Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста на занятиях кружка «Оч.умелые ручки»
в условиях учреждения дополнительного образования.
Введение
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Общество исчерпало резервы, на которых оно строилось. Но все же оно продолжает давить на природные системы. И это приводит к необратимым последствиям.
Деятельность человека должна соответствовать законам природы, так как их нарушение может катастрофически изменить условия жизни на Земле. Известно множество примеров разрушения живой природы Земли в результате мощного наступления техники. И главным виновником резкого ухудшения экологической обстановки в нашем земном доме является человек. По существу, все экологические проблемы возникли потому, что люди не соотносили своих деяний с возможностями природной среды. В результате такого хозяйствования в нашем общем доме создалась обстановка, в которой стало опасно жить, дышать, пить воду, питаться.
Есть ли выход из создавшегося положения? Есть при условии, что каждый человек задумается над этими проблемами и со всей ответственностью наладит хозяйство в нашем общем доме – Земля. Сегодня состояние общественного экологического сознания и культуры населения вызывает серьезную тревогу. В условиях перемен, происходящих в России, стала заметна тенденция к снижению уровня экологической культуры. Возникла тенденция к потребительскому отношению к природе и природным ресурсам.
Для преодоления развития столь негативной тенденции необходима координированная работа всех органов, заинтересованных в развитии экологического образования. Оттого как мы будем решать эту проблему, как будем воспитывать подрастающее поколение, будет зависеть жизнь каждого, жизнь России и, в общем, существование нашей планеты. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.
Проблема экологического воспитания – является важной и в настоящее время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача всех: семьи, детского сада, современной школы и дополнительного образования.
Система дополнительного образования позволяет использовать при решении задач по экологическому воспитанию различные формы работы как традиционные, так и не традиционные.
В основе экологического воспитания детей через реализацию дополнительной образовательной программы «Оч.умелые ручки» лежит идея дома (от своей малой родины – к пониманию глобального мировоззрения – «Земля – наш общий космический дом»). Образ общего земного дома - дома всего человечества, всех живых существ поможет ребенку понять свое назначение и обязанности по отношению к другим людям и всем обитателям планеты Земля.
Анализ педагогической реальности обусловил выбор проблемы:
Каковы возможности форм и методов работы по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста в объединении «Оч.умелые ручки».
Цель работы: определение и создание условий для экологического воспитания детей младшего школьного возраста на занятиях объединения «Оч.умелые ручки».
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
-рассмотреть экологическую проблему, как глобальную проблему человечества;
- раскрыть вопрос об экологии, как науке, ее появление, цели, принципы;
- выяснить, какой природоведческий материал способствует экологическому воспитанию, какие основные условия экологического воспитания;
- раскрыть сущность, цели, методы и формы экологического воспитания;
- ознакомится с экологической обстановкой нашего края, рассмотреть нормы экологического поведения и особенности их восприятия младшими школьниками;
- проанализировать результаты работы по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста в условиях объединения «Оч.умелые ручки».
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей младшего школьного возраста.
1.1. Экология как наука, ее становление и развитие.
Как известно, существует более 120 определений экологии. Вот некоторые из них.
Экология - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование над организационных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы .
Экология - наука о сообществах – .
Экология - научная естественная история, имеющая дело с социологией и экономикой животных - английский эколог.
Американский ученый Х.Одум дает следующее определение – экология - изучение структуры и функции природы .
Экология - наука о законах, управляющих жизнью растений и животных в естественной среде обитания
Что же такое «экология»?
Классическая формула, приводимая во всех научных и популярных изданиях: экология - наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания. И это подтверждается этимологией данного слова. «Экос» - переводится с греческого как «жилище», «логос» наука. Т. е. экология- наука о «жилищных условиях» обитания организмов [22, 905]. В идеале экология стремится раскрыть и понять все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями и средой их обитания. Но до этого идеала еще далеко. Рассмотрим в общих чертах историю возникновения и развития экологии.
Некогда природные ресурсы использовались стихийно. Затем из накопленного людьми опыта, из первых обобщений родились науки, обслуживающие отдельные отрасли природопользования: сельское, лесное, рыбное хозяйства, горнодобывающая промышленность. Постепенно деятельность человека стала расширяться, и преграды между отдельными отраслями промышленности рухнули. Стало очевидным, что деятельность гидроэнергетиков, промышленников затрагивает все отрасли народного хозяйства. То, что природа едина, выяснилось совсем недавно. Значит, нужна и единая наука, ведущая рациональной эксплуатацией ее ресурсов. К этому времени наука экология уже существовала.
Термин «экология» был предложен еще в 1866 году Э. Геккелем. Этим термином он предложил обозначать общую науку об отношении организмов к окружающей среде [5.21]. Далее экология развивалась в трудах многих натуралистов и географов XIX - XX веков.
В России в области экологии большое значение имели работы К. Ф. Рулье (1852 год) и К. А. Северцова (1855 год). В конце XIX - начале XX веков исследователи обращали главное внимание на то, как отдельные факторы (например: климатические) влияют на распространение и динамику организмов. В это же время формируется представление о сообществах как о некоторых целостных совокупностях взаимосвязанных организмов.
Быстро развивалась экология в 20-30 годы XX века, когда были сформированы основные задачи изучения популяций и сообществ. В 1926 году В. И. Вернадский разработал учение о биосфере. Представление о комплексах организмов, взаимосвязанных между собой и с окружающей неживой средой нашло свое отражение и в появлении таких понятий как «экосистема» (А. Тексли, 1935 год) и «биогеоценоз» (В. Н. Сукачев, 1940 год). К 50 годам формируется общая экология. В 70-е годы ХХ века формируется экология человека или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды
Во второй половине XX, века в связи с резкими неблагоприятными последствиями воздействия человека на биосферу (так называемых «экологический кризис»), резко возрастает практическое значение экологии, необходимость проведения природоохранительных мероприятий, происходит «экологизация» многих естественных наук, устанавливается связь экологии с философией и социологией. Экологический подход становится необходим при решении производственных, научно-технических, демографических и других задач.
Экология - наука относительно молодая, и возникла она из потребности сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно широки. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.
1.2. Сущность понятия экологическое воспитание
Экологическое воспитание и образование учащихся – одно из основных направлений работы в системе образования. Мы рассматриваем экологическое воспитание как процесс, в котором происходит формирование личности. Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).
Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня прошедшие красной нитью через педагогическое учение нескольких столетий идеи природо- и культуросообразности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег и др.)
В настоящее время в науке нет единого подхода к определению понятия «экологическое воспитание», каждый автор, работающий над проблемой экологического воспитания, дает свое определение понятию.
В педагогическом словаре Г.М.Коджаспировой, А.Ю.Коджаспирова дается такое определение:
Экологическое воспитание – целенаправленное развитие у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе и гуманное, ответственное отношение к ней как к наивысшей национальной и общественной ценности .
В учебном пособии Т.В.Кучер формирует понятие так:
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения .
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
Сущность экологического воспитания содержит в себе две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение. Формирование экологического сознания происходит в основном в школе на уроках природоведения. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности. Таким образом, определяя сущность экологического воспитания, выделяют, во-первых – особенности этого процесса:
1) ступенчатый характер:
- формирование экологических представлений;
- развитие экологического сознания и чувств;
-формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
-выработка навыков и привычек поведения в природе;
- преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
Во-вторых - огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.
Процесс экологического воспитания в широком смысле - это процесс экологизации личности, формирования ее как носителя определенного типа культуры взаимодействия с окружающей средой (природой и социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды (включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с самого раннего детства. Уже в дошкольном и младшем школьном возрасте необходимо воспитывать бережное отношение к природе. Дети должны понимать опасность, которую таят в себе загрязнение почвы, воздуха и воды .
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека. Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека. Она охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую и правовую. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Достигается цель экологического воспитания по мере решения в единстве следующих задач:
-образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности) нравственного (воли и настойчивости, ответственности)
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.
В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.
Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
1.3. Психологические особенности экологического воспитания детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, возраст его интенсивного развития. В этом возрасте ребенок осваивает науку и культуру, которые накоплены человечеством на протяжении его истории и культуры.
Младший школьный возраст – 6-11 лет. К этому времени ребёнок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований.
Психологическая готовность рассматривается и с объективной, и с субъективной стороны. Объективная готовность: ребёнок обладает необходимым уровнем психического развития.
Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его длительно и устойчиво, это отчётливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, складыванием бумаги, конструированием. Ребёнок имеет некоторый опыт управления своим вниманием, самостоятельной его организации. Память ребёнка тоже достаточно развита - легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Теперь он способен ставить перед собой задачу. Он уже знает из опыта: чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это. Относительно хорошо у ребёнка семи лет развита наглядно-образная память, словесно-логическая память. Высокая эффективность осмысленного запоминания: экспериментально доказано, что дети запоминают не бессмысленные для них, а понятные им слова. Речь младшего школьника уже довольно развита. Она в известной степени грамматически правильна, выразительна. Словарный запас достаточно богат.
С поступлением ребёнка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, в семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью - обязанность приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий немалых усилий со стороны ребёнка. Чтобы усвоить знания в начальной школе, младший школьник должен обладать сравнительно высоким уровнем развития наблюдательности, произвольного запоминания, организованного внимания, умением анализировать, обобщать, рассуждать.
Психолог Л.С. Славина показала, что в начальных классах могут встречаться дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально-пассивные.
Эти дети обнаруживают нормальное интеллектуальное развитие, которое проявляется в играх, в практической деятельности. Педагог должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной деятельности, всячески поощрять их успехи, связывать на первых порах решение учебных задач с игровой и практической деятельностью. Сначала у первоклассника формируется интерес к самому процессу учебной деятельности. Интерес к результату деятельности формируется довольно быстро: как только ребёнок получит первые реальные результаты своей деятельности. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. Формирование этого интереса связано с переживаниями школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А стимулирует это чувство одобрение учителя, подчёркивание даже самого небольшого успеха, продвижения вперёд. Когда мы говорим о поощрении учителя, мы далеко не всегда имеем в виду учебную отметку. Оценка работы должна быть всегда. Словесная оценка обычно понятна первокласснику и производит надлежащее впечатление, если она мотивирована и сделана с педагогическим тактом.
Велики возможности воспитательного воздействия педагога на младших школьников, так как он с самого начала становится непререкаемым авторитетом, олицетворяет для них мудрость, чуткость доброжелательного наставника. Никаких сомнений в правильности действия учителя младшие школьники не испытывают, никаких обсуждений его действий не допускают. Но это ни в коем случае не означает, что учитель должен пользоваться своим авторитетом и не разъяснять, почему надо действовать так, а не иначе. Объяснять обязательно надо потому, что к концу 2 класса школьник уже сам будет ставить вопрос «почему»? Он будет ждать объяснений потому, что постепенно приближается к более высокому уровню психической зрелости.
В начальной школе расширяются и развиваются познавательные интересы ребёнка, формируются способности к активной, самостоятельной, творческой деятельности.
Учебная деятельность у младших школьников стимулирует прежде всего развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий.
Восприятие – целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Детерминировано предметностью мира явлений. Возникает при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в большей или меньшей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску .
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, относительным преобладанием первой сигнальной системы. Однако восприятие это в начале обучения отличается особенностями, позволяющими говорить о его возрастной недостаточности.
В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия ребенка-дошкольника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием. Для этого необходимо создавать у ребенка предварительное представление, предварительный поисковый образ для того, чтобы он смог увидеть то, что нужно. Мало иметь наглядный материал, нужно научить видеть этот материал. На протяжении младшего школьного возраста дети научаются рассматривать объекты. Восприятие у младших школьников связано с действиями. Воспринимать предмет - значит, что-то делать с ним, взять, потрогать его.
Для восприятия характерна ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты, которые вызывают эмоциональную реакцию. Наглядное, живое воспринимается лучше, чем схематические изображения. В процессе обучения восприятие принимает характер организованного наблюдения.
Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе и т.п. .
Основной особенностью является слабость произвольного внимания. Младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т.д.). Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий с их стороны. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, применение наглядных пособий.
Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие повторное использование его в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения .
Память лежит в основе любого психического явления. Без включения ее в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, а ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания, и притязания существуют благодаря памяти.
Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях - усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания, и ребёнок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. В дошкольном возрасте эта задача либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов запоминания (повторение, внимательное длительное рассматривание материала) ребенок в более старшем возрасте переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала.
Воображение – психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимающихся человеком в действительности .
Воображение творческое – предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества.
Воображение - один из важных психических познавательных процессов. Можно отметить основные тенденции развития воображения в младшем школьном возрасте. Воссоздающее воображение связано с представлением ранее воспринятого. Творческое воображение связано с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта.
Мышление - одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения. В таком непрерывном процессе образуются дискретные умственные операции, которые мышление порождает, но которым оно не ограничивается
Как отмечал психолог Выготский, интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте .
Ребёнок 7-8лет обычно мыслит конкретными категориями, опираясь на наглядные свойства и качества предметов и явлений. К концу младшего школьного возраста учащиеся переходят к следующей стадии - к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению.
Таким образом, в младшем школьном возрасте под влиянием обучения происходят серьёзные сдвиги в психическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в ответственный период жизни - подростковый возраст.
1.4. Нормы экологического поведения и особенности их восприятия младшими школьниками.
Общество никогда не терпело вседозволенности внутри себя, даже в мелочах. Сложились определенные правила вежливости, которые мы справедливо считаем необходимыми: спасибо, пожалуйста, разрешите, я Вам помогу..., правила поведения в гостях, за столом и тому подобное. Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и даже поощрялась. Формы поощрения оказывались бесконечно разнообразными: от детских стихов, до безудержных дифирамбов нелепым, экологически (и экономически!) безграмотным хозяйственным проектам. К чему привел этот путь всем известно.
Учителя и родители должны попытаться перекрыть самое начало этого пути. Поэтому, еще в младшем школьном возрасте детям нужно уяснить правила поведения в природе, что бы они стали нормой их поведения на протяжении всей их жизни. Ниже приведены основные правила поведения в природе, которыми могут овладеть учащиеся младшего школьного возраста. Этот список не окончательный. В будущем, он может быть дополнен или сокращен, а формулировки будут уточняться. Но «обрушивать» эти запреты на детей младшего школьного возраста «сверху» нельзя, учитывая их психологические особенности. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованны, а многие и открыты младшими школьниками, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить «спасибо» или вытирать ноги перед входом в школу. Вот эти правила:
1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
Каким может быть обоснование этого правила?
Живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения. Не исключено, что учитель найдет возможность сообщить детям и о питании растения "из воздуха" с помощью листьев: на свету (из углекислого газа и воды) в них образуются необходимые растению, животным и человеку питательные вещества (крахмал, кислород). Какое же право мы имеем бессмысленно обламывать ветки, мешать растению жить? К тому же листья выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, не случайно там, где много растений, легко дышится. Мы должны помнить и о красоте растений, которую можем нарушить, обламывая ветви. Это правило относится и к цветущей черемухе, другим деревьям и кустарникам, которые особенно часто страдают из-за своей красоты.
2. Не повреждай кору деревьев!
Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).
3. Не собирай березовый сок.
Помни, что это вредит дереву.
4. Не рви в лесу, на лугу цветов.
Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Сбор дикорастущих растений на букеты - очень мощный фактор воздействия человека на природу. Его часто недооценивают, считая, что вред, наносимый при этом растительному миру, не заслуживает внимания. Однако, именно давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению очень многих растений в местах, часто посещаемых людьми (сон-трава, венерин башмачок, стародубка и другие). Жертвами нашей "любви" к цветам стали не только изначально редкие растения, но и когда-то вполне обычные, даже массовые виды, такие как ландыш. Вот почему было бы неверно ориентировать учащихся на сбор маленьких, скромных букетиков, противопоставляя их "огромным букетам-веникам". Важно показать какой вред природе могут нанести люди, если сорвут даже по одному-единственному цветку. Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников любителей "скромных букетиков". Важно, чтобы ребята осознали простые истины: выросший на лугу цветок находится здесь "у себя дома", он связан с другими обитателями луга. Например, к цветку прилетают насекомые, которые питаются его нектаром. После цветения появляются плоды и семена. Они попадают в почву, где из семян вырастают новые растения... Имеем ли мы право срывать цветок для того только, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет. Для этого специально выращивают красивые растения в садах, на клумбах, в оранжереях и т.д. А красивые дикорастущие цветы должны оставаться в природе.
5. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в вашей местности много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Лекарственные растения - ценнейшее природное богатство, к которому нужно относиться бережно. Количество некоторых из них из-за массового сбора резко уменьшилось (валериана, ландыш, плаун и др.). Поэтому дети могут заготавливать те растения, которые многочисленны (горец птичий, пастушья сумка, тысячелистник и др.). Но и эти растения нужно собирать так, чтобы в местах сбора большая их часть оставалась нетронутой.
Разумеется, сбор лекарственных трав должен проводиться под руководством учителя, а еще лучше - медицинского работника или работника аптеки. Совершенно недопустимо, чтобы заготовка лекарственного сырья превращалась в проводимое "для галочки" массированное истребление местной флоры. Ясно, что одно такое "мероприятие" может свести на нет долгие усилия педагогов по экологическому воспитанию школьников, не говоря уже об уроне, который понесет природа.
6. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.
7. Не сбивай грибов, даже ядовитых.
Помни, что грибы очень нужны в природе.
У некоторых ребят формируется отрицательное отношение к несъедобным, а особенно ядовитым грибам. Встречая такие грибы, дети стараются уничтожить их (сбить, раздавить), нередко мотивируя это тем, что такими грибами могут отравиться животные или люди. Известно, что грибы, в том числе и несъедобные для человека, являются компонентом леса. Своей подземной частью - грибницей - они срастаются с корня ми деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарством. Грибы являются санитарами леса: они участвуют в разложении растительных остатков.
Не менее важно и то, что грибы украшают лес. Именно мухомор, как известно, является одним из самых красивых наших грибов.
8. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
Пауки - традиционный объект неприязни, брезгливого отношения со стороны человека. Это предубеждение основано на незнании, невнимании к окружающему. Пауки являются такой же полноправной составной частью природы, как и другие животные.
Жизнь пауков полна интересных подробностей, многие из которых доступны для детских наблюдений. Сети пауков, да и сами они, по своему красивы. К тому же эти хищные существа уничтожают множество комаров, мух, тлей и других насекомых, приносящих ущерб человеку и его хозяйству.
9. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
10. Не разоряй гнезда шмелей.
Шмели - насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась. Причина этого - широкое, неумеренное использование в сельском хозяйстве ядохимикатов, к которым шмели очень чувствительны; уничтожение шмелиных гнезд при сенокошении; выжигание сухой травы на лугах. Усугубляет тяжелое положение шмелей разорение их гнезд ради меда, который, кстати, невкусен, или просто ради забавы. А ведь шмели являются единственными опылителями бобовых растений.
Без них не было бы в лесах и на лугах клевера, люцерны, чины, горошка и так далее.
11. Не разоряй муравейники.
12. Береги лягушек, жаб и их головастиков.
13. Не убивай змей, даже ядовитых.
Все они нужны в природе. А из яда ядовитых змей человек получает ценнейшее лекарство.
14. Не лови диких животных и не уноси их домой.
Известно, что ящерицы, ежи, некоторые рыбы, птицы нередко оказываются жертвой любви ребят к "нашим меньшим братьям", которая выражается в том, что этих животных ловят, приносят домой (или в школу) и пытаются содержать в неволе.
Чаще всего такие попытки заканчиваются гибелью животных, так как условия неволи не могут заменить им естественной природной среды. Важно убедить учеников в том, что лучшим "домом" для диких животных служит лес, луг, водоем и т.д. А в нашем доме или живом уголке школы можно содержать лишь тех животных, которые привыкли к жизни в этих условиях, появились на свет в неволе, которых специально разводят для содержания рядом с человеком.
15. Не подходи близко к гнездам птиц.
По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники.
Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
16. Не разоряй птичьи гнезда.
17. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лесу или в парке весной или в начале лета.
Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
18. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
Особенно часто дети приносят домой или в класс уже оперившихся, но не умеющих летать птенцов, которых они считают "выпавшими из гнезда". Обычно это оказываются так называемые слетки, т.е. птенцы, уже покинувшие гнездо (слетевшие с него) и подрастающие, которые учатся летать. Родители подкармливают их. Пойманные ребятами птенцы, как правило, быстро погибают в неволе.
19. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
20. Не шуми в лесу, в парке.
Шумом ты отпугнешь животных, помешаешь им, а сам увидишь и услышишь гораздо меньше.
21. Не жги весной траву на лугу.
Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травы, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов. Погибают от огня многие насекомые, гнезда шмелей, птиц. Пожар может перекинуться на лес, на постройки человека.
22. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.
Никогда не выбрасывай мусор в водоемы. Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Выбрасывая мусор в водоемы, или даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья другим людям.
Усвоив экологические правила и сформировав на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам, поступки ребят не будут наносить вред природе.
Глава 2. Опыт организации деятельности объединения «Оч.умелые ручки»
по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста
2.1. Организация деятельности объединения «Оч.умелые ручки» по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста
В своей работе с детьми на занятиях в объединении «Оч.умелые ручки» мы опираемся как на исторический опыт, так и на опыт современных педагогов. Все передовые учителя осознают важность экологического воспитания школьников в наши дни, в связи с нарастающей экологической опасностью. Поэтому вопросами экологического воспитания и образования школьников занимается довольно много педагогов. И делают они это по-разному. Это происходит оттого, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании. Но главное то, что за всем этим многообразием методов и приемов работы ученики младших и средних классов становятся более экологически воспитанными.
Проблема отношений человека и природы была актуальна на всех этапах развития человечества. В настоящее время мир стоит на грани экологической катастрофы. К экологическим проблемам приковано внимание всего мира. В связи с этим последние десятилетия объявлены годами экологического образования. Многолетний опыт кружковой работы показал, что наиболее эффективно экологические знания у школьников формируются в процессе работы с различными материалами.
В каждом доме всегда находятся ненужные вещи, которые мы выкидываем, из них делают множество различных поделок и сувениров, такое вторичное использование вещей воспитывает у детей бережное отношение к природе. В основу реализации программы положен экологический принцип. Экология охватывает практически все области деятельности: биологию и химию, географию и физику, ручной труд. Биология, химия, физика объясняют свойства материалов, способы хранения и обработки.
Труд оказывает разностороннее и положительное влияние на все аспекты развития ребенка. Укрепляет его физические силы, делает движения более точными и уверенными, совершенствует ориентацию в пространстве.
Основное целевое назначение программы «Оч.умелые ручки» заключается в том, чтобы ребенок, используя вторичный материал, приобретал биохимические знания о нем, обучался приемам отображения мира, передачи эмоций, настроения, тем самым расширяется кругозор ребенка, формируется творческая личность с эколого-биологическим мировоззрением.
Специфика учреждения дополнительного образования позволяет набирать детей с разным уровнем подготовки, каждый может посещать занятия независимо от одаренности, пропуски занятий не могут быть поводом для отчисления из кружка. Все занятия предполагают достаточную свободу ребенка в его деятельности, опираясь на собственные ощущения и предпочтения, дети сами могут выбирать сюжеты, формы и методы изготовления поделок и панно.
Программа рассчитана на три года обучения для детей от 6 до 12 лет. Занятия первого года обучения проводятся 4 часа в неделю, второго и третьего года обучения проводятся 6 часов в неделю. После каждых 30 минут (для первого года обучения) и 40 минут (для второго и третьего года обучения) организуется 10-минутный перерыв, наполненный физкультурной паузой или подвижными играми.
Занятия кружка состоят из теории и практики. При этом практика составляет значительную часть отведенного для занятий времени. Теория составляет примерно 1/3 часть занятий.
Цель:
- формирование и развитие творческой личности с эколого-ориентированным мировоззрением через вторичное использование материалов;
Задачи:
- дать прочные знания, умение и навыки в работе с различными материалами, воспитывать чувство меры, художественный вкус;
- развивать личные качества необходимые для работы: усидчивость,
аккуратность, умение доводить начатое дело до конца и т.д.;
- развивать творческие возможности и способности;
- создать условия для творческого труда;
- создать атмосферу психологического комфорта и защищенности;
-воспитывать у детей гуманное отношение к природе.
Как видим, на занятиях решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому на занятиях в объединении «Оч.умелые ручки» у младших школьников больше возможности для воспитания нового отношения к природе, основанного на гуманизме.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
Система дополнительного образования позволяет использовать при решении задач по экологическому воспитанию различные формы работы как традиционные, так и не традиционные.
В своей работе с детьми, посещающих объединение кружков, для реализации задач по экологическому воспитанию, используются такие формы работы как беседа, экскурсия, игры, а также изготовление поделок из бросовых материалов.
Как известно, одной из форм работы по экологическому воспитанию является экскурсия. Основной задачей экскурсий для педагога является то, чтобы научить подростка видеть красоту природы и помочь почувствовать ее гармонию. Так, например, Л. М. Хафизова считает, что формирование у учащихся ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Поэтому мы стараемся во время экскурсий дать детям экологические знания и привить нормы экологического поведения. Успех экскурсии в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, по этому перед каждой экскурсией составляется подробный план подготовки.
1. Намечается тема экскурсии. Желательно, чтобы название темы звучало эмоционально или проблемно, что позволяет сразу заинтересовать учащихся.
2. Ставится цель, задачи и составляю предварительный план экскурсии.
3. Выбирается место проведения экскурсии, заранее побывав там. Нужно предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.
4. Уточняется содержание воспитательного и познавательного материала, подбирается игровой материал, стихи, загадки, викторины.
5.Тщательно продумывается методика проведения экскурсионного занятия.
к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность.
6. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.
На экскурсиях в природу дети не только собирают материал для поделок, но и учатся наблюдать за природными явлениями, так как умение наблюдать и воспринимать природу и ее явления имеет огромное образовательное значение. Кроме этого, на каждой экскурсии проводится анализ каждого конкретного поступка, сделанного как детьми, так и взрослыми: разоренное гнездо, подобранный птенец, подкормка птиц, сбор цветов и т.д. Обращается внимание на негативные последствия деятельности человека: запах токсичных газов от автотранспорта, выбросы из печных труб котельных и предприятий, загрязнение окружающей среды, свалки и т.д. Во время прогулок и экскурсий в природу у детей первого года обучения появляется опыт наблюдения за природной средой; дети второго года обучения наблюдают поведение других людей в природной среде и учатся анализировать их поступки. У детей третьего года обучения появляется умение оценивать не только чужое поведение в природе, но анализировать свое.
Еще одной формой, применяемой в работе по экологическому воспитанию в объединении «Оч.умелые ручки», являются экологические игры (Приложение 5). Спросите детей: “Почему вы любите играть?”. Они ответят: “Играть интересно”; “нравится”; “хочется”; “играть весело!” и т.д. И именно поэтому, для нас педагогов, поиграть с детьми – важно!
Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Об игре написано много. Подумаем о том, как и во что, играть, чтобы развивать у детей экологическую культуру. Мы специально не употребляем термин “экологические игры”, так как уже укоренившиеся в литературе и педагогической практике представления о них связанно с вопросами “биологического” характера, рассчитано на усвоение детьми природоведческого материала. “Уроки в игровой форме” – вот, пожалуй, наиболее часто встречающийся сегодня вид “экологических игр”. Я считаю, что технология воспитательного процесса должна существенно отличаться от форм и методов обучения детей, отражать самоценность воспитания, обеспечивать реализацию его специфических задач и возможностей в развитии экологической культуры личности.
“Игра – дело серьезное”. А игра в воспитательном процессе – это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; играя, он выполняет вполне конкретную природоохранную работу; играя, он усваивает правила поведения в окружающей среде; играя, он становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Так, например, в работе по экологическому воспитанию на занятиях в объединении «Оч.умелые ручки» используются не только занятия в игровой форме, но и игры с загадками. Игры с загадками - это
преимущественно дидактические игры. Но отгадывание загадок уже сама по себе игра, особая форма игры. Имея запас загадок на разнообразные темы, можно с их помощью увлечь детей в удивительное путешествие – познание окружающего мира. Природа сама по себе – неиссякаемый источник тайн и загадок. А для растущего человека – в особенности.
Загадки – это игра, которая уместна и желанна на всех видах занятий с детьми, особенно во время экскурсий, в ходе бесед, дискуссий, заданий, разнообразных игр. Экологические загадки используются и на обыкновенных занятиях. Так, например, на занятиях по теме «Аппликация» мы с детьми делаем аппликации с природной тематикой, ну и, конечно же, загадываются детям загадки о природе, природных явлениях тем самым, углубляя знания детей об окружающем их мире.
Кроме экскурсий в природу (лес, парк, на реку) и экологических игр для реализации идеи экологического воспитания в условиях объединения «Оч.умелые ручки» в программу учебных занятий объединения включены беседы с экологическими сведениями.
При подборе материала для бесед, нужно учесть следующие условия:
1) вопросы экологии должны быть связаны с содержанием изучаемого материала;
2) они должны излагаться в информативном плане;
3) их следует использовать для возбуждения интереса учащихся к изучаемому материалу;
4) при ознакомлении учащихся с вопросами экологии необходимо привлекать их знания;
5) учитывать особенности экологических проблем своего района.
Так при изучении темы «Аппликация» включена беседа «Свалка по имени Земля», а при изучении темы «Объемное моделирование и конструирование» - беседа «Твердые отходы».
Но самое главное то, что дети в объединении учатся на практике использовать вторичное сырье (отходы, мусор) для изготовления различных поделок и сувениров. Например, из пластиковых бутылок от бытовой химии мы с детьми делаем аппликации, панно. Из пластиковых бутылок из-под напитков делаем рамочки для фотографий, вазоны, цветы. Из картонных коробок, обрезков ткани, остатками пуговиц и других подручных материалов можно сделать мебель для своей любимой куклы, шкатулку для любимой мамочки, сувенир для друга и многое другое. Главное показать, как можно использовать бытовые отходы, а дальше дети будут фантазировать сами.
2.2. Результаты работы по экологическому воспитанию детей
младшего школьного возраста на занятиях в объединении
«Оч.умелые ручки»
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого – либо раздела программы и завершения ступени обучения.
Золотарева А.В. дает следующее определение понятию:
- контроль в узком понимании – изучение и описание состояния процесса в данный момент, сопоставление этого состояния с планируемым или нормативным.
- контроль в широком значении, или комплексный контроль, включает не только оценку состояния процесса в соответствии с нормативными его характеристиками, но и разработку рекомендаций на будущее, коррекцию процесса, помощь педагогу и учащимся [13 , 45].
Объектами контроля в дополнительном образовании могут быть:
- знание понятий, фактов;
- прикладные знания;
- соответствие знаний, умений, и навыков программе обучения;
- соответствие достижений обучающегося нормативным результатам;
- уровень и качество изготовляемого творческого продукта;
- мастерство, культура, техника выполнения;
- степень самостоятельности в приобретении знаний;
- развитие творческих способностей и т.д.
Результаты контроля являются основанием для корректировки учебных и образовательных программ, прогнозирования содержания обучения. На основе результатов процесса контроля производится процесс оценивания.
В системе дополнительного образования трудно отслеживать результат. Тем не менее, можно констатировать положительное влияние занятий на воспитание и развитие детей.
Дополнительная образовательная программа «Оч.умелые ручки» имеет два уровня контроля – промежуточный и итоговый. Промежуточный контроль направлен на выявление уровня усвоения знаний, умений и навыков, полученных детьми по данной теме, а также включает в себя вопросы по экологии. Итоговый контроль проводится в конце учебного года, как итоговая выставка работ учащихся из бросового материала и тестирование (Приложение 8). В промежуточной и итоговой диагностике выделяются уровни: низкий, средний, высокий.
Задача контроля состоит в том, что бы определить, на сколько дети становятся экологически грамотными и как меняется их отношение к природе, а так же фактические знания теоретического материала, полученных навыков в практической работе с бросовым материалом. Это позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку: одному оказывать постоянную помощь, другому предоставлять больше свободы для самостоятельной работы.
Вначале каждого учебного года мы проводим анкетирование (приложение 9), выявляя состояние экологической воспитанности у учащихся. Анализируя результаты анкет можно сделать вывод, что дети второго года обучения обладают большей экологической воспитанностью. А дети третьего года обучения уже осознанно ведут себя на природе, соблюдая все правила поведения. Кроме того, они учат этим правилам малышей. По остальным вопросам анкеты результаты почти одинаковы. И отсюда следует вывод, что представление учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся. В результате перед нами встала задача - формировать у учащихся основы экологических знаний.
На кружке организуются выставки поделок из бросового материала, рисунков и аппликаций о правилах поведения в природе. Детям нравится видеть свои работы на выставках, и они с удовольствием участвуют в них. Творческие работы детей очень интересны, своеобразны, оригинальны в исполнении, выполнены со вкусом.
Воспитанники кружка принимают активное участие в городских, районных и областных выставках и конкурсах:
- выставки работ кружковцев МОУ ДОД «Дом детского творчества»;
- выставки декоративно-прикладного творчества;
- районный фестиваль детского творчества «Новогодний калейдоскоп»,
- районный конкурс «Юные таланты» в номинации декоративно-прикладное творчество;
- межрегиональные конкурсы – выставки;
- областной конкурс «Новогодние сюрпризы Деду морозу»
- областной конкурс «Букет зимы суровой», «Природа и творчество»;
- областной конкурс «Строим мир без риска» и многие другие.
На кружке сложилась доброжелательная обстановка для того, чтобы каждый ребенок мог найти свое место в коллективе, проявить свои способности.
Заключение
Подводя итоги работы по экологическому воспитанию в условиях объединения «Оч.умелые ручки», можно сделать следующие выводы:
1. Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя.
2. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.
3. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить дети младшего школьного возраста. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения.
4. Вопросами экологического воспитания и образования младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит оттого, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.
5. По результатам проведенной работы были сделаны выводы: а) проведенная работа способствовала развитию у младших школьников экологического сознания; б) в ходе данной работы ребята участвовали в решении экологических проблем, на доступном им уровне, это способствует развитию самостоятельности, умению доказать свое мнение; в) младшие школьники получили следующие экологические представления: - почему нельзя рвать цветы на лугу, - для чего в лесу нужны грибы, и многие другие; данные представления при дальнейшей работе могут перерасти в убеждения, которыми ученики будут пользоваться; г) поступки учеников, усвоивших нормы и правила экологического поведения, по отношению к природе стали гармоничными с ней, ребята почувствовали себя частью природы. д) ребята внимательно стали относиться к природе родного края, их заинтересовали растения, животные и взаимосвязи природы и человека.
6.Если формирование экологического сознания идет на занятиях, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной в воспитательной работе. Поэтому формирование экологического поведения мы будем продолжать вести и в дальнейшем.
7. Все темы дополнительной образовательной программы «Оч.умелые ручки» дополнены экологическими вопросами и краеведческим материалом. Это помогает решать задачи развития экологического сознания, которое является фундаментом для формирования экологического поведения! Единство экологического сознания и поведения - сущность экологического воспитания.
Таким образом, правильная организация работы по экологическому воспитанию позволит вырастить гармонически развитых детей, которые будут знать и помнить о том, что любовь к природе, понимание ее роли в жизни человека, ответственность за ее состояние в настоящем и будущем.
Результат такой работы проявляется в том, что дети, которые закончили полный курс изучения дополнительной образовательной программы «Очумелые ручки», сами уже не только начинают думать, что этот мусор надо убрать, пусть даже за кем-то, а этому деревцу надо помочь, замазав ранку на стволе, а птичек в этом лесу, парке, во дворе надо покормить, но и на практике могут применить свои знания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеклассного мероприятия по экологии для младших школьников
Экологический КВН в начальной школе
Экологическая викторина для начальной школы. Сценарий
Экологические сказки для младших школьников
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по экологии в 4 классе
Сценарий внеклассного мероприятия для 3 класса. Защита природы
Сценарий экологического праздника в начальной школе
Внеклассное занятие по экологии, 1-2 класс
Внеклассные занятия по экологии для младших школьников