Позвонить диспетчеру.
IX. Рассказ учителя «Что нужно помнить при обращении с огнем?»
Огонь не всегда был добрым другом и помощником человека. В древности, когда люди и огонь еще не подружились, он приносил немало бед. Только потом огонь стал служить человеку. Он обогревает его дом, работает вместе с ним на заводе.
Давайте вспомним, как правильно обращаться с огнем.
1. Помни, что огонь подчиняется только умелым рукам. Если обращаться с огнем неосторожно, он опять станет диким. Справиться с ним будет очень трудно. Причины пожара бывают разными. Но пожар всегда начинается с того, что огонь остается без присмотра.
Помни — огонь не игрушка!
2. Если загорание небольшое и началось не от газовой плиты или от электроприбора, его можно залить водой. Если Ты не можешь справиться с огнем сам, вызывай пожарных по телефону «01». Зови на помощь взрослых. Не пугайся и не пытайся спрятаться. Выходи на улицу, выводи с собой других детей, особенно малышей!
3. При пожаре опасен не только огонь, но и дым. От дыма нельзя спрятаться! Он забирается во все, даже самые крошечные щели.
4. Помни: при пожаре главное — защита от дыма! Если это невозможно, быстро уходи на улицу, закрыв за собой двери.
Чтобы защититься от дыма — дыши через мокрую тряпку! Выбираться из дыма лучше на четвереньках или ползком — внизу меньше дыма.
Если в квартире много дыма, то можно заблудиться и у себя дома! Если ты не можешь выйти из дома на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма. После этого выходи на балкон или открой окно — зови на помощь!
X. Игра-лабиринт «Огонь и человек»
Учитель обращает внимание детей на плакат с изображением макета обычной квартиры, представленного в виде лабиринта, предлагает принять участие в игре-лабиринте, в которой детям необходимо указкой определить правильный путь к спасению - выход из задымленного помещения квартиры. (Макет квартиры на плакате (размещение комнат, мебели, инвентаря, вещей и т. п.) учитель может изготовить по своему усмотрению).
XI. Игра «В гостях у Бабы Яги».
Учитель. Представьте себе, что вы попали в гости к Бабе Яге. Она просит вас помочь ей истопить печку.
Игровые задания:
1. Разводим огонь. Как вы это сделаете?
2. Печка топится. Чем займемся?
3. Печка истопилась, огонь погас. Что ты будешь делать даль-
4. Ты почувствовал себя плохо (угорел). Что нужно делать?
Информационный ряд, помогающий в ответах:
1. Чтобы дрова быстро разгорелись, нужно правильно сложить дрова в печи: сначала положить бумагу, на нее щепки и бересту, а сверху — поленья; их складывают домиком (колодцем) или щалашиком.
Прежде чем поджечь дрова, убедись, что задвижка дымохода открыта.
2. Не оставляй горящую печь или камин без присмотра! Уголек может упасть на лежащие рядом предметы и вызвать пожар.
3. После того как дрова прогорели и образовались угли, не закрывай трубу задвижкой, пока не исчезнут голубые огоньки.
4. Если ты закрыл вьюшку раньше, а на углях еще остались голубые огоньки, то ты можешь отравиться угарным газом (угореть). У тебя может болеть и кружиться голова, появятся слезы, тошнота, начнётся рвота. В этом случае необходимо позвать на помощь взрослых, выйти на улицу, открыть все окна и проветрить помещение. Выпей молока, вызови врача, ложись в кровать.
XII. Игра — вопросное лото «Пожар, дым, пар и кипяток»
На столе разложены карточки (с верхней стороны — красного, цвета, с нижней — вопросы-задания лото). У учащихся могут находиться карточки — сюжетные картинки, рисунки, соответствующие вопросам, но игра может проводиться и без комплекта этих карточек, только по вопросам.
Вызванный учащийся выбирает любую карточку лото, читает вопрос, отвечает на него, анализирует карточку-ситуацию. Другие дети комментируют ответ, соглашаются или опровергают мнения и варианты ответов одноклассников.
Вопросы-задания к карточному лото:
1. Что может быть причиной ожога?
2. Чем опасен дым?
3. Что такое ожог?
4. Чем опасны пар и кипяток?
5. Что делать, если ты взялся рукой за горячую ручку сковороды, чайника или кастрюли?
6. Что ты можешь сделать, если на столе загорелась бумага?
7. Как защитить место ожога от грязи?
8. Что ты можешь сделать, если видишь, что в школе пожар?
9: Чем лучше всего смазать место ожога?
10. Что ты можешь сделать, если проходя мимо дома, ты увидел в окне дым, огонь?
11. Что делать, если кто-то обжегся паром?
12. Что ты будешь делать, если загорелась елка?
13. Что делать, если видишь огонь и дым в комнате?
14. Что делать, если кто-то облился кипятком?
15. Можно ли жечь мусор, листья на территории школьного двора или возле дома?
XIII. Игра «Пожар»
Для этой игры можно попросить детей сыграть роли любимых сказочных героев, например Буратино, Артемона, Мальвину и др. Задачи героев распределяются в соответствии с их характеристиками. Беспечный шалунишка Буратино становится виновником загораний. Он не соблюдает правил пожарной безопасности и не желает о них слышать. Смелый, но осторожный Артемон предупреждает Буратино о последствиях игры со спичками. Добрая и умная Мальвина помогает Буратино в сложной ситуации, объясняет, что соблюдение правил пожарной безопасности необходимо всем.
Сюжет.
Буратино мастерит из фольги и спичек ракету, затем показывает Артемону, как она полетит. Артемон предупреждает Буратино о том, что такая игра ведет к пожарам и травмам, но Буратино прогоняет его, продолжая игру и изображая запуск ракеты.
В этот момент учитель изображает взрыв, ударяя по какому-нибудь предмету.
Буратино кричит: «Пожар!» начинает метаться по комнате. Огонь перекинулся на шторы, диван и т. д. Учитель обращает внимание на поведение Буратино во время пожара (действия его необдуманные, неосторожные, он в замешательстве, в панике). Пометавшись, Буратино в панике залезает под диван (стул).
Вбегают Мальвина и Артемон. Мальвина звонит по телефону «01», а Артемон отыскивает Буратино и вытаскивает на свежий воздух. Мальвина оказывает Буратино первую доврачебную помощь.
Учитель задает вопросы:
— Какие правила нарушил Буратино? (Не позвонил «01», играл со спичками, прятался.)
— Почему он так поступил? (Ответы учащихся.)
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий мероприятия на тему ОБЖ для 5-9 класса коррекционной школы с презентацией
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов на тему: ОБЖ
Тест по ОБЖ с ответами для 7 класса
Технологическая карта урока ОБЖ в 7 классе
Похожие статьи:
Игры на уроках ОБЖ, 7-8 класс
Игры по ОБЖ для учащихся 6 класса на тему «Опасные вещества»
Игры на уроках ОБЖ, 5-6 класс
Внеклассное мероприятие по ОБЖ, 6 класс
Игры по ОБЖ для учащихся 5-6 класса на тему «Факторы выживания при автономном существовании человека»