Конспект родительского собрания для начальных классов
Родительское собрание - практикум: "Младший школьник: помоги ему учиться"
Автор: Лядская Наталья Владимировна.
Учитель начальных классов, СОШ № 13, г.Константиновка, Донецкая область
Назначение работы: материал будет полезен для начинающих педагогов, для педагогов, имеющих затруднения с родителями,для классных руководителей, а также для преподавателей, имеющих копилку интересных идей.
Цели:
1. Обсуждение трудностей, возникающих в процессе обучения, их причины.
2. Развитие познавательной сферы у младших школьников.
3. Ознакомление родителей с результатами диагностики познавательных процессов.
4. Рассмотрение рекомендаций в форме практикума по развитию познавательных процессов.
Участники: классный руководитель, родители учащихся вторых классов, школьный психолог.
Подготовительная работа:
1. Диагностика уровня сформированности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, воображения).
2. Подбор игр к практикуму, подготовка листов с их описанием.
3. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании.
4. Разработка рекомендаций для родителей совместно со школьным психологом.
О ф о р м л е н и е, о б о р у д о в а н и е, и н в е н т а р ь:
1) игровые места для трех групп родителей – участников практикума (столы с прикрепленными к ним альбомными листами синего, красного и зеленого цвета, бумага, ручки, карандаши);
2) таблицы для игр, мяч;
3) запись на доске темы собрания, эпиграфа:
Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
У. Глассер
4) Листы с описанием игр.
Ход собрания
I.Организационная часть.
Классный руководитель. В словаре русского языка С. И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-либо, как общественное признание и как хорошие результаты в работе, учебе и других видах общественно-полезной деятельности.
Успех осознается человеком в процессе приобретения социального опыта и достигается им благодаря приложенным усилиям и старанию.
Переступая порог школы, ребенок из дошкольника превращается в ученика, а это значит, что меняется его социальный статус, впервые в жизни он становится членом общества, наделенным конкретными обязанностями. Учитель выступает представителем общества: он ориентирует ребенка в том, как вести себя, что и как делать. Каждый ученик хочет быть успешным: получать хорошие отметки, найти в классе новых друзей и т. п. Наличие у него такого осознанного стремления в школьной жизни является предпосылкой достижения желанного успеха, получения одобрения и поддержки со стороны взрослых.
Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал как можно более высоких результатов.
Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребенка свои. Выявление этих причин – дело трудоемкое и кропотливое, но если действительно есть желание помочь ребенку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость, сделать его учение не «мучением», а радостью, подготовить ребенка к успешной деятельности на следующей ступени образования, –следует установить реальные причины, которые вызывают те или другие затруднения, мешающие ребенку хорошо учиться.
Вот сегодня мы и попробуем определить эти причины.
- Сейчас я предоставлю слово школьному психологу Рубан Антонине Николаевны
II. Обсуждение проблем с психологом.
Классный руководитель предлагает родителям обсудить и назвать основные трудности в учебе своих детей. После обсуждения школьный психолог объясняет причины различных проблем, возникающих при обучении младших школьников.
Родители. Ребенок пропускает буквы в письменных работах.
Психолог. Возможные психологические причины: низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания; несформированность приемов самоконтроля.
Родители. Дети испытывают трудности в решении задачи разными способами.
Психолог. Каковы же здесь возможные психологические причины трудностей?
Низкий уровень развития общего интеллекта; несформированность умения ориентироваться на систему признаков; низкий уровень развития образного мышления.
Родители. Ребенок почти всегда или часто не понимает задания.
Психолог. Возможно, у вашего ребенка слабая концентрация внимания или низкий уровень развития восприятия, произвольности; недостаточный уровень развития умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Родители. Дети испытывают затруднения при пересказывании текстов.
Психолог. Причинами этого можно назвать несформированность умения планировать свои действия; слабое развитие логического запоминания; низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации); низкий уровень речевого развития.
Родители. Дети допускают ошибки при сложении, умножении…
Психолог. Такая проблема может возникнуть, если у школьника низкий уровень развития механической памяти, а также низкий уровень развития долговременной памяти; развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы; слабая концентрация внимания; низкий уровень развития произвольности; несформированность приемов учебной деятельности.
III. Ознакомление с результатами диагностики познавательных процесс
ов.[/i]
Классный руководитель. Мы изучали общий уровень умственного развития учащихся, в частности: общий запас знаний школьников, умение выделять существенные признаки предметов и явлений, вычленять их из несущественных; умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями; умение обобщать; сформированность приемов логического мышления (сравнение, анализ, классификация), а также особенности произвольного внимания; ведущий тип памяти.
Результаты диагностики выдаются каждому родителю индивидуально на отдельных листах, где указаны конкретные рекомендации по развитию познавательных процессов их ребенка.Общие рекомендации могут быть такими:
- Необходимо обратить внимание на развитие следующих мыслительных операций: обобщение, выявление существенных признаков предметов и явлений, установление логических отношений между понятиями;
- Использовать специальные развивающие упражнения для коррекции произвольного внимания.
- Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно-политического содержания, давать им пояснения, многократно повторять; при необходимости совместно с ребёнком обратиться за помощью к семейной библиотеке;
- Использовать различную популярную развивающую литературу для занятий с детьми (детские утренники, семейные традиционные праздники, совместные занятия по выходным и т.п.); различные игры и упражнения.
IV. Практикум для родителей.
Несколько игр я хочу предложить вам сегодня.
Игра 1. «Что лишнее?».
Ц е л ь: развивать внимание, способности анализировать, сравнивать и обобщать материал.
О п и с а н и е. Детям предлагается ряд из трех-четырех слов, объединенных общим понятием. Необходимо найти «лишнее» слово в этом ряду и объяснить свой выбор.
Стрекоза, петух, оса, муха.
Снегирь, ласточка, утка, воробей.
Сосна, ель, береза, пихта.
Кедр, осина, тюльпан, тополь.
Кит, щука, судак, окунь.
Стрекоза, щука, божья коровка, гусеница.
Вариант усложнения задания – нахождение двух лишних слов по разным признакам. Например: тля, волк, заяц, белка. Лишние слова: тля (не относится к млекопитающим) и волк (хищное животное).
Игра 2. «Обобщай».
Ц е л ь: развивать способность анализировать значение слов, умение обощать.
З а д а н и е. Назовите одним словом или словосочетанием перечисленные картинки как можно точнее (мяч бросается взрослым то в одну, то в другую команду):
- гитара, скрипка …(музыкальные инструменты);
- метла, лопата …(орудия труда);
- сковорода, кастрюля …(посуда);
- телевизор, магнитофон …(бытовая техника);
- школа, университет …(учебные заведения);
- математика, история …(учебные предметы);
- Азия, Африка …(части света) и т. д.
Игра 3. «Дорисуй».
Ц е л ь: развивать воображение.
О п и с а н и е. Детям предлагаются контуры элементов предметных изображений, простые геометрические фигуры, которые нужно так дорисовать, чтобы получились узнаваемые картинки.
Игра 4. На распределение внимания, обогащение словарного запаса и знаний об окружающем мире “Реки мира”.
В клетках записаны названия рек мира. Найдите их. Названия записаны как по горизонтали, так и по вертикали.
М И С С И С И П И
И Д Ф Н А Е Н А Р
С О Д Р А Н И Р Т
С Н М О К А Л А Ы
У Р А Л С В Д Н Ш
Р Е Й Н Р О Н А О
И Т Н О М Л Е Б А
В И С Л А Г П О Н
У А М У Д А Р Ь Я
Ответы: Миссисипи, Лена, Одра, Ока, Урал, Рейн, Рона, Висла, Амударья, Миссури, Майн, Рейн, Волга, Иртыш, Обь, Нил, Днепр, Сена, Парана, Дон.
Игра 5. «Анаграммы».
Ц е л ь: тренировать логическое мышление, особенно умение анализировать и синтезировать; обогащать словарный запас; расширять кругозор.
О п и с а н и е. Из приведенных слов путем перестановки букв нужно составить название животного, птицы или растения. Все буквы должны быть обязательно использованы.
1) араб + ум 6) перо + лад 11) так + сук
2) лира + гол 7) ель + газ 12) урок + тапка
3) фа + жир 8) сорт + Альба 13) фа + гном + ил
4) липа + нота
5) бак + бум 9) лик + пена
10) до + кролик 14) кожа + ворон
15) ум + па
О т в е т ы: марабу, горилла, жираф, антилопа, бамбук, леопард, газель, альбатрос, пеликан, крокодил, кактус, куропатка, фламинго, жаворонок, пума.
V. Заключительный этап. Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций родителям.
1. О з н а к о м л е н и е родителей с рекомендациями.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
1) Необходимо обратить внимание на развитие у детей следующих мыслительных операций: обобщение, выявление существенных признаков предметов и явлений, установление логических отношений между понятиями.
2) Использовать специальные развивающие упражнения для коррекции произвольного внимания.
3) Для обогащения словарного запаса детей рекомендуется делать упор на чтении, чаще использовать в речи современные термины и понятия научно-культурного и общественно-политического содержания, давать им пояснения, многократно повторять; при необходимости совместно с ребенком обратиться за помощью к семейной библиотеке.
4) Использовать различную популярную развивающую литературу для организации занятий с детьми (устраивать детские утренники, семейные традиционные праздники, совместные занятия по выходным и т. п., различные игры и упражнения).
2. Минута благодарности.
Классный руководитель. Сегодня важно научить детей противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах. С ранних лет в них надо воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, развивать способность не бояться посильной работы, умение общаться со сверстниками и взрослыми, стремление быть конкурентоспособной личностью в условиях реформирующегося общества, оставаясь при этом гуманным.
Начальная школа – это целый мир! Годы, проведенные в первых 4 классах, должны остаться в памяти человека как время приобщения к взрослой жизни, в которой все было впервые – и победы, и поражения. Важно, чтобы побед было больше, а поражения не оставляли бы травм на всю оставшуюся жизнь, а лишь расширяли жизненный и гуманистический кругозор человека – гражданина Украины.
Благодарим вас за активное участие в собрании и желаем успехов в обучении и воспитании детей.
Учитесь вместе с детьми.
VI. Рефлексия.
- Оцените информацию, полученную на собрании одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета.
В конце собрания родители получили книги «В помощь родителям»
А также я ознакомила родителей с выставкой вспомогательной литературой и стендами, на которых были размещены рекомендации родителям.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание во 2 классе
Родительское собрание в начальной школе
Родительское собрание в начальной школе «Семья – сердце общества и родина ребенка»
Родительское собрание совместно с учениками «Мама, папа, я – читающая семья!», 1 класс
Похожие статьи:
Конспект родительского собрания в 4 классе «Чтобы жить достойно»
Конспект родительского собрания в 1 классе
Как интересно провести родительское собрание в начальной школе
Мастер-класс для родителей 1 класса. Игровая деятельность
Родительское собрание в 1 классе. Воспитаем вместе