Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Роль научно-популярной литературы для младших школьников

Из опыта работы учителя начальных классов
Роль научно-популярной литературы для младших школьников
Автор: Рогалева Н.А., учитель начальных классов, МБОУ «СОШ №49» г. Новоуральск.
Описание статьи: статья предназначена учителям начальных классов. В ней представлен опыт работы с научно-популярной литературой для детей младшего школьного возраста.
В современном обществе главным ресурсом является информация, именно на основе владения информацией о самых различных процессах и явлениях можно эффективно строить любую деятельность. Умение извлекать из научно-популярной литературы необходимую информацию, осмысливать её, формирует познавательный интерес, развивает самостоятельность читателя в процессе общения с текстом, учит работать со справочной литературой. Все это отвечает потребностям современного образования.
Перед школой встаёт важнейшая задача - научить детей читать и понимать тексты научно-популярного содержания.
Научно-популярные тексты существенно отличаются от тех, что привыкли слушать и читать дети. Поэтому учеников нужно готовить к восприятию таких текстов. При знакомстве с книгой необходимо объяснить, что в тексте могут встретиться непонятные слова и их значение нужно узнать, показать, что многие книги устроены особенно (алфавитный порядок, указатели и т.д.).
Вот несколько простых приемов, которые могут быть использованы в работе с научно-популярной книгой, мотивирующих интерес к ней:
• поработать с названием книги (произведения), выявить в ней проблемы;
• сообщить интересные сведения об авторах;
• сознательно оставить без ответа вопрос, а предложить обратиться к поиску ответа к той или иной научно-познавательной книге;
• чтение отрывков книг заканчивать на кульминационном моменте, “на самом интересном месте”, вызывая стремление узнать «а что же дальше»;
• организовать такую практическую деятельности детей, для успешного осуществления которой необходимо обращение к детской книге о природе
Работу с книгами можно проводить
• во время уроков;
• во внеурочной деятельности;
• в семье.
Наиболее эффективно использование научно-популярной и научно-художественной литературы, на уроках окружающего мира. Прежде всего, детей нужно заинтересовать научно-популярной книгой, для этого можно использовать пословицы, поговорки, загадки. Например, один из уроков «Окружающего мира» я начала загадками.
Сообщение классу готовых загадок, пословиц и поговорок было лишь первым этапом. На следующем этапе, после создания проблемной ситуации, я предложила детям самим по теме урока придумать пословицу, поговорку или загадку. Не всем это удалось, и я посоветовала обратиться к книгам.
На уроках «Окружающего мира» дополнительную литературу можно использовать с разными целями: это и чтение, как индивидуальное задание для учащихся (в этом случае текст подбирает учитель), с последующим рассказом классу о прочитанном, проведение познавательных минуток, во время которых происходит обсуждение интересных фактов из жизни природы, истории, современной жизни страны. Подбор и содержания таких познавательных минуток дается в виде домашнего задания, темы согласуются с основным содержанием урока. Дети, использующие при подготовке домашнего задания дополнительную литературу, обязательно поощряются на уроке, что мотивирует на дальнейшую работу с книгой.
Много видов работы с привлечением научно-популярной и научно-художественной литературы можно продумать во внеурочное время. В нашем классе постоянно организуются выставки книг под рубрикой «Я познаю мир», дети приносят книги, и на переменах мы с интересом рассматриваем иллюстрации, репродукции, высказываем предположения, о чем можно узнать из этой книги. Иногда темы книжных выставок оговариваем заранее «О воде», «Растения нашего края» и т.д. Очень интересно прошел классный час об Урале, информацию для которого тоже взяли из книг.
Мир книг научно-художественного и научно-популярного содержания огромен, и не потеряться в нем помогает старший библиотекарь ЦГПБ Новоуральска Михеева Л.А, которая, регулярно знакомит детей с научно-популярной литературой доступной для младшего школьника. Интересно рассказывая о фактах из жизни природы, Людмила Алексеевна обязательно показывает книгу, где можно узнать то, о чем она рассказала, и многое другое. Слушая грамотно рассказанный текст научно-популярной или научно-художественной книги, дети «приучаются» к особенностям таких текстов, подготавливаются к их чтению.
К чтению с детьми научно-популярной или научно-художественной книги, я пытаюсь привлечь и родителей, предлагая для вечернего семейного чтения не только художественную литературу. В нашем классе был проведен цикл бесед для родителей, на которых мамам и папам мы рассказали об особенностях данной литературы и показали приемы работы с ней. Оказалось, что родителей тоже нужно учить работать с такой литературой, во многих семьях она есть, но, к сожалению, порой родители обходятся только покупкой книг.
Надеюсь, что у учеников сформируется интерес к чтению научно-популярной литературы, которую они будут читать, понимать и которая станет для них необходимым источником знаний в течение всей жизни!
Используемая литература.
Беседы с учителем: 3 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана – Граф, 2004. – 384 с.
Виноградова Н.Ф., Калинова Е.С. Окружающий мир: учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана - Граф, 2004. – 160 с.
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир : Методика обучения : 1 – 4 классы. - М.: Вентана – Граф, 2004. – 240 с.
Программы четырехлетней начальной школы.- М.: Вентана – Граф, 2004. – 144 с.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: ПЦ "Эксперимент", - 2000. -260 с.

Рекомендуем посмотреть:

Успешность в обучении младших школьников Духовно-нравственное воспитание младших школьников Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели» Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе

Похожие статьи:

Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка

Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах

Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника

Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке

Опубликовано: 3806 дней назад (24 июня 2014)
Просмотров: 11937
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Людмила Анатольевна Панова # 24 июня 2014 в 20:24 0
Наталья Александровна, примите мой первый голос. Часто мы говорим: “Книга – это открытие мира”. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. v v v
Наталья Рогалева # 24 июня 2014 в 21:07 0
Большое спасибо, Людмила Анатольевна! Очень приятно было читать Ваш комментарий.