Статья "Эколого-географическая активизация познавательной деятельности в начальных классах школы"
Цель:
- привлечь учителей и родителей к эколого - географической активизации познавательной деятельности в начальных классах.
Задачи:
- познакомить с эколого-географическим образованием младших школьников и эколого-географическим воспитанием.
XX1 век, ознаменовавшийся обострением проблем взаимодействия природы и общества, поставил перед человечеством вопрос о том, как выйти из экологического тупика и развиваться в гармонии с природой. Усилившееся внимание к экологическим проблемам коснулось и младшего школьного образования.
В эти годы в отечественной дидактике обозначилась новая стратегия-экологизация школьных дисциплин, в том числе и географизация экологических знаний. (Ягин, 1991)
Экологические знания имеют сложный состав, так как рассматривают общество и природу в их взаимодействии. В школьном курсе начального окружающего мира формируются в основном первоначальные понятия. Главная особенность первоначальных понятий состоит в том, что независимо от возраста учащихся осуществляется первоначальное усвоение закономерностей, сущности объекта или явления окружающей действительности на имеющейся у школьников чувствительной основе. Усвоение же первоначальных научных понятий обуславливает переход младших школьников к научному познанию окружающей их действительности.
К первоначальным понятиям о природе и ее использовании человеком в начальной школе можно отнести: «Неживая природа», «Живая природа», «Сезонные изменения в жизни растений и животных», «Смена времен года», «Почва», «Вода», «Полезные ископаемые» и другие. Все эти сведения учащиеся получают не только в изучении курса окружающий мир, но и на уроках литературного чтения, русского языка, музыки, изобразительного искусства и трудового обучения, математики. Природоведческий материал раскрывается в них многосторонне, что расширяет и углубляет знания о природе и обогащает их чувства, тем самым внося определенный вклад в формирование бережного отношения к природе у школьников.(Ягин,1991)
1.Содержание экологического образования в начальной школе.
Вопросы взаимодействия природы и общества всегда рассматривались в курсе окружающего мира. Однако содержание их не носило системы знаний и раскрывало лишь один аспект проблемы, а именно природоохранный в узком понимании его значения.
Экологизацией курса окружающий мир можно считать начало 90-х годов, когда в качестве альтернативных появились экспериментальные авторские программы А.А.Плешакова и Н.Ф.Виноградовой, Н.Я.Дмитриевой.
Целостное представление об экологизации природоведческого образования дает выделение в его содержании ведущих идей. Многие из них (развитие и целостность природы; изменение природы в процессе труда; оптимизация взаимоотношений общества и природы; окружающая среда и здоровье человека; природа в нравственно - эстетическом развитии личности) являются основополагающими в экологическом образовании. Раскрытие их в обучении окружающего мира направлено на формирование у школьников понимания целостности природы Земли, единства процессов, естественной связи с ней человека, а также того, что любая хозяйственная деятельность человека и его поведение в природе должны быть согласованы с ее законами.
В настоящее время на Земле нет ни одного участка, который в той или иной степени прямо или косвенно не испытывал бы на себе влияния человеческой деятельности. Поэтому учебный материал по предмету включает систему знаний о хозяйственной деятельности человека, ее результатах и последствиях, рекомендации по охране окружающей среды. Так как все изменения природной среды, и естественные , и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условиях жизни и здоровья населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и их восстановления.
Содержание курса окружающего мира располагает объективными возможностями формирования и развития у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе, ценностных ориентаций и развития системы знаний. Существенной особенностью этих знаний и умений является наличие в их системе оценочного и правового компонентов. Раскрытие их в курсе окружающего мира должно осуществляться в процессе изучения учебного материала о роли природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, режиме экономии, бережливости (комплексная переработка сырья, использование вторичных ресурсов и отходов производства).
Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера (например, оценка влияния человека на природную зону). Для экологического образования важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение, в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества.
Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, краеведческих походов свидетельствует о степени сформированности их нравственного облика.
Правовой компонент знаний экологического характера раскрывается в процессе ознакомления учащихся с основами природоохранительного законодательства. При рассмотрении каждой темы программы (например, рациональное использование ресурсов, сохранение, восстановление и улучшение окружающей среды), по ходу изучения материала предоставляется возможность подчеркнуть, что бережное отношение к природе является гражданским долгом человека. Ознакомление учащихся с основными разделами природоохранительного законодательства имеет большое значение для воспитания гражданской ответственности за сохранение окружающей среды для последующих поколений.
В экологическом образовании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическое воспитание, в которое существенный вклад вносит и окружающий мир. На уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями, чему способствуют разнообразные средства обучения (картины, диафильмы, диапозитивы, карты, коллекции и т. д.), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе, и эстетическое восприятие окружающей среды. Увидеть прекрасное в природе, жизни и деятельности людей, правильно понять красоту труда человека по освоению окружающего мира, осознать негативное поведение людей по отношению к природе помогает чтение географических описаний, широко представленных в разнообразной научно-популярной, периодической литературе, в книгах для чтения, хрестоматиях.
Главное с 1 класса научить детей извлекать знания и показать, на сколько этот мир интересен.
Таким образом, содержание курса окружающего мира способствует экологическому образованию школьников и имеет для этого огромные возможности. В их реализации и подготовке экологически грамотного поколения основная роль принадлежит учителю, его творческой инициативе.
Межпредметные связи в экологическом образовании младших школьников.
Как типичный недостаток экологического образования в начальной школе следует отметить традиционно сложившееся представление о ведущей роли в этом процессе базисного предмета комплексного характера
« Ознакомление с окружающим миром » ( 1-4 кл.) , раскрывающего некоторые вопросы взаимодействия человека (общества) с окружающей природной сферой. Действительно, начальное природоведческое образование закладывает основы научных знаний о природе и первичное осознание мира природы в единстве с миром людей. Однако переоценка роли этих предметов в воспитании ответственного отношения к природе у младших школьников очевидна: отношение к природе сложное комплексное образование, сплав знаний, чувств и действий, и сформировать его можно только усилиями всех учебных предметов. Все учебные предметы начальной школы содержат некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии с ней человека, о ценностных свойствах природы определенную специфическими целями и назначением каждого предмета. Природоведческий материал раскрывается в них в логике содержания того или иного учебного предмета с новой стороны, что значительно расширяет сведения учащихся о природе, обогащает их чувства, развивает умение обращаться с объектами природы. Возможности отдельных учебных предметов в раскрытии содержания экологического образования неравноценны. Они определяются спецификой содержания, характером методов обучения, целевым назначением конкретного учебного предмета. Например, в содержании предметов гуманитарного цикла (чтение, музыка, русский язык, изобразительное искусство) раскрываются экологические знания о природе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека. О том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависят от окружающей природной среды. (Тарасова, 2000)
Уроки чтения создают определенный настрой к изучению природоведческого материала, у детей возникает желание наблюдать, сравнивать свои впечатления с художественным словом. Так, на уроках чтения в первом классе по теме «Согласные звуки. Буква П» можно использовать дополнительный материал о природе родного края. На доске написать текст о нашем парке, прикрепить листья деревьев и кустарников, использовать различные таблицы и художественные картины в различные времена года.
-Как красиво в парке поздней осенью! Деревья яркие. Зарумянилась красная рябина. Очень красивые липы. Золотом загораются их вершины. Только ели по-прежнему зеленые. Наш парк-дом для зверей и птиц. Он очищает воздух и дарит свои богатства: грибы, ягоды…. Парк наш друг и нам надо его беречь.
-Каким вы видите парк, идя в школу? Каковы особенности природы парка? Чем он богат? Дальше идет работа над анализом звука «п».
-Таким образом, используя краеведческий материал, учитель подводит детей к изучению нового материала.
В содержание учебных заданий учителя включают и такие вопросы, которые помогают учащимся увидеть ценность природы для человека, общества, красоту, богатство ее кладовых, используемые человеком и вместе с тем незащищенность перед ним, чрезвычайную ранимость ее.
Дети узнают, какова роль растений и животных в природе, а также и для человека. В заключительных беседах учащиеся приходят к выводу, что необходимо рационально использовать ресурсы природы, беречь ее и восстанавливать .( Ягин , 1991)
Использование поэтических образов помогает школьникам самостоятельно рассмотреть антропогенное влияние и его последствия на окружающую среду, помогают задуматься над решением сложных экологических проблем.
Давайте сохраним.
Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
О, как, природа-мать терпима и добра!
Давайте сохраним на стержнях - осетра,
Касатку в небесах, в таежных дебрях - тигра.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все на век объединимся,
Давайте наши души вместе сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся!
Н.Старшинов.
-Дайте объяснение, почему необходимо охранять все природные компоненты?
Приведите примеры того, что люди множеством нитей связаны с окружающей средой. Вспомните, что нам дает лес?
-А какой вред мы наносим лесу?
Почему автор призывает, всех людей объединиться для охраны природы? Что вы можете сделать по охране лесных богатств?
Уроки чтения создают у детей определенный настрой к изучению природоведческого материала, обогащают знания детей о природе и способствуют к более бережному отношению к ее красоте и многообразию (Круглова,1997).
Особый интерес представляют уроки русского языка. Познание младшими школьниками природы, воспитание бережного, ответственного отношения к ней невозможно без яркого, эмоционального слова. На уроках широкую познавательную информацию о природе и человеке несут упражнения и задания по лексике, грамматическому разбору предложений и связные тексты. Развитие речи и познания природы, взаимодействия с ней человека тесно связаны между собой. Речь, развиваясь, нуждается в фактическом материале, органической частью которого является материал о природе. В тоже время , усваивая новые термины и грамматические формы, младший школьник расширяет свои представления об окружающем его мире, о предметах и явлениях природы, о сельскохозяйственном и общественно полезном труде по охране природы ; обогащает запас образных представлений о временах года, отдельных объектах и явлениях, природных сообществах, о правилах и нормах поведения в природном социальном окружении. Так, по результатам проводимых наблюдений в природе дети пишут сочинения, которые отражают
различные явления природы, дают характеристику сезонам года, позволяют обобщить наблюдаемое.(Кучер,1990).
В сочинениях дети отражают свое эмоциональное отношение к природе, к необходимости ее сохранения, проявляют заботу об объектах природы. Тематика сочинений может быть различной: «Почему идет дождь?», «Зимний денек », «Родниковая вода» и др.
Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают название растений, животных (медведь, земляника, малина, осина, ворона, желудь и т. д.) Можно предложить учащимся рассказать все, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, обозначенными этими словами. Например, какая связь в лесу между желудем, мышью, совой ? Таким образом, на уроке русского языка повторяются и расширяются знания об объектах природы, условиях их жизни, пищевых связях между ними.
При изучении русского языка проводится работа по развитию речи. Учитель может предложить учащимся следующие задания экологического содержания: объяснить значение пословиц («Много снега - много хлеба», «Много леса – береги, мало леса - посади», «Лес и вода – брат и сестра»). Учитель предлагает вспомнить и рассказать, как ведется на полях снегозадержание ; составить рассказ по картине или на заданную тему; определить время года и сочинить о нем стихотворение.
Процесс преподавания предметов естественно – математического цикла (природоведение, математика, сельскохозяйственный труд, трудовое обучение) помогает раскрыть следующие экологические знания : природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на ее рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер трудовой деятельности людей зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.
Программа начальной школы дает возможность осуществлять связь уроков окружающего мира, изобразительного искусства и музыки, обогащая содержание и методы преподавания каждого из них, так что воспитательное воздействие, осуществляемое на одном из уроков, может быть продолжено на следующих. Таким образом, взаимосвязь этих предметов позволяет в итоге эффективно осуществлять воспитание экологической культуры младших школьников. Уроки музыки и изобразительного искусства позволяют показать явления и объекты природы во всей полноте и богатстве их эмоциональных и эстетических свойств.
Занятия изобразительным искусством оказывают огромное воздействие на формирование у школьников зрительного восприятия природных образов, развивают умение понимать и ценить прекрасное в действительности, в поступках людей, принимать посильное участие в эстетическом обогащении окружающей человека среды.
Не меньше возможности для установления межпредметных связей представляют уроки окружающего мира и труда. В практике работы на пришкольном участке учащиеся, опираясь на природоведческие знания, самостоятельно и под руководством учителя выращивают растения, выявляют влияние различных экологических факторов на их рост и развитие. Тем самым формируются практические знания и умения детей в области экологического образования.
В программе по окружающему миру очерчен следующий круг знаний экологического характера: о значении охраны природы; о некоторых взаимосвязях в живой и неживой природе; о зависимости сезонного труда жителей своей местности от изменений в природе; о мероприятиях по охране природы своей местности. В своей совокупности они позволяют формировать первоначальные знания о природе как среде жизни и труда человека и ее роли в жизни человека.
При проведении тематических бесед на уроках трудового обучения, работая с различными природными материалами, младшие школьники приходят к более глубокому пониманию значения природы в хозяйственной и творческой деятельности человека, осознают необходимость бережного, экономного использования природных богатств.(Тарасова,2000).
На уроках трудового обучения нужно показывать, что на свете нет ненужных вещей. Каждая может для чего – нибудь да пригодится. Не нужно заниматься собирательством хлама, но уметь продлевать жизнь вещей – задача достойная, интересная и полезная. Например, на уроке «Работа с бумагой» можно предложить детям принести молочные пакеты, и показать примеры их применения(Изготовление карандашниц, конверта для хранения дискет, коробочка – дискетница,домика,кормушки для птиц, перчаточных кукол).
Большие возможности для осуществления экологического образования на меж предметной основе имеют экскурсии по различным предметам: чтению, изобразительному искусству, трудовому обучению, математике, необходимость которых заложена в учебных программах. Такие экскурсии помогают более детально изучать отдельные объекты природы, их влияние друг на друга, взаимозависимость, выявить последствия влияния деятельности человека на состояние природного окружения и т. д.
Межпредметный подход в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов.
Межпредметные связи позволяют решать задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используется с определенной познавательной целью в преподавании другого предмета.
В системе экологического образования младших школьников особое место занимает математика. Этот учебный предмет может иметь важное значение в формировании у учащихся количественной оценки состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе .Элементарный пример: сорвал одно цветущее растение – уничтожил такое – то количество потенциальных новых растений, которые не вырастут никогда; сорвал букет из 5 цветущих растений – соответственно: сколько растений уничтожил?).
Из основных элементов курса математики наибольшими возможностями для экологического воспитания обладают текстовые задачи. На примере решения таких задач возможно формирование ответственного отношения к объектам природы, стремления к участию в работе по благоустройству природного окружения.
Например, на уроках математики в 3 классе при изучении темы «Решение задач» учитель может использовать задачи, содержащие экологическую информацию краеведческого характера.
Задача 1. Заповедник « Басеги » - на востоке Пермской области был создан в 1982 г. Сколько лет заповеднику?
Задача 2. Протяженность реки Камы 1805 км, Сылва на 1312 км короче Камы, а Чусовая на 99 км длиннее Сылвы . Какова длина Чусовой?
Задача 3. В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши – лось. За сутки он съедает летом 35кг листьев, травы. Сколько корма требуется лосю в течение 10 дней?
С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров с различными действиями можно использовать задания экологического содержания. Например: «Определите, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом »: береза –28, сосна – 17, тополь – 23. Чтобы ответить на вопрос, нужно решить пример: 15x8 – (48 +49) Ответ примера вам укажет на название дерева».
После решения примера выясняется, что деревья впитывают разное количество пыли, поэтому их называют «пылесосами», почему тополь является лучшим «пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах городов и сел.
Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять знания учащихся, полученные на уроках природоведения. Дети получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, о заповедниках, о значении растений и животных в природе и жизни человека, о видах, занесенных в Красную книгу. (Салеева,1987)
Курс окружающего мира является логическим завершением изучения природы в начальных классах и связующим звеном с естественно – научными дисциплинами средней школы.
Целью изучения курса является формирование у учащихся начальных классов широкой целостной картины мира, которая обогащается за счет познания от класса к классу все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире. Интегрированный курс «Окружающий мир» предусматривает ознакомление младших школьников с природой во взаимодействии: человек – природа – общество, знакомство с миром социального окружения ребёнка.
В задачи курса входит: освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания; ознакомление с взаимодействием человека и природы; развитие кругозора, наблюдательности, мышления, творческих способностей учащихся; воспитание бережного отношения и любви к природе ;формирование навыков экологически грамотного поведения, использование приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях, воспитание поведенческих навыков, коммуникативного взаимодействия, нравственных норм межличностных отношений младших школьников.
Курс каждого года обучения, являясь частью целого, знакомит учащихся с определённым кругом предметных знаний, обеспечивает формирование общепредметных умений – умения наблюдать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы и обобщения, а также включает содержание, обеспечивающее формирование эмоционально – ценностного отношения к природе, окружающему миру, людям, родной стране.
Для первоклассников – это уровень конкретно- образных представлений, эмоциональных впечатлений и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой деятельности. Для школьников 2-4 классов – это уровень понятийных знаний, выявления закономерных связей природных явлений, опыт практической деятельности, микроисследований и самостоятельного формулирования выводов, формирование компетентностного подхода.
При раскрытии содержания используются разнообразные формы организации учебного процесса: уроки на пришкольном участке , в школьных кабинетах биологии, в библиотеке, музее, уроки- экскурсии, практические занятия в классе и вне школы; в 1 классе- уроки с элементами учебно-игровой деятельности.
Более планомерной, целенаправленной становится работа по экологическому просвещению школьников в третьем классе. Этому в значительной мере способствует содержание учебного материала, которое направленно в первую очередь на изучение краеведческого материала и в частности тема « Разнообразие природы на Земле».Экологический характер имеют такие темы, как «Отрицательные последствия хозяйственной деятельности людей: уменьшение численности и разнообразия растений и животных в природе», «Охрана растений и животных», «Красная книга», «Защита почвы от разрушения в природе и меры сохранения плодородия почв», «Источники загрязнения воды и охрана водоёмов от загрязнения», «Правила экономного расходования запасов пресной воды», « Источники загрязнения воздуха», «Бережное использование полезных ископаемых» и т д.
Заключительная тема курса «Использование и охрана природы человеком» опирается на все те знания, которые дети приобрели за все время обучения, и приводит их в систему. В связи с этим выделяется состав экологических знаний в курсе окружающего мира.
Вопросы охраны природы являются одним из главных направлений содержания курса «Окружающий мир» с 1 по 4 класс.
Содержание экологического образования может быть освоено школьниками только в деятельности по изучению и охране окружающей среды. В силу этого она всегда направлена на достижение определенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоление трудностей. Управление деятельностью младших школьников по изучению и охране природы осуществляется учителем и использует при этом он различного рода задания. В центре внимания этих заданий человек, его потребности, интересы, привязанности, желания, здоровье, самочувствие, для благополучия которое необходимо изучать и оберегать природу.(Лушагина,1994). Один год в период подрезки кронов деревьев мы с ребятами собирали ветки, потом вели за ними наблюдения и весной высадили их у своих домов. Сейчас ребята ухаживают за своими деревцами. А каждой весной и осенью мы проводим субботники, высаживаем на клумбах у школы цветы.
Задания отражают не только положительные, но и отрицательные проявления человека в природе, наиболее типичные недостатки, против которых следует бороться. Решение ситуаций, упражнений и задач должно быть не самоцелью, а использоваться в качестве дополнительного приема для экологического образования и воспитания, раскрытия определенных моральных качеств или закрепления навыков культуры личного поведения в природе. Одни задания используются для фронтальной работы в классе, другие для уяснения детьми вопросов, связанных с поведением в природе, третьи - для выполнения практических дел, четвертые - для самовоспитания.
Материал различается по своей сложности, что позволяет применять их для работы с детьми разного возраста: от первоклассника до четвероклассника (Шаивашвили,1999).
Таким образом, такие задания наряду с формированием определенного круга знаний о взаимодействии человека и природы, позволяют развивать конкретные нравственные установки и потребности бережного, ответственного обращения с природными объектами.
В обобщенном виде функции учебных предметов в экологическом образовании младших школьников можно представить следующим образом. Предметы гуманитарно-эстетического цикла (русский язык, музыка, изобразительное искусство) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, полноценному общению учащихся с природой и грамотному поведению в ней.
В интегрированных курсах (ознакомление с окружающим миром и природоведение) усвоение знаний о взаимодействии человека, общества и природы является ведущей функцией, поэтому здесь они составляют основной блок знаний, обеспечивающих естественнонаучную основу для понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, обоснования правил и норм поведения.
Трудовое обучение формирует умение грамотно обращаться с объектами природы, учит экономно использовать природные материалы.
Физическая культура развивает физическое здоровье учащихся, обеспечивает его охрану и укрепление в условиях природной среды.
Математика осуществляет связь экономического и экологического воспитания (через содержание учебных задач).
Таким образом, каждый учебный предмет призван выполнять в системе экологического образования свою специфическую функцию, внести определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников. В связи с этим завуч и директор школы должны координировать работу учителя начальных классов в этом направлении, требовать от него выполнения означенных функций в решении конкретных задач обучения и воспитания младших школьников в духе охраны природы.
Региональный компонент эколого-географического образования в начальной школе.
Ведение наблюдений за телами природы и явлениями, постановка с ними опытов, изучение природы на экскурсиях вносят большой вклад в решение образовательных и воспитательных задач и оказывают огромное влияние на формирование общественного отношения у младших школьников к природе.
Наблюдения способствуют эстетическому воспитанию, обобщение ребенка с природой - это могучий источник развития эмоций, который способствует развитию воображения, фантазии. Велика связь эстетического воспитания с формированием бережного отношения к природе, с нравственным развитием учащихся, с воспитанием таких качеств, как доброта, сострадание, чуткость, ответственность.
Наблюдения способствуют умственному развитию младших школьников, так увиденное в природе вызывает у детей стремление не только запомнить явление, но и объяснить его. При этом дети анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует формированию знаний о природе, ее единстве, формирует у учащихся умение вести исследовательскую работу в природе.
Программой предусматривается четкий отбор объектов и явлений природы, с которыми проводятся опыты, в ходе которых учащимся доказывается связь растений с окружающей средой, в частности с деятельностью человека.
Ставя опыты по изучению свойств воды и почвы, учащиеся убеждаются, что они необходимы человеку. При этом обращается внимание на рациональное использование, как трудно очистить воду от загрязнении и учащиеся приходят к выводу, что к водным источникам нужно относится бережно, рационально, экономно.
Главной особенностью изучения этих тем является то, что в процессе их изучения широко используется краеведческий материал, который позволяет сформировать у детей понятия бережного, рационального отношения к полезным ископаемым, воде и почве.
Экскурсии обладают широкими возможностями для воспитания у младших школьников бережного отношения к природе. В ходе их проведения учитель объясняет детям, как вести себя в природе; показывает и рассказывает, как можно помочь зимующим птицам и т. д. Во время таких экскурсий закрепляются не только экологические знания, но и воспитываются дети эстетически нравственно.
Большие возможности по экологическому воспитанию учащихся имеются во внеурочной деятельности, где возможно еженедельное проведение экскурсий. Мной в школе 10 разработана природоведческая и природоохранная тематика для экскурсий во внеурочной деятельности.
Предлагаю следующую тематику для экскурсий:
1.По долинам и по взгорьям.
2.Земля – наша кормилица.
3.Кама – красавица, Кама – труженица.
4.Лес – наш друг.
5.Деревья, кустарники наших парков, скверов и садов.
6.Враги и друзья леса.
7.Муравьи – санитары леса.
8.Зимний лес полон чудес.
9.Белый снег пушистый.
10.Птицы зимнего леса.
11.Весна идет, и все ей радо.
12.Пробуждение леса.
13.Грачи – вестники весны.
14.Весна на реке.
15.Птицы весеннего леса.
16.Раннецветущие растения – дети весны.
17.Город и человек.
Содержание каждой темы включает вопросы экологии и охраны природы.
Эффективность экологического воспитания зависит не только от выбора темы и содержания экскурсий, но и от методики их проведения. Она охватывает такие этапы: подготовка экскурсии, ее проведение и закрепление полученных знаний. Например, подготовка экскурсии включает решение организационных вопросов, выяснение отношения детей к природе, знакомство с памяткой охраны природы, подготовку для чтения на экскурсии небольших рассказов и стихов о природе, подготовку игровых ситуаций. В процессе проведения экскурсионных занятий ведущими методами являются наблюдение объектов и руководящее слово учителя. Информация его часто сочетается с сообщениями самих детей, чтением стихов, проведением дидактических игр, викторин, загадок. С помощью дидактических приемов учитель воздействует на личность школьника, его потребность, на мотивационную сферу личности, чтобы школьник изменил свое отношение к природе. В ходе экскурсий обращается внимание на красоту природы, значимость ее, необходимость бережного отношения к ней. Все явления природы рассматриваются в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Сам учитель служит примером, показывает школьникам высокоморальное поведение в природе. Ученики включаются в посильные общественно полезные дела. После экскурсии проводят заключительные беседы. Развивается умение оценивать собственные поступки, поступки сверстников и взрослых людей в природе путем создания игровых ситуаций, проблемных заданий.
Главными критериями оценки экологической воспитанности детей являются:
1.Знания о природе и ее охране.
2.Отношение к природе.
3.Деятельность учащихся в природе.
Я провела анкетирование до опытно – экспериментальной работы и после окончания ее по следующим вопросам:
1.Каково значение природы в жизни людей?
2.Как отражается вырубка лесов на окружающей природе?
3.Объясни, почему сбор макулатуры помогает сохранять лес?
4.Что могут сделать школьники по повышению плодородия почвы на учебно–опытном участке.
5.Ты увидел в кустарнике гнездо с птенцами, как ты поступишь:
а) тихо уйдешь мимо;
б) достанешь птенцов и возьмешь их домой;
в) будешь наблюдать за гнездом.
6. Какие ты заметил в нашем городе нарушения в охране природы? и другие вопросы.
Сравнительное анкетирование учащихся в классах обычных и классах (школа 10 г. Перми), где были проведены экскурсии, показало более высокий уровень знаний и умений, особенно по вопросам экологии. Природоведческие экскурсии помогли в какой-то степени воздействовать на личность школьника, изменить его отношение к природе, положительно воздействовать на мотивационную сферу личности.
Конечной целью экологического образования является не овладение некоторой совокупностью экологических знаний и умений, и даже не развитие учащихся, а формирование экологического сознания и гражданской позиции личности. Если человек даже экологически грамотный, не способен к осознанной экологической деятельности, не руководствуется в своих поступках экологической целесообразностью независимо от масштаба принимаемых решений в быту, на производстве, при разработке научных проектов и т. д., то экологическое образование утрачивает изначальный смысл и значение. Задача начальной школы в области экологии – сформировать экологическое мировоззрение (сознание) учащихся, а через них – экологическую культуру. (Голов, 1996)
К окончанию начальной школы учащиеся должны проявлять:
интерес к познанию природы и взаимоотношений с ней человека (общества);
эстетические и гуманные чувства к объектам и явлениям природы;
интерес к познанию себя и укреплению своего здоровья;
знать:
зависимость труда и здоровья от погодных и сезонных изменений в природе;
многообразие растений и животных своей местности;
правила личной гигиены;
правила поведения в природе в конкретных ситуациях;
уметь:
оценивать экологические ситуации;
выполнять правила и нормы поведения в природе;
участвовать в посильной природоохранной деятельности;
укреплять свое здоровье с помощью природных факторов;
выражать свое отношение к природе творческими средствами: рисунком, сочинением, сказкой, поделкой и т. п.
Эколого-географическое воспитание младших школьников во внеклассной работе.
Человечество радуют стремительные шаги революций, переворотов в мировой науке и технике. Очень жаль, что на фоне этой динамики мы стали безразличны к постоянным авариям на заводах и нефтепроводах, к затонувшим танкерам и исчезновению многих видов животных и растений. Так не хотелось бы, чтобы наши правнуки когда–нибудь сказали: «Жизнь на земле заканчивается, остались считанные дни». Поэтому наша задача воспитать то поколение, которое будет себя чувствовать не только крохотной частичкой нашей галактики, всей земли, природы, но и добрым бережным другом, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.
В последнее время в педагогике идет речь о повышении эффективности экологического воспитания. Хотя на деле во многих школах годовая экологическая работа вмещается в одну неделю, декаду, в лучшем случае месячник.
Внеклассная работа – это деятельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса.
В основу внеклассной работы учителю необходимо поставить краеведческий принцип изучения и охраны природы. Целенаправленное изучение экологической ситуации, которая сложилась на территории нашего края, помогает школьникам осваивать моральные и нормативные отношения к природе. Изучая окружающую среду, на внеклассных занятиях, младшие школьники на основе живых впечатлений о взаимных связях человека
с природой дают обоснование целесообразности норм и правил поведения в природной среде.
Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний. Велика роль внеклассной работы в приобщении детей к самостоятельной работе, наблюдениям. В беседах имеются огромные возможности для обсуждения экологических проблем, которые играют интегрирующую роль в обучении.
Во внеклассной работе школьники попадают в ситуации, где приходится принимать решение в реальных условиях на прогулке, экскурсии, посещении леса, водоема и т. д.
Разнообразная природоохранительная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых.
К индивидуальным видам внеклассной работы можно отнести: уход за растениями и животными, составление коллекций из открыток, марок, конвертов, камней, работа с природным материалом (шишки, корни, желуди, глина, песок и др.), чтение научно – популярной литературы. Поделки таких увлечений учащихся содействуют развитию их творческих способностей и помогают оценить природу.
Групповая внеклассная работа успешно протекает в кружке. В начальных классах организуем кружки «Юных натуралистов», «Юных друзей природы». Они включают школьников, объединенных по интересам практического направления работы: декоративного цветоводства, жизни аквариумов и птиц и т. д. Состав кружка постоянен. В кружке дети могут наблюдать за интересующими их явлениями, насекомыми, птицами, проверять приметы и природные барометры и т. д., оказывая при этом поддержку и охрану объектов природы.
К массовым формам внеклассной природоохранительной работы относятся коллективные походы детей в природу, экскурсии, различные утренники, посещение краеведческих музеев, зоо и ботанических садов, зоопарков и т. д. Разнообразные виды такой внеклассной работы взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания. (Ягин,1991)
Ролевые игры способствуют воспитанию экологических проблем как личностно значимых, так как включают каждого учащегося в ситуацию ответственной зависимости в соответствии с ролью – ученого, технолога, рабочего и т. п. (Суравегина, 1995)
В нашей школе накоплен опыт по организации экологического воспитания, которым я хотела бы поделиться. В плане работы включены и стали традиционными игры – походы, праздники осени, КВН и др., где выявляется уровень экологических знаний и ориентаций поведения в природе школьников, а также их эстетического восприятия природы.
Значение массовых мероприятий, направленных на формирование бережного отношения к природе у младших школьников, трудно переоценить.
Необходим постоянный контакт ребенка с природой. Именно он формирует его эмоциональное отношение к окружающему миру, без которого невозможно экологическое воспитание.(Рыжова,1998)
Работа с родителями по экологическому воспитанию.
Все богатства природы в нашей стране принадлежат народу. В охране природы принимают участие и взрослые, и дети. Школьники проводят День птиц, Неделю сада, Месячник леса, изготавливают и развешивают гнездовья для птиц, подкармливают птиц зимой, собирают семена деревьев и кустарников для лесных питомников, расчищают лес от хвороста, валежника, участвуют в озеленении дворов, улиц, дорог, в лесных посадках, в укреплении оврагов и сыпучих песков и в различных других работах. В этом школьникам помогают не только учителя, но и родители.
Основной целью экологического воспитания в современной семье является формирование культуры поведения и ответственности своих детей за природу, которая в свою очередь является сама неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие и красоту. Именно красота природы в любом уголке нашей планеты, где живет человек, рождает в нем чувство любви к Родине, дому своему, людям. (Скаткин,1972)
Сформировать у детей интерес к явлениям природы, ответственность за ее судьбу, привить способность бескорыстного восхищения окружающим миром можно только в процессе общения с природой. Для этого родители используют семейный туризм. Туристические прогулки, экскурсии, походы, путешествия одной семьи или нескольких семей совместно на автомобилях, велосипедах, лыжах, лодках, плотах, пешком, и другими способами передвижения по земле, по воде, в горах и по равнинам, морям, рекам и озерам, в лесах и по заповедным местам далеко от дома и в своем краю. Самым доступным видом семейного туризма являются прогулки. Организуя туристические прогулки, родители должны научить детей первой заповеди туриста – бережному отношению к природе.
Гуманного отношения ждет от каждого человека природа, умения решать хозяйственно – экономические задачи без ущерба для окружающей среды.
Если родители вместе с детьми активно, сознательно и добровольно участвуют в экологической деятельности по восстановлению своей среды обитания, то это говорит о довольно высоком нравственном уровне и экологической культуре семьи.
Разум людей должен побудить каждого человека к участию во всемирном экологическом движении за сохранение жизни на Земле и предотвращение экологической катастрофы.(Соловьев,1991) С целью формирования нравственности, взаимопонимания родителей и детей, экологической культуры, провожу родительские собрания по темам: « Папа, мама, я – дружная семья», « Как понять своего ребенка», « То, чего нельзя купить» и другие.
Необходимо всем людям уяснить для себя, передать своим детям и последующим поколениям, что отношения между человеком, обществом и природой – это отношения взаимовлияний. Нерациональное природопользование, хищническое отношение к природе со стороны людей
нарушают естественную направленность влияния природы на человека. Загрязнение водоемов, воздуха, истребление леса, зверей, птиц, варварское использование земли вызывают болезни, голод, разруху, бездуховность человека.
Огромную роль в формировании познавательных интересов и заботливого отношения к природе играет такая форма общения, как совместное чтение вслух произведений, которые посвящены природе, жизни животных или описанию природных явлений, играет огромную роль в восприятии самой сути заложенных понятий в материале. Учителю важно оказать помощь родителям в подборе списка соответствующих литературных произведений возрасту детей. Конечно, полезно знакомиться с журналами «Вокруг света», «Юный натуралист», «Наука и жизнь», с различными газетами экологического направления для пополнения экологических знаний.
Большое значение для формирования у детей бережного отношения к природе играют совместные игры в природе, наличие в доме живого существа, уход за комнатными и декоративными растениями, коллекционирование марок, этикеток, конвертов, календариков с природными объектами. Сочинение сказок и рассказов о природе и явлениях природы, охота с фоторужьем в природе.
Список литературы.
1. Адриянова А.П. Экологическое образование и воспитание при изучении факультативного курса «Основы экологии и охраны природы» // География в школе.1997.№ 6.
2. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник для студентов ВУЗов. М: Юнити, 1999.
3. Баринова И.И., Елховская Л.И, Николина В.В. Внеурочная работа по географии. М.: Просвещение,1988.
4. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического образования // Начальная школа.1994.№2.
5. Вильчанская Л.Н. Примерное поурочное планирование курса «Земляне и природа» // География в школе.1997. №4.
6. Виноградова Н.Д. Окружающий мир. Учебники для 1-4 классов. М.: Просвещение,1998.
7. Голов В.П. Как повысить эффективность обучения экологии // География в школе. 1996.№3.
8. Жильников А.С. Неделя географии в школе // География в школе.1997.№7.
9. Захлебный А.В., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение,1994.
10. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. М.: Просвещение,1993.
11. Копочева Т.В. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе // Начальная школа.2002.№1.
12. Краснов Э.А. Экологический год в школе // География в школе.1998.№6.
13. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся. М.: Просвещение, 1990.
14. Лушагина И.Г. Экологическое образование сегодня // Воспитание школьников.1994.№3.
15. Марченко А.А. Экологическое образование в школе – гимназии // География в школе.2000.№3.
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая сказка для начальных классов. Весенние цветы
Экологическая игра для 4 класса
Экологическая акция для младших школьников
Творческие рассказы для детей начальной школы. Сказки о реке Лене
Похожие статьи:
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
Классный час, 2 класс. Экологическое воспитание
Экологический классный час в 3 - 4 классе
Внеклассные занятия по экологии для младших школьников
Игровые занятия по экологии для начальных классов. Виды. Методика организации и проведения