Образовательная деятельность по развитию навыков взаимодействия дошкольников разновозрастной группы в игровой деятельности
Занятие № 1. «Умею ли я слушать другого человека?»
Цель: формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми.
Стимульный материал: музыкальные фрагменты с записями спокойной и агрессивной музыки.
Ход занятия
Детям рассказывается о том, как жили-были в одной стране разные сказочные герои (те, которых выбрали сами дети), а потом каждому ребенку дается возможность рассказать самому, как жили, что делали, как общались между собой их сказочные герои. После этого специалист, включая фрагменты с записями агрессивной музыки, обращает внимание детей на негативные формы общения сказочных героев. Затем, включая благозвучную и спокойную музыку, он воспроизводит позитивные формы общения.
После этого вместе с детьми необходимо сделать вывод о том, как важно уметь внимательно слушать другого человека, а также одобрить положительное эмоциональное реагирование детей.
Дотронься до…
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до…синего!» все должны быстро отыскать у участников игры что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета постоянно меняются, кто не успел - водит.
Заключение. Рефлексия.
Занятие № 2. «Роли, которые играют люди».
Цель: формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.
Стимульный материал: разные атрибуты – шапочка доктора, указка учителя, кисть художника ...
Ход занятия
Детям предлагается сначала определить роли сказочных героев. Согласно выбранным ролям строится ситуация общения, после чего дети должны объяснить, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение.
Сиамские близнецы.
Дети разбираются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят возле ноги другого и связывают их веревочкой. Теперь они сиамские близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Ведущий предлагает детям походить и побегать по комнате, повернуться, присесть, порисовать и т.д.
Вторая часть занятия включает в себя моделирование ситуаций, в которых сказочные герои действуют как профессионалы, используя соответствующие атрибуты. После этого дети должны объяснить, как изменилось их эмоциональное состояние и поведение.
Заключение. Рефлексия.
Занятие № 3. «Хочу сказать приятное другому человеку».
Цель: формирование эмпатических реакций ребенка.
Ход занятия
Задание состоит в том, чтобы сказочные персонажи, по очереди входя в помещение, сначала похвалили других, а затем и себя.
По ходу выполнения задания педагог обращает внимание на ту похвалу, которая вызвала положительные реакции окружающих. Затем он просит рассказать о том, что чувствовали дети, когда их хвалили, и что больше им понравилось: слушать похвалу в свой адрес или самому хвалить другого.
Поводыри.
Играющие разбираются на пары. Один стоит впереди (это «поводырь»), а другой с закрытыми глазами позади на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего. По команде ведущего поводырь начинает передвигаться по комнате сначала медленно, а затем все быстрее, меняя траекторию движения. Слепой следует за поводырем, стараясь не оторваться от него. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.
В заключение педагог дает задание детям похвалить своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей, назвать их ласковыми словами.
Заключение. Рефлексия.
Занятие № 4.
Цель: создать возможности, чтобы ребенок мог задуматься о природе человеческой привлекательности и симпатии.
Стимульный материал: изображения человеческих лиц.
Ход занятия
Педагог показывает детям изображения разных людей, и просит отметить те, которые им больше всего понравились. Затем выбирает те портреты, которые понравились большинству или всем, и просит объяснить, почему именно эти портреты привлекли внимание детей. Дети описывают свои эмоциональные реакции, возникающие при просмотре тех или иных изображений.
Рукавички.
Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на другие рукавички. Ведущий перемешивает их и раздает детям, каждому по одной. По команде ведущего играющие находят свою пару, берут карандаши и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми.
Ведущий наблюдает, как организовывают совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.
В следующем упражнении детям предлагается объяснить смысл поговорки: «Не всё то золото, что блестит». В результате занятия педагог подводит детей к пониманию того, что не только внешняя красота, привлекательность, но и внутренние достоинства человека позволяют нам признать его красоту.
Заключение. Рефлексия.
Занятие № 5. «Навыки неконфликтного общения»
Цель: формирование у детей умений и навыков неконфликтных реакций.
Ход занятия
В ходе занятия разыгрываются ситуации, в которых сказочные персонажи должны участвовать в решении спорных вопросов, проблем. Сначала сказочным персонажам предлагается самостоятельно разрешить эти вопросы, а затем педагог предлагает решение этих проблем с использованием приемов неконфликтного реагирования.
Игра «Клубочек»
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос сидящему рядом участнику игры (например «Как тебя зовут, что ты любишь ») и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие игры в одно целое.
В заключение занятия детей просят объяснить, какие способы реагирования привели к более положительному разрешению ситуации и почему.
Заключение. Рефлексия.
Занятие № 6.
Цель: познакомить детей с тем, как важно испытывать сочувствие к другим людям.
Ход занятия
В начале занятия конструируется сказочная ситуация, в которой персонажи помогают одному из них справиться со сложным положением, причем дети его выбирают сами. Затем педагог просит объяснить каждого ребенка, что он чувствовал, когда помогал другому, и в итоге подводит всех к выводу о том, что помощь может вызвать радостные чувства и у того человека, который ее оказывает.
Найти друга.
Упражнение выполняется детьми или же родителями и детьми. Одной половине играющих завязывают глаза, дают возможность походить по комнате и предлагают найти и узнать друга (своего родителя, ребенка). Узнать можно с помощью рук, ощупывая одежду, волосы, руки. Затем, когда друг найден, играющие меняются местами.
Заключение. Рефлексия.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе
Использование пиктограмм в работе с дошкольниками
Чтение художественной литературы в средней группе
Организация работы с детьми и родителями по ознакомлению с творчеством детских писателей Прикамья
Похожие статьи:
Организация воспитательного и образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
Изготовление книжек-малышек в ДОУ
Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста
Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в ДОУ