Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Обобщенный опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи

Обобщенный опыт работы на тему "Формирование словаря с помощью дидактических игр и лексических упражнении у детей старшего дошкольного возраста"
Вступление.
Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Однако, если этот человек выражает свои мысли не последовательно, не грамотно, недоступно для окружающих, то становятся неинтересными, непонятными его мысли и решения. Следовательно, современный высокообразованный человек должен обладать хорошо развитой речью.
Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
Детский сад - первое звено в системе народного образования. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Педагоги начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной, образовательной работы в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Ещё К. Д. Ушинский (23; 233) отмечал, что центральная роль в формировании человека принадлежит родному языку. Он говорил: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения, видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка и усваивает легко и скоро, в 2-3 года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог- родное слово». Поэтому одной из важнейших задач детского сада является формирование у дошкольников связной речи.
Е. И. Тихеева (21;17) указывала, что « родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». Сообразно с этим наша задача, задача педагогов, - развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.
Говорить - это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка.
Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды.
А. Н Крупская (23; 25) в своих педагогических трудах рассматривала вопрос о формировании речи детей. Она считала речь основой умственного воспитания, словарь - его богатство, важной стороной речи. «Словарь дошколят не ширится, не ширится горизонт...Ребят надо учить слушать, развивать их речь». Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
В. Сухомлинский говорил: «Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии».
Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи мыслители - гуманисты, просветители, педагоги XVIII -XIX в.в. (Ж.Ж. Руссо, М. Ломоносов, В.Г.Белинский, Я.А. Каменский, К. Д. Ушинский). В их работах рассматривались вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной речи.
Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления такого количества нарушений развития речи много:
• ухудшение здоровья;
• существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;
• снижающийся уровень бытовой культуры;
• глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
• широкое распространение низкопробной бульварной литературы;
• бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров;
• агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами;
• недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка;
• дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованном стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что к числу важнейших задач образовательного процесса с дошкольниками является формирование у них связной речи, а формирование словаря является базой для формирования связной речи детей.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Богатый словарный запас ребенка играет огромную роль для полноценного развития. Поэтому меня и заставило обратить серьезное внимание на формирование словаря.
В своей работе мне часто приходилось сталкиваться с ситуацией когда на предложение поговорить с детьми по какой – либо теме (овощи, профессии, животные и т.д.) сначала возникала пауза. Затем дети говорят о каком - то одном, двух характерных признаках, обсуждаемого предмета и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что, что они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли. Из них надо все «вытягивать». Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить грамотно свои знания не могут, не хватает активности словаря.
Мои опасения и наблюдения подтвердили результаты проводимой диагностики. Из 12 обследуемых детей только трое хорошо справились с предложенными заданиями, у других детей была трудность в подборе употребления прилагательных, глаголов и наречий. Дети испытывали трудности при рассматривании предмета самостоятельно, правильно подбирать и употреблять слова определить их главные свойства и признаки, вносить изменения в образование слов, составлять связные высказываний, употреблять объяснительную речь.
Проблема формирования лексико – грамматического строя речи является одной из самой актуальной проблем. И поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря ребенка его правильности, «чистоте». Чем богаче и правильнее словарь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, я определила, роль слова как важнейшую единицу языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии ребенка имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Особенно дидактические, они закрепляют и уточняют словарь, изменение образования слов, упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Работая с детьми, я заметила: лучшего результата можно достичь тогда, когда ребенок вовлечен в интересную для себя деятельность. Важно побудить ребенка к речевой деятельности, стимулировать его речевую активность, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения. Поэтому в своей работе, направленной на формирование словаря я решила использовать дидактические речевые игры.
Такие игры помогут:
- обеспечить количественное накопление слов;
- освоить социально закрепленного содержания слов;
- овладение значением слов;
-освоение обобщающим значением слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им;
- активизировать словарь.
Таким образом, я поставила для себя цель:
Формировать словарь старших дошкольников используя дидактические речевые игры и лексические упражнения.
Исходя из поставленной цели, я выделила для себя следующие задачи:

Задачи:
1.Формировать навыки речевого общения;
2. Обогатить словарь за счет перехода пассивного в активный (классификация понятий, подбор синонимов, определений, ассоциативное дополнение слова в предложении)
3. Развивать память детей;
4.Развивать логическое мышление;
5.Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру и людям, живущим в нем.

В настоящее время появилось много дидактических игр. Традиция широкого использования этих игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.
Особый вклад в дошкольную педагогику внес Фридрих Фребель. Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Он был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле слова, а в организации дидактической игры.
По определению места игры в образовательном процессе детского сада Мария Монтессори близка к позиции Фридриха Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это пустая игра, не оказывающая влияние на развитие ребенка.
По мнению Е. И. Тихеевой эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей зависит от того, насколько они интересны ребенку, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в дидактических играх Тихеевой предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок). Именно она считала, что дидактическая игра дает возможность развивать речь ребенка. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
В отечественной педагогике авторами дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л. А Венгер, А. П. Усова, Е.И. Удальцова, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко и др.
В своём опыте я хочу показать влияние дидактических игр и лексических упражнений на формирование словаря старшего дошкольника
Технология. Принципы.
Планируя и осуществляя работу по заинтересовавшей меня проблеме, я руководствовалась как общедидактическими принципами, так и специальными и. А именно:
-Принцип доступности, когда предлагаемый материал и объяснения взрослого понятны и хорошо воспринимаются детьми; материал и игры подбираются с учётом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
-Принцип системности, когда обучение детей ведётся регулярно от простого к сложному с опорой на предыдущий усвоенный материал;
-Принцип наглядности основывается на том, что ребёнок дошкольного возраста в основном мыслит, опираясь на конкретные предметы и явления; каждое занятие строится с максимальным использованием наглядных средств: картин, игрушек, муляжей, таблиц и т.д.;
-Принцип комплексности, при котором проблема развития лексической системы у детей решается не только проведением специально отведённых для этого занятий, но и во всех других видах деятельности, а также в свободное время, на прогулке, в домашних условиях;
-Принцип научности, когда, выполняя предлагаемые задания, дети, усваивают серьёзные и необходимые в дальнейшем категории и понятия;
-Принцип опоры на онтогенез, когда развитие речи у детей требует обязательного учёта онтогенетических особенностей: условия рождения, беременности, состояния общего и речевого развития, а также учёта развития речи детей в норме;
-Принцип дифференцированности, при котором индивидуальный подход к ребёнку везде должен сочетаться с его персональными умениями и возможностями;
-Принцип опоры на ведущую деятельность возраста. Известно, что ведущей деятельностью ребёнка в период до семи лет является игровая деятельность, поэтому обучение становится эффективнее, если оно осуществляется в играх: дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных и т.д.;
-Принцип учёта зоны ближайшего развития, когда проблема развития речи у детей строится с учётом успешного обучения в общеобразовательной школе, а в частности предупреждение ошибок при чтении и письме (дислексии, дисграфии).
Всю дальнейшую работу строила, основываясь на этих принципах, применяя разные формы организации детей. Это фронтальные занятия, комплексные, занятия по подгруппам в зависимости от уровня подготовки детей, индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность ребёнка и взрослого вне занятий, самостоятельная деятельность детей. В определённых условиях каждая из этих форм давала свой результат. На всех видах занятий применяла различные методы (словесные, наглядные, практические) и приёмы.
Первое, что я сделала, разбила предстоящую работу на этапы решения основных задач с усложнениями, а именно:
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов.
2) уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.);
3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Остановимся на этом подробнее:
Обогащение словаря.
Осуществлять эту задачу — значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.
Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счет знаменательных слов. Например: Как ребенок узнает о новом предмете. Для этого я и направляю мышление ребенка на то, чтобы он усвоил особенности этого предмета по определенным признакам:
1 признак – что это? (горох, лук, стул)
2 признак - каким цветом? (зеленый, синий, и т.д.)
3 признак - какая форма? (овальная круглая и т.д.)
4 признак - какая величина? (большой – маленький)
5 признак - какой вкус? (сладкий, кислый)
6 признак – какой запах? (ароматный, приятный, и т. д.)
7 признак - какой на ощупь? (мягкий, твердый)
8 признак - что внутри? (зернышки, косточки, шурупы)
9 признак - где используем? и т.д.
Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; она называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Для этого я использовала игры «Один, много», «Подбери нужное слово», «Отбери предметы по количеству» и т .д. .Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.
Для работы с детьми я использовала задания, при которых углубляются представления о предмете, например: игра «Кто это, что это?» учит правильно называть предметы, «Исправь Незнайку», «Закончи мое предложение», «Почемучка», «Из чего сделаны предметы?» ( дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло) какой предмет по форме, какого размера, цвета.
Дошкольникам давались задания на классификацию домашних и диких животных, группировку по родовому признаку: мебель, игрушки, овощи, цветы, транспорт. «Разложи картинки и выбери домашних животных», «Найди отличия» (бурый и белый медведь) и т. д.
Часто использовала в работе с детьми дидактическую игру «Скажи наоборот». Работа над антонимами приучала детей к сопоставлению предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу.
Для обогащения речи детей прилагательными проводила упражнение «Это что?» (круглое, румяное, сладкое – что это?)», а также речевые упражнения «Сахар сладкий, а лимон ….»
Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Например: «Что может быть широким? Что может быть узким?» «Кто больше вспомнит и назовет частей предмета?»
Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений. Для закрепления обобщающий понятий проводила игру «Четвертый лишний», «Подбери красивое слово, к слову кошечка» (пушистая, веселая, быстрая, умная)
Приучала детей дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). Особенно уделяла внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, эпитетами, сравнениями. Игра «Объяснялки» - объясни, что это такое? ( Водопад – вода падает с горы)
Знакомила и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка и т.д.)
Следующее направление работы с детьми это:
Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.
Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные — обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные — красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные — городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Например: игра «Что ползает, летает, идет, едет?» ребенок обращает внимание на разнообразие слов.
Наряду с закреплением словаря решала и другую задачу: уточнение смысла слова, углубление его значения. Например, смысл слова новогодний праздник маленький ребенок воспринимает лишь эмоционально, он означает для него просто радостное событие. Старший дошкольник уже понимает полное значение этого праздника.
С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Например: «Объедени слова в рассказ». Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, на фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых ребенок рассказывает.
Упражнения в словоизменении и словообразовании помогают в точном подборе правильных слов: Как называется суп из фасоли? (фасолевый) «Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий)
Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка — принадлежность для письма, ручка — фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.
Активизация словаря. Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы. В процессе этой работы я побуждала детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Это определенные слова, которые должны не только понимать дети, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. Например «Литературное лото» ведущий называет литературного героя, а второй игрок дает ему характеристику.
К. Д. Ушинский так писал об этой задаче: «...Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».
Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т. д. (холодный — горячий, толстый — тонкий, утро — вечер). Следующее направление работы это:
Устранение нелитературных слов. Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прётся и т. д.).
В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду я часто сталкиваюсь с этим явлением. Например, мы учим детей заменять слова, обозначающие естественные отправления.
Усложнение содержания словарной работы идет по следующим направлениям:
1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
Например: Когда дети познакомились с объектом живой природы сосна, далее они могли составлять рассказ, откуда пришла книга. Имея представления, что из деревянной стружки делают бумагу.
2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение; Например: подбор к существительному солнце прилагательных; солнце - не только красное и ясное, но и жаркое, пылающее, обогревающее и т.д.
3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей. Например: «Узнай предмет и действие, которое может этот предмет совершать» (бежит человек, бежит ручей, бежит дорога, лиса, молоко, время) и т. д.
Задачи по формированию словаря включала в занятия по математике, лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Планируемую работу распределила равномерно на весь год.
Сентябрь: обследование детей. Подготовительная работа (узнавание предмета по его описанию, отгадывание загадок о предмете и т.д.)
Октябрь: составление короткого рассказа – описания предмета по его основным признакам (цвет, форма, материал, назначение и др.)
Ноябрь: сравнение рассказов по набору игрушек (составление рассказа по аналогии – по образцу педагога).
Декабрь: сравнительное описание двух предметов (игровых предметов; растений; животных; предметов мебели) по вопросам; по плану; по образцу педагога.
Январь: составление короткого рассказа о животных (внешний облик, среда обитания, питание, какую пользу приносят людям и т.д.)
Февраль: составление пересказа небольших произведений по диафильмам.
Март: рисование на тему пересказанного произведения с последующим составлением рассказа по рисунку.
Апрель-май: самостоятельное составление пересказа не большого по объёму произведения.
Работая с детьми, часто задавала себе вопросы; на что надо обратить внимание? Как приобщить ребёнка к приобретению знаний? Что сделать, чтобы, обучение было доступно и вызвало интерес у ребёнка? Мне помогли дидактические игры и лексические упражнения, предложенные в книге С.А.Васильевой, Н.В.Соколовой «Логопедические игры для дошколят», Варианты распределения заданий, предлагаемые ими, оказались оптимальными при решении задач по формированию словаря. Если задания ребёнку были непосильны, обращалась к более лёгкому материалу, а затем вновь возвращалась к тем, которые вызвали затруднения, так как всегда помнила высказывание Л.С.Выготского, который писал, что вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло. Так и я терпеливо, реально оценивая способности детей, шла к поставленной цели. В этом мне помогали рекомендации специалистов нашего детского сада: логопеда, психолога, музыкального руководителя, преподавателя по физкультуре, старшего воспитателя, медицинского работника, так как вся работа в детском саду ведётся во взаимосвязи между всеми специалистами под руководством заведующей детского сада.
Работая с детьми, имеющими речевую патологию, увидела, что развитие речи ребёнка отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Это связано с трудностями овладения правильной речи. В привычных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с речевым недоразвитием действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым заданием сразу же переходят к хаотическим действиям. Они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки - пробами и примериванием, в то время как при нормальном речевом и интеллектуальном развитии ребёнок овладевает поисковыми способами в процессе действия с предметами.
В связи с этим, начиная работу по формированию словаря, с помощью дидактических игр и лексических упражнений выделила в ней такие направления:
- создать условия для формирования словаря, то есть развивающую среду;
- подобрать дидактические игры и лексические упражнения по лексическим темам;
- использование дидактических игр и пособий от простого к сложному.

Средства:
Средство это способ действия для достижения чего – либо. В своей работе с детьми я использовала следующие средства:
- непосредственное наблюдение окружающей действительности (экскурсии, труд взрослых ….);
- распознающие наблюдения, использовала только при ознакомлении с новым объектом (при использовании различных анализаторов);
- показ малознакомой картины, главное здесь объяснения взрослого;
- показ знакомых картин, здесь преобладает речь детей;
- показ диафильмов, кинофильмов, беседа об увиденном;
- чтение художественных произведений;
- рассматривание игрушек;
- культурная языковая среда, речь взрослого;
- различные виды искусства.
Методы и приёмы.
Анализируя проделанную работу, можно выделить такие методы обучения, которые позволили решить поставленные задачи:
1. Метод педагогической диагностики (результаты см. в приложении)
2. Метод развивающей наглядности все игровые материалы носят развивающей характер, в том числе и схемы, модели.
3. Метод проблемно – поисковый – суть данного метода в том, что ребенку не всегда даются конкретные знания, а создается проблемная ситуация, ребенок сам добывает данные знания, обеспечивается работа детской мысли.
4. Метод успеха – необходима постоянная стимуляция, поэтому воспитатель должен предусматривать возможные затруднения и ненавязчиво помочь ребенку.
Исходя из методов, были определены формы работы с детьми. Главное или первое место я отвела индивидуальной форме работы с детьми, которая проходила через разнообразные приемы, совместные игры взрослого и детей, организация речевых занятий и с использованием дидактических речевых игр лексических упражнений.
Прием «загадка» - отгадай, что изображено на картинке, закрытой на половину;
Прием «находка» - это задание требующие от детей нестандартного решения;
Прием «что сначала, что потом» - ребенку дается картинка ему нужно додумать, что было до этого, что потом.
Условия:
1. Использовать на занятиях по развитию речи, приемы, которые создают интерес самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
2. После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
3. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
4. Повышение своего профессионализма - опора на передовой педагогический опыт:
- А.К. Бондаренко « Дидактические игры и упражнения»;
- А.Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи»;
- В.В. Гербова « Развитие речи детей»;
- А.И. Сорокина «Дидактические игры для детей»;
- Ф.А. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
- Е.И. Тихеева «Развитие речи детей»;
- О.С.Ушакова «Развитие речи детей».

Защита курсовой работы в КГУ им. Некрасова «Роль дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря старших дошкольников», где проведена исследовательская работа по выявлении сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста».
5.Тесная взаимосвязь с учителем – логопедом М.Ф. Андреевой;
6. Развивающая речевая среда в группе. В группе имеется уголок по развитию речи, в котором подобраны дидактические игры, лексические упражнения в соответствии с лексическими темами; картотеки пословиц, поговорок, загадок, игры, развивающие речь с движениями, народный календарь, схемы, модели, подобрана художественная литература.
7 .Создание мною развивающего пособия « Дидактический комод». Цель этого пособия системный подход в формировании словаря. «Дидактический комод» - это три настольных ландшафтных панели, каждая из которых объединяет в себе изучение нескольких лексических тем. Например: «Дом, моя улица, мой город, транспорт»; «Осень, сад, огород, лес, грибы». С помощью объемных игрушек, предметов дети получают знания об окружающих их предметной действительности, активизируют свой словарь и накапливают пассивный словарь. Этот комод хорошо использовать на обучающих занятиях как его часть, во время утренних и вечерних часов, в индивидуальной работе. Вечером в самостоятельной деятельности дети любят игру «Что где растёт». Они расставляют овощи и фрукты в соответствии с тем местом где они растут.
Например: «Это слива. Слива – фрукт. Она растёт в саду на дереве».
« Это морковь. Морковь – овощ. Она растёт на огороде в земле»
Дидактическое пособие « Чудесный ларец» - его цель активизировать словарь детей. С помощью тактильных ощущений через два отверстия для каждой руки, ребенок определяет, что это за предмет, описывает его, дети отгадывают.
8. Сотрудничество с семьей важный положительный фактор, влияющий на развивающую среду в группе и дома. Совместно с родителями осуществлялся проект «Журналист» (см. приложение), где родители моих воспитанников были активными участниками и помощниками в организации культурных программ выходного дня. Во время вечерних игротек родители были частыми гостями и участниками мероприятий. Игротека включала в себя дидактические игры, упражнения и сюжетно-ролевые игры. Всё соответствовало изучаемой лексической теме с подобранным словарным материалом, так как активный и пассивный словарь дошкольников должен формироваться в соответствии со структурно-семантическим принципом – только на основе системно построенных занятий ребёнок может наиболее качественно получить и закрепить полученные знания и применить их с наибольшей эффективностью. Приглашались индивидуально родители и дети, у которых по диагностике выявлен бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов, речь фразовая, но с аграмматизмами (нарушение согласования слов в предложении), в разговорной речи у них преобладали простые нераспространённые предложения. Дидактические игры и упражнения способствовали вовлечению в коррекционный процесс сохранных анализаторов (зрительного и тактильного). Предметы, картинки, пособия, вопросы, условия игр были ясны и понятны детям и родителям, привлекали внешне. Например, дид.игры по теме «Осень»: «Четвёртый лишний», «Загадай, мы отгадаем», «Исправь ошибки» и упражнения «Я начну, а ты закончи», «Скажи наоборот», сюжетно-ролевая игра «День рождения зайца». Родители посещали педагогическую гостиную по теме «Развиваем словарь детей старшего дошкольного возраста». Активно играли и выполняли задания по развитию грамматического строя речи, вспоминали с помощью каких средств можно обогатить словарь ребёнка, развивать интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе. Потому как параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать и родители в этом сами убедились, играя в игры «Подбери слово – стоит…, идёт…, лежит…, сидит..», «Угадай, кто я?» - где по названному слову должны догадаться кто это. Например, медлительная, пучеглазая, скользкая, выносливый и т.д. «На что это похоже?», «Для чего и для кого?». В беседах с родителями особое внимание обращала на словарь лексической темы. По их просьбам решила выпускать еженедельную консультацию «Словарик» по каждой лексической теме. Это способствовало овладению практическими навыками обучения взрослых в использовании педагогических знаний в организации игр детей дома. Я убедилась в том, что дети, с которыми больше играют, обладают большим количеством запаса слов, а также само участие родителей в игре необходимо для проявления интереса у детей к самому процессу игры, то есть давать детям новые ситуации, в которых появятся новые слова и выражения, а ещё необходимо разговаривать с детьми по существу их игр, тем самым, обогащая их словарь.

Результаты:
Результаты, проведенной диагностики показали, что формирование словаря требует дальнейшей планомерной работы и специально организованного обучения.
Необходима постоянная индивидуально – коррекционная работа, т.к. дети приходят в группу в возрасте пяти лет и с разными речевыми нарушениями, но за период посещения дети добиваются определенных значительных успехов, а именно:
- обогащение словаря, за счет накопления количественных слов: существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий;
- закрепление и уточнение словаря, появление в лексике понятия многозначных слов, обобщающих понятий;
- выведение словаря из пассивного в активный, увеличение количества слов, содержание которых точно понимается ребенком.
• Понимание и употребление бытовой лексики (существительные);
• Понимание и употребление обобщающих понятий (существительные);
• Знание слов, обозначающих орудия труда, материалы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности (существительные).
Старшая группа
Начало учебного года Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - существительные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - прилагательные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - глаголы
Из 12 детей овладели на высоком уровне 0 человек - наречия
Старшая группа
Конец учебного года Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - существительные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - прилагательные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - глаголы
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - наречия
Подготовительная к школе группа
Начало учебного года Из 12 детей овладели на высоком уровне 4 человека - существительные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 4 человека - прилагательные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 3 человека - глаголы
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - наречие

Наилучшие результаты: (по результатам диагностики):
• Понимание и употребление бытовой лексики (существительные);
• Понимание и употребление обобщающих понятий (существительные);
• Знание слов, обозначающих орудия труда, материалы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности (существительные).
Предстоит большая работа по обучению и употреблению слов, обозначающих цвет, качества, свойства предметов
Знание слов - наречий, обозначающих признак действия. Для этого
создана картотека дидактических игр и лексических упражнений:
Игры: «Стоп! Мяч остановился», «Дополни предложение»,
«Для чего и кем сделана», «Где был Петя», «Магазин игрушек», «Кто больше назовет предметов», «Природа и человек», «Кто подойдет пусть возьмет», «Кому что нужно», «Знаешь ли ты?» и т.д. Лексических упражнений: «Закончи предложение», «Что делает?», «Выполни команду!», «Не ошибись», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Где моя мама?», «Отгадай загадки, нарисуй отгадки», «Всё наоборот» и т.д.
В конце учебного года дети умели хорошо выразить свои мысли, строить распространенные предложения, составлять связный рассказ, логично передовая содержание некоторых событий; умели замечать ошибки, исправлять их; придумывали и фантазировали на различные предложенные темы.
Особенность моей работы состоит в том, что я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Обобщенный мной опыт имеет положительную динамику и, следовательно, может быть использован в работе другими воспитателями дошкольных образовательных учреждений, так как в нём раскрыта концепция формирования словаря детей старшего дошкольного возраста, через решение определённых задач и системы на базе комплексного подхода.
Библиография:
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 2000
2. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. – 2-е изд. – Мн, 2002. – 160 с.
3. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший школьник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 256 с.
4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Под ред. А.И. Подольского /Вступ. ст. А.И. Подольского – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 480 с.
5. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. с.21.
6. Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175с., ил.
7. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127с.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384 с.
10. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.: ил.
11. Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 159с.: ил.
12. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 2004. – 488 с.
13. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 2002. – 160 с.
14. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М.И. Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с., ил.
15. Популярная психология для родителей (Под редакцией А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 400 с.
16. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. - М.: Педагогика, 2002
17. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4-е изд., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 320 с.
19. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2000. – 304 с.
20. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект комплексной ОД по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук в старшей гру Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации Кинезиология в детском саду

Похожие статьи:

Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников

Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста

Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста

Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников

Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста

Круглый стол с родителями старшей группы ДОУ. Особенности развития детей 5-6 лет | Оценка развития речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2222 дня назад (24 марта 2018)
Просмотров: 6984
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!