Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: Красота русской души
Предлагаю Вам конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.
Тема: Красота русской души.
Автор: Цуцерова Наталья Александровна, воспитатель, ГБОУ СОШ №33- СП "Детский сад".
Тема: Красота русской души.
Цель: Подвести детей к пониманию красоты как эстетической категории и ее конкретных проявлений в окружающем, произведениях народного и классического искусства . Учить внимательно рассматривать предметы , выделять красоту, описывать словами то , что понравилось, обрадовало. Объяснить, что в своих произведениях поэты , художники , композиторы передают свое понимание красоты и дарят ее всем.
Предварительная работа: Разучивание стихов о природе, рассматривание картин художников, разучивание русских народных песен, игр. Прослушать классическую музыку разных композиторов.
На столе стоят предметы букет цветов, русские народные платки , куклы в народных костюмах, различные игрушки народного промысла и т. д. ( по усмотрению воспитателя.)
Воспитатель : Ребята , что вы видите на столе? ( Дети перечисляют) Какие разные вещи! А мы говорим про них , что они все... ( дети заканчивают фразу) … красивы. Верно, все эти вещи по- своему красивы . Мы говорим о красоте людей,природы, музыки, живописи, и во всем скрыта тайна эта тайна — красота.
Воспитатель: А что такое красота? Может красота быть радостной? А грустной? А доброй?( Рассуждение детей)
В группу входят мальчик и девочка одетые в русские народные костюмы.
Воспитатель: Что случилось? Кто вы такие ? Откуда?
Дети отвечают: Нас зовут Иванушка и Аленушка. Мы из русских народных сказок.
Воспитатель: А что Аленушка плачет?( показывает веревочку для бус)
Иванушка : Аленушка рассыпала свои бусы. Бусинки куда то закатились , собрать их не может. Помогите, ребята, собрать бусинки .
Воспитатель: Ребята , мы поможем собрать бусы Аленушке ? (Да).
Группе оформлены разные уголки: поэзии, художественный, музыкальный и танцевальный, игровой , народных промыслов. За каждый правильный ответ дети получают бусинку которая нанизывается на веревочку.
Дети с воспитателем подходят к уголку «
Поэзии». ( На стендах фотографии и книги разных поэтов которые писали о природе)
Ребята читают стихи разных поэтов.( Даются бусины.)
Далее , подходят к уголку «
Живописи» Дети рассматриваю картины художников, их портреты .( Айвазовского И. К «Морские пейзажи», Шишкина И.И. « Утро в сосновом бору», Васнецова В.М. « Аленушка», Саврасова А.К. «Грачи прилетели», Брюлова К.П. « Всадница» , Тропинина В. А. « Кружевница», « Пушкин А. С.»
Воспитатель: Ребята, вам нравятся картины? ( Да)
- Кто такой художник? ( Это человек который пишет картины , который с помощью кисти передают красоту природы, людей, животных.)
- Каких художников вы знаете?
- Что изображено на картинах?( Рассматривают)
- Как вы , думаете в наше время существуют художники?
- Нужны ли, они? ( Рассуждения детей)
Проводится игра «
Собери картину» . Группа делится на несколько команд. Каждой команде дается разрезанная картина на много частей. Нужно собрать ее, по возможности дать название картины.
Уголок «
Музыки , танцев, игр»
Воспитатель включает произведение Л. И. Чайковского «
Вальс цветов»
- Вы сейчас прослушали произведение . Что вы по чувствовали?
( Рассуждения детей)
Воспитатель: А вы знаете, о том что Л. И. Чайковский написал такое произведение « Времена года» ( Слушают некоторые из них с закрытыми глазами)
В этот раз что вы по чувствовали? Какие картины представили? Попробуйте их описать. ( Рассуждения детей)
Воспитатель: То что вы сейчас слышали это произведение композитора. Русский народ еще в древние времена сочинял песни,частушки .
-Какие вы русские народные песни знаете? ( перечисляют)
Воспитатель включает фонограмму песни «
Во поле береза стояла»
Ребята становятся в хоровод , повторяют движения за воспитателем и поют песню.
Воспитатель: Как вы думаете русский народ любил играть? ( Да).
Вот в одну из игр мы сейчас поиграем, она называется «
Змейка».
Правила игры . Дети садятся в круг. За кругом ходит водящий. Неожиданно он бросает на середину круга веревку - « змейку». Все вскакивают ,стремясь как можно быстрее встать на нее . Кому места не хватит, выбывает из игры. Водящий , бросая «Змейку» в круг , постепенно укорачивает ее до тех пор, пока на нее сможет встать только один участник ,который становится новым водящим.
Уголок «
Народные промыслы »
На столе различные тарелки , игрушки и т. д. На которых нанесены росписи : хохломская, городецкая, дымковская, гжель и т. д. Дети вместе с воспитателем рассматривают все изделия.
-Ребята , вам нравятся эти предметы? (Да)
-Что на них изображено? ( Ответы детей)
Как вы думаете, от куда они брали все элементы? ( из наблюдений за природой, из жизни людей, наблюдений за животными)
Теперь ребята вы сами попробуете расписать тарелочки. ( Детям раздаются картонные тарелочки, каждый ребенок расписывает той росписью которая ему больше понравилась.)
Аленушка и Иванушка хвалят ребят за хорошие работы.
Воспитатель: Ой, ребята ,(показывает бусы) посмотрите мы пока с вами путешествовали все бусинки и собрали.
-Какие у нас бусы получились? ( Красивые)
-О чем мы сегодня говорили с вами? ( О красоте)
-В чем красота заключается? ( ответы детей)
Вы каждый по своему правы. Как вот эти бусы. Бусинка за бусинкой , человек накапливает все самое красивое , доброе. Все черпает из наблюдений . Передает это в искусстве: живописи, музыке,танцах и т. д. И все у нас взаимосвязано. ( Завязывает веревочку на бусах и отдает Аленушке)
Вот , Аленушка , держи свои красивые бусы, береги их.
Аленушка и Иванушка: Ну , ребята , было у вас хорошо,мы много интересного узнали. Нам пора возвращаться в наши сказки.
Воспитатель: Возьмите в подарок наши тарелочка расписные.
Аленушка и Иванушка: Спасибо вам ребята за подарок. Мы обязательно покажем и расскажем сказочным жителям о вас.
( Аленушка и Иванушка уходят)
Воспитатель: Вот мы и побывали в мире красоты. Вам понравилось ,ребята? ( Да) Что вы нового для себя узнали? ( Ответы детей)
Источники: Березовая карусель : Русские народные детские игры и хороводы / Собрал и пересказал Г. Науменко.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в сказку»
Конспект занятия по математике для детей старшей ортопедической группы
Конспект учебно-игровой деятельности в старшей группе по разделу программы «Детство»
Конспект НОД по восприятию музыки в старшей группе детского сада
Похожие статьи:
Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух
Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы
Конспекты занятий по математике в старшей группе
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе