Конспект урока литературы в 5 классе
Тема урока: Рассказ С. Черного «Игорь-Робинзон»: анализ содержания и анализ образа главного героя.
Цель урока: Знакомство с методом анализа литературного произведения на примере рассказа С. Черного «Игорь-Робинзон».
Задачи урока:
1. Учить анализу содержания произведения на основе рассказа С. Черного «Игорь-Робинзон», выявить основные черты образа главного героя.
2. Выяснить роль игры в формировании личности ребенка, значение названий рассказов писателя («Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»), способы создания юмористического в рассказах С. Черного.
3. Развивать умение общаться, высказывать свое мнение, умение размышлять и самостоятельно делать выводы, умение работать в группах.
4. Прививать интерес к чтению, любовь к слову.
Оформление и оборудование урока: рисунки или игрушки, символизирующие образ или деталь содержания произведения, сундук для «сокровищ» - предметов-символов из произведения, рисунки-шаржи Робинзона – героя Даниэля Дэфо, подборка рисунков к произведению. Доска оформлена рисунками и картинками к уроку, центральная часть заполняется вместе с учениками по ходу урока. Стенд с записями на нем: самостоятельно// В группе// В паре с товарищем//- для самостоятельного оценивания своей работы. Для оценивания: жетоны-кролики.
Посадка: дети сидят за двумя столами, разделенные на группы. Чтобы разделить детей на группы, используется принцип лотереи – дети вытягивают номер стола или команды при входе в аудиторию, затем рассаживаются и готовятся к уроку.
1 этап. Начало урока:
-Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Порадуете сегодня меня? Все прочитали произведение, которое я вам задала накануне (С. Черный «Игорь-Робинзон»)? Интересно было?
- Давайте сформулируем тему нашего урока (предполагаемые ответы: «Изучение произведения «Игорь-Робинзон»), помощь в формулировке, запись на доске и в тетрадях.
- А какая будет цель урока? (проанализировать содержание произведения и образ главного героя)
- Я подготовила для вас вот эти рисунки.
- Посмотрите на них и подумайте, какая история связывает их с прочитанным вами рассказом?
2 этап
– а) Выявление уровня прочитанности произведения, уровня внимательности к деталям произведения, анализ основных событий и деталей произведения:
-
Начинаем анализировать произведение:
- Как зовут главного героя? (Игорь)
- Кто дает ему прозвище: Робинзон и почему? (Автор, т.к. Игорь оказывается один на островке среди озера, и никто не знает, что он там. Игорь оказывается в сходной с Робинзоном ситуации)
- Можно ли сказать, что автор данного произведения, называя своего героя Игорем-Робинзоном, предлагает нам, читателям, как бы поиграть в приключение? В каком еще произведении Саши Черного мы встретили такую игру в литературного персонажа? («Кавказский пленник»)
- Почему Игорь оказался один на лодочной станции в парке? (Родители уехали в город по делам, а Игорю играть было не с кем, он отправился на прогулку и дошел до парка)
-Как он оказался на острове? (В парке была лодочная станция, Игорь сел в одну из лодок и раскачал ее, лодка снялась с цепи и поплыла)
- Почему не смог вернуться? (Осталось одно весло)
б) Анализ детали произведения и выявление степени внимательности прочтения произведения:
-
На доске есть два изображения острова. Какое из них ближе к тому, о котором рассказывает С.Черный?
(Дети выбирают и объясняют)
-
Еще я по дороге к вам нашла вот этот сундук с сокровищами. Откроем его?
-Давайте восстановим события рассказа, я буду доставать по 1 вещи, а ваша задача прикреплять рисунок на доску к рисунку с островом (достаем рисунок или игрушку, имеющую отношение к содержанию произведения)
(Предметы: лодка-игрушка, замок и цепь, флаг на ветке, лупа, рисунок кролика, фантик от бумажки, черный пудель, записка на французском языке: «Шер Жибер! Совэ муа, силь ву пле. Же сюисюр лиль!», ошейник, бечевка и камень) – За каждое правильное объяснение того, как деталь связана с содержанием рассказа –дети получают 1 жетон (у меня – кролик, т.к. на острове Игоря-Робинзона жили кролики). Дети не только указывают роль детали, но и размещают рисунок этой детали на большой картине с островом.
Вопросы для самых внимательных:
- Когда лодка снялась с цепи и поплыла, что почувствовал Игорь? Он боялся или играл в приключение? А когда он понял, что то, что происходящее не игра, а большая опасность?
- Почему мальчик позавидовал прилетевшей к нему осе? (Есть крылья, может куда угодно летать)
- Кто или что спасло его от укуса осы? (Фантик от конфеты)
- Кого и от кого спас Игорь на острове? (Кроликов от нападения водной крысы)
- Как относился мальчик к слезам? (Недостойно плакать, он же не девочка)
- Вы помните, что расстроенный своим злоключением мальчик заснул? Кого он увидел во сне? Почему он увидел крокодила, ведь крокодилов в их местности не водится? (Самое страшное для мальчика)
- Что дало ему надежду на спасение? Кого он сначала услышал, а потом увидел? Как звали пса? (пудель Цезарь)
- Как связаны между собой пес Цезарь и Пятница – дикарь из произведения Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»? А о чем говорит тот факт, что мальчик пса переименовывает в Пятницу? Кем он чувствует себя?
- Как удалось-таки выбраться с острова Игорю? (С собой у него была записная книжка и карандаш, он написал записку и попросил пса отнести садовнику)
- Кем работал месье Жибер, которому мальчик написал записку с просьбой о помощи?
- О чем говорит тот факт, что мальчик после возвращения домой первым делом сел за стол и сделал из картона золотую медаль «За спасение …»? (Он был благодарен собаке за его спасение)
За каждый верный ответ дети получают жетон – кролика.
- Какой мы должны сделать вывод из этой истории? (Дети совещаются в группах и представляют ответ от команды)
3 этап Самостоятельная работа – анализ характера главного героя
1. - А теперь вопрос для самостоятельной работы:
- Можно ли Игоря назвать мужественным человеком? – Напишите ответ на этот вопрос в своих тетрадях. А главное – докажите свою мысль! Как можно начать: Я считаю Игоря мужественным человеком, так как он…
2. – Давайте зачитаем ваши ответы и выберем лучший. (Лучший выбираем хлопаньем – громче/тише) Победители получают кроликов-жетоны.
4 этап - Домашнее задание.
- А с каким мужественным юным героем, вашим ровесником, мы познакомились совсем недавно? Дети отвечают - Васютка из произведения «Васюткино озеро» В.Астафьева.- Можно ли сказать, что Игорь и Васютка - братья по несчастью? - Вот об этом вы порассуждаете дома и напишите в тетради ответ в форме сочинения-рассуждения. Дополнительное задание: нарисуйте свои иллюстрации к этому рассказу!
5 этап – Подведем итог нашему занятию:
- Какую цель мы поставили в начале урока? Мы достигли ее? Чья команда сегодня работала более успешно (это мы определим по количеству жетонов-кроликов)? У кого в команде больше всего набрано кроликов – жетонов? Вы настоящие знатоки русской литературы и критики. Оцените свою работу: вы справились с заданием самостоятельно? В группе? В паре с товарищем? Положите полученный в начале урока билет с номером команды под одной из записей:
самостоятельно// в группе// в паре с товарищем//
Спасибо за урок! До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по литературе в 5 классе по сказкам А.С. Пушкина
Конспект урока литературы в 5 классе по теме: Сказки Андерсена
Конспект урока литературы. Басни Крылова, 5 класс
Конспект урока литературы по сказкам Андерсена для 5 класса
Похожие статьи:
Конспект урока литературы в 5 классе по программе В. Я. Коровиной