ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
В настоящее время экономические и политические изменения привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Поэтому идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Одной из главных задач является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители, Н. В. Алешина, А. А. Зеленова, JI.B. Логинова, выделяют права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что в работах зарубежных и отечественных учёных определяется термином «толерантность». Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Следующая ступень развития дошкольника — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, области, страны, наполнение конкретным содержанием таких понятий, как: «Родной город», «Семья», «Традиции», «Я – гражданин. Мои права».
«Я гражданин. Мои права».
1.
«Каждый ребенок имеет право на жизнь».
Ребенок – это дар любви.
Храни его и с ним живи
В единстве и созвучье тонком.
Ты отвечаешь за ребенка.
Игра «Солнышко» ребенку предлагается нарисовать солнышко с лучами, рассказать, кому лучики подарят свое тепло.
Игра «Мое тело» воспитатель предлагает детям рассмотреть разные части своего тела, вспомнить для чего они нам нужны. Воспитатель дает задание – дома расспросить маму и папу, на кого они похожи и чем.
2.
«Каждый ребенок имеет право на индивидуальность (имя, фамилия, гражданство).
В каждом имени есть свет,
В каждом - солнышка привет.
С милым, нежным малышом
Свет любви приходит в дом…
Игра «Ласковое имя» воспитатель предлагает детям придумать ласковые имена друг для друга.
Игра «Закрытые глаза» воспитатель завязывает ребенку глаза и просит найти игрушку среди других, надеть варежки и т.д., после этого предлагает обсудить, что дарит человеку умение видеть.
3.
«Каждый ребенок имеет право на достойную и счастливую жизнь»
Детство – добрая планета,
Это мир чудес и света,
Это пестрый луг цветущий,
Звонко по утрам поющий.
Музыкальная игра «Солнечный зайчик» воспитатель взмахивает волшебной палочкой и говорит, что превратила всех в солнечных зайчиков. Воспитатель включает музыку и предлагает придумать танец солнечного зайчика.
4.
«Каждый ребенок имеет право на дом и семью»
Семья – защита от обид,
Для малышей она как щит,
Как прочная она броня
От холода и от огня.
Всем детям на земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить их и жалеть,
Чтобы они могли взлететь…
Игровая ситуация «Я в семье» воспитатель предлагает детям выбрать о ком, он будет заботиться (сынок, дочка, домашний питомец, кукла) и показать.
5. «Каждый ребенок имеет право на помощь и на защиту от обид и оскорблений»
Если дети наши плачут,
Их не защитили, значит,
Не пришли на помощь к ним,
Страшно одиноко им.
Придумывание истории «Солнечная страна» воспитатель предлагает детям закрыть глаза и придумать историю, которая произошла в «Солнечной стране».
Игровая ситуация «Ссора» воспитатель показывает двух кукол и говорит детям, что они поссорились, предлагает их помирить.
6.
«Каждый ребенок имеет право на собственность (игрушки, книжки, одежда)»
Малыш живет в волшебном мире,
Мир этот не в его квартире,
Он в сказочном дворце, в звезде,
В снежинке, в лучике, в дожде…
Игровая ситуация «У меня отобрали игрушку» воспитатель предлагает детям разыграть ситуацию.
7.
«Каждый ребенок имеет право на свободу выражать свои мысли»
Взрослые, послушайте,
Поскорей послушайте
Вы детей своих!
Океаны в них
Мудрости и знания,
Жизни понимания!
Матери, отцы,
Дети – мудрецы!
Игровая ситуация «Новая игрушка» воспитатель показывает детям новую игрушку и предлагает познакомить новенькую с другими игрушками и группой.
8.
« Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья»
Для красоты твоей здоровье –
Наиважнейшее условье.
Зимой и летом закаляйся,
Любимым спортом занимайся.
Зарядку делать не ленись,
Есть в меру сладкое учись,
Дружи с мочалкой и водой –
И засияешь красотой.
Игровое упражнение «Веселая зарядка» воспитатель включает музыку и предлагает детям придумать веселую зарядку.
Игровое упражнение «Игрушки заболели» воспитатель говорит ребятам, о том что игрушки заболели и просит помочь их вылечить.
9.
«Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг»
Лучик – солнечный дружок,
Был со мною весь денек.
Мы с ним в салочки играли,
Мы шалили, хохотали.
Игровое упражнение «Необычный концерт» воспитатель предлагает ребятам посмотреть внимательно на предметы в группе, выбрать предмет, придумать для него мелодию и устроить концерт.
10.
«Каждый ребенок имеет право на образование»
Почему не любят школы?
Там не делают уколы,
Там не бьют, не обижают,
Там детей не унижают.
Чтобы в школу все бежали,
Чтобы в школе не скучали,
Надо школе измениться,
С нашим детством подружиться.
Сюжетно-ролевая игра «Школа» воспитатель предлагает детям выбрать учителя и провести урок.
Практика показывает, что целенаправленную работу по развитию личности ребенка в аспекте духовно-нравственного воспитания необходимо вести в следующих направлениях:
- духовно-нравственное воспитание личности детей дошкольного возраста;
- формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста;
- развитие представлений о народной культуре.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности дошкольников должны быть включены во все виды детской деятельности.
Особый интерес у детей вызывают
- сюжетно-ролевые игры с проблемными ситуациями;
- интерактивные игры;
- обыгрывание и моделирование проблемных ситуаций;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
Таким образом, индивидуальный подход к духовно-нравственному воспитанию личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Литература:
1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва «Просвещение», 2009.
2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. – СПБ.: « Детство-Пресс», 2004.
3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Арт-терапевтические упражнения для младших школьников
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка