Конспект урока по окружающему миру с элементами валеологии для 1 класса с презентацией
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе с элементами валеологии на тему: «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?»
Задачи:
• познакомить с основными правилами личной гигиены;
• учить правильно чистить зубы, соблюдать правила личной гигиены;
• прививать навыки здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, еженедельное купание;
• развивать познавательный интерес, воображение, творческую деятельность учащихся;
• воспитывать аккуратность, опрятность, формировать доброжелательные отношения к окружающим, умение понимать себя и других.
Оборудование:
1. Экран, проектор, ноутбук, презентация «Правила гигиены. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?».
2. Видеозаписи мультфильмов "Королева Зубная щетка", «Мойдодыр», «Петя и микробус».
3. Посылка от Мойдодыра с предметами личной гигиены, конверт с письмом.
4. У каждого ученика – гребешок с ватой между зубцами, зубная щетка.
5. Приложение для игры «Что с чем дружит»
Ход урока
I.Организационный момент.
– Давайте улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.
– Покажите, с каким настроением вы пришли на урок (Дети показывают карточки с лицом радостным или грустным).
Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)
Да! (Смотрят в «бинокль»)
Вы готовы, ушки?
Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)
Вы готовы, ручки?
Да! (Хлопают в ладоши)
Вы готовы, ножки?
Да! (Поглаживают ноги, притопывают)
Вы готовы?
Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)
II.Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
- Внимание на экран. (слайд 2 )(Просмотр фрагмента мультфильма «Мойдодыр»)
- Почему от мальчика сбежали вещи?
- А вы догадались, как можно назвать этого мальчика? (Неряха, грязнуля.)
- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?
(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)
- Молодцы! Сегодня на уроке мы как раз поговорим о том, важно ли, чтобы всегда и везде была чистота, для чего надо мыть руки и чистить зубы, т.е. поговорим о личной гигиене.
Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте.
А к концу урока мы с вами составим правила личной гигиены, как ухаживать за своим телом.
III. Открытие нового знания .
Почему нужно умываться и мыть руки?( ответы детей)
-Давайте, мы с вами посмотрим фрагмент из мультфильма «Королева зубная щётка» и проверим ваши предположения. (слайд 3)
А сейчас девочки нашего класса покажут вам сценку
(Выходит девочка, вся измазанная чёрной краской)
Девочка 1:
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
(берёт ладошки девочки)
Чёрные ладошки;
На локтях – дорожки.
Девочка 2.
Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала,
Вот они и загорели.
Девочка 1:
Ах, ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
(показывает чумазый носик)
Кончик носа чёрный,
Будто закопченный.
Девочка 2:
Я на солнышке лежала,
Носик кверху я держала.
Вот он и загорел.
Девочка 1:
Ой, ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем все до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
Мы её ототрём. (вытирает мылом и мочалкой девочку)
Девочка 2. (Громко девочка кричала, как увидела мочалку, царапалась, как кошка)
Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
Девочка 1: А ладошки-то отмылись.
Девочка 2. (Оттирали губкой нос, разобиделась до слёз)
Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
- Ребята, что же было с нашей милой девочкой? (Она была грязная, а потом её отмыли).
- Может, не нужно было её мыть, пусть бы ходила грязной?
Давайте девочку научим правильно умываться. Слайд 4.
– Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, затем смыть пену водой. Теперь чистыми руками моем лицо, уши , шею.
– Ребята а сколько раз нужно мыть руки? Физкультминутка (слайд 5)
Чтобы быть здоровым, сильным
Мой лицо и руки с мылом
Рано утром не ленись
На физкультминутку становись.
Танец маленьких утят.
- А давайте посмотрим, что может произойти, если не умываться и не мыть руки. (Фрагмент мультфильма Витя и Микробус)слайд 6
– Что может случиться, если не умываться и не мыть руки?
- Если вы сядете покушать или ляжете спать с грязными руками, то сами не заметите, как занесете грязь, микробы, бактерии(слайд 7)
в свой организм. Они скапливаются на коже и под ногтями. Во сне можно не заметить и потереть глаза, рот. А если грязь с кожи рук попадет в глаза, то они могут воспалиться. Такое заболевание называется конъюнктивит. Такое заболевание приводит к потере зрения. Очень часто у ребят болят животы, чаще всего немытые руки этому причина. Болезнь немытых рук – дизентерия. слайд 8.
- Чем покрыто наше тело? (Наше тело покрыто кожей. )
- Давайте рассмотрим кожу на своих руках. Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов.
Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим.
Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.
- Сколько раз в день надо мыть руки?
Стук в дверь. Входит Айболит.
3. Предметы личной гигиены (В класс заходит «Айболит»)
Айболит. - Здравствуйте, друзья, на урок пришел к вам я. Хочу посмотреть и послушать, что вы знаете о здоровье.
Учитель. Объясни, нам Айболит, как правильно мыть руки? Айболит. Намыленные руки должны скользить, как санки по снежной горке. А чтобы кожа не шелушилась от мыла, надо руки хорошо промывать водой и насухо вытирать.
Айболит. Я принёс вам письмо от Мойдодыра. (достает письмо из конверта и зачитывает) слайд 9
Письмо детям
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо.
И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо!
Всё равно, какой водою: кипячёной, ключевою, из реки или колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно: утром, вечером и днём.
Перед каждою едою, после сна и перед сном.
Тритесь губкой и мочалкой, потерпите – не беда,
И чернила, и варенье смоет мыло и вода.
Мойдодыр.
Айболит: И еще Мойдодыр передал вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Учитель: Спасибо, Айболит, за твои советы. Ребята, разгадаем загадки Мойдодыра?
1. Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок) слайд 10
2. Гладко и душисто,
Моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было –
Что, ребята? (Мыло)слайд 11
3. На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)слайд 12
4. Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце) слайд 13
5. Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа) слайд 14
6. Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
И та станет чище.
(Платяная щетка.) (слайд 15)
7. Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам.
(Зубная щётка) слайд 16
- Все эти предметы личной гигиены.
(По ходу работы учитель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, зеркало, щетку для чистки одежды.)
-Ребята, вам знакомы с этими предметами? Для чего они нужны?
- А сейчас мы с вами поиграем Игра «что с чем дружит». Слайд 17
Каждая группа получает по листочку, на котором изображены предметы в двух столбиках. Вам необходимо найти пары предметов, которые «дружат» и соединить их линией. Слайд 18
Проверка.
- С чем дружит нос…, туфли…, ногти…, волосы.., зубы..?
4. Физкультминутка слайд 19.
Кто умеет чисто мыться?
Кто водички не боится?
Это – мы, это – мы,
Это, это, это – мы!
Умываться мы умеем,
Моем руки, моем шею
вот так; вот так,
Чистим зубки
Вот так , вот так.
Мы помылись, как большие,
Вот мы чистые какие!
Посмотри, посмотри!
- А вы дружите с зубной щёткой?
- Почему надо чистить зубы?
- На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами. Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.
- Давайте поучимся правильно чистить зубы (слайд 20)
5. Учимся чистить зубы слайды 21-23 Практическая работа Учитель: Проведем с вами опыт, как правильно чистить зубы. Зубцы расчески изображают наши зубы, а вата – это зубной налет и остатки пищи. (Учитель чистит вдоль и поперек щеткой вату, снизу – вверх вата вычищается.)
– Начинаем с углов, с боковых зубов. Сначала – изнутри, затем – снаружи, вверх, вниз. Это мы стеночки почистили, а надо еще верхушки. По ним щеткой водим кругами или петельками.
Когда почистим зубы, щетку надо помыть и поставить в стаканчик.
-Сколько раз надо чистить зубы? ( Два раза в день: утром и вечером).
Чтение учащимися стихотворения “Как у нашей Любы разболелись зубы”
– Почему у Любы разболелись зубы? (Зубы покрыты эмалью. Она твердая и защищает от повреждений зуб. Если грызть предметы, то можно эмаль разрушить, тогда в зуб попадут микробы, зуб начнет болеть. Образуется кариес).
- А что делать, если всё-таки зубы заболели? (Обратиться к стоматологу)
6. Беседа о молочных зубах.
- У многих из вас сейчас не хватает зубов. Они выпали. Почему? Мудрая черепаха вас спешит успокоить.
- Много обычаев в разных странах связано с выпадением зубов. В Америке дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку для зубной феи, которая может забрать зуб и вместо него положить несколько монеток.
- А как вы поступаете, когда у вас выпал зуб?
VI. Закрепление
- Мы с вами повторили, как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. Еще раз посмотрите на все предметы, лежащие у меня на столе.
-Какие предметы нужны, чтобы умыться? (мыло и полотенце)
- А какие предметы нужны, чтобы почистить зубы? (зубная щётка и зубная паста)
- Прочитаем слова – любимые друзья Злючки – Грязнючки. Но 1 слово лишнее, какое? Почему?
ИГРА “Советы Мойдодыра” слайд 24
- Давайте теперь, глядя на картинки, составим правила личной гигиены:
1. Мыть руки с мылом.
2. Умываться по утрам и вечерам.
3. Чистить зубы нужно 2 раза в день (утром, после завтрака, и вечером, перед сном)
4. Купаться каждую неделю, тереться мочалкой.
5. Ежедневно расчесывать волосы.
6. Стричь вовремя ногти.
V. Домашнее задание.
- Дома я предлагаю вам превратиться в художников на фабрике, где делают зубную пасту и мыло. Вам нужно придумать и нарисовать упаковки для новых сортов зубной пасты и мыла
VI. Итог урока.
- Понравился ли вам урок?
- Как вы усвоили тему нашего урока? Оцените.
- Какое у вас настроение в конце урока? слайд 25.
Презентация на тему: Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
Добрый день! Прочитала Ваш конспект занятия.Очень понравился. Новаторский, емкий, интересный для детей. Вживаясь в события, ребенок как бы становится ее действующим лицом, что повышает познавательную активность, живой интерес. Это способствует освоению детьми основных компонентов учебной деятельности, что является необходимым условием дальнейшего обучения в школе, его эффективности.
Спасибо большое за опыт! Так держать!