Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа коррекционной работы в начальной школе по ФГОС

Программа коррекционной работы начального общего образования 1-4 классы
I. Общие положения
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом второго поколения и направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы начального общего образования, на коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы разработана в связи с обучением и воспитанием в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее основными направлениями является обеспечение коррекции недостатков
в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы.
Основные исполнители: психолого-педагогическая служба МОУ Богданихская СОШ, служба МППК г. Иваново (по согласованию), Центр психолого-педагогической помощи семье и детям г. Иваново (по согласованию), учителя начальной школы.
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.
При организации работы в данном направлении руководствовались разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ОВЗ) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы начального общего образования с учетом возможностей ОУ.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися на уровне начального общего образования являются:
• Закон «Об образовании в РФ»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
• Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
• О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
• Профессиональный стандарт педагога-психолога (приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 24.07.2015);
• Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
• Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

Нормативные документы, регламентирующие работу психолога в системе образования
1. Рабочие материалы всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы» (6—7 июня 2002 г., Москва);
2. Резолюция Всероссийского совещания «Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы»;
3. Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии;
4. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Министерство образования Российской Федерации. Инструктивное письмо 24.12.2001 г. № 29/1886-6 ;
5. Письмо Министерства образования РФ от 03.08.2000 г. N 22-06-862 "Об усилении контроля за соблюдением прав на получение образования детей и подростков с отклонениями в развитии";
6. Приказ Министерства образования РФ от 15.05.2000 г. N 1418 "Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения";
7. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения";
8. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 22.10.99 №636;
9. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 01.03.99 г. "Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения";
10. Приказ Министерства общего и специального образования РФ от 28.12.98 г. N3259 "0 централизованном тестировании";
11. Постановление Правительства РФ от 31.07.98 г. N 867 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи";
12. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 22.01.98 г. N 20-58-07ИН20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования".
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МОУ Богданихская СОШ исходя из кадровых, материально-технических условий и возможностей школы.
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:
1. выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
2. осуществлять индивидуально ориентированную медико-психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;
3. обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
Программа коррекционной работы содержит следующие разделы:
1. Общие положения. Цели и задачи программы
2. Направления работы
3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий
4. Этапы реализации
5. Механизм реализации
6. Планируемые результаты коррекционной работы
Анализ состояния здоровья этой категории детей проводится на основании:
- данных медицинских карт и данных медико-психологического обследования,
- анализ данных о динамике психического и физического состояния школьников, их интеллектуального психофизиологического потенциала,
- анализ рекомендаций специалистов (медицинских работников, педагогов) по организации занятий с детьми с особыми потребностями.
II. Направления коррекционной работы
Программа коррекционной работы разработана в связи с обучением и воспитанием в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее основными направлениями является обеспечение коррекции недостатков
в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы. В школе разработано «Положение о психологической службе», создана служба, осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. В службу сопровождения входят специалисты: психолог, социальный педагог, педагоги, медицинский работник.
Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме совместно с ПМПК.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является:
1. создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию;
2. создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи:
1. своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
2. определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов;
3. определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
4. создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
5. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
6. разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
7. обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
8. реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
9. оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по психологическим, социальным, педагогическим и другим вопросам.
Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
2. Организационно-аналитическая работа (создание единого информационного поля школы, банка данных, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
3. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
4. Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
5. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
III. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий
Содержание программы коррекционной работы с обучающимися в школе определяют следующие принципы:
1. Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
2. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
3. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
4. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
5. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения,
защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают её основное содержание:
- диагностический модуль обеспечивает выявление детей, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию помощи в условиях образовательного учреждения
- коррекционно-развивающий модуль обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативный модуль обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительский модуль направлен на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Диагностический модуль
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.
Включает: Медицинская диагностика, Психолого-педагогическая диагностика (первичная диагностика для выявления группы «риска», определение уровня организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам, углубленная диагностика детей с ОВЗ, анализ причин возникновения трудностей в обучении). Выявить резервные возможности.
Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Основные направления коррекционной работы:
1)Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2)Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формировании звукового анализа.
3)Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4)Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5)Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы
- релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и так далее).6)Развитие речи, овладение техникой речи.
- Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Включает:
1. Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования
2. Консультирование обучающихся по выявленных проблемам, оказание превентивной помощи
3. Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей
Информационно – просветительский модуль
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса.
1. Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
2. Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей
Формы обучения.
Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
Формы обучения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей-инвалидов, реализованные в МБОУ Богданихская СШ в 2016 учебном году:
- Индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися
В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с учащимися.
- Работа логопедических групп
1. Коррекционная логопедическая работа проводится по направлению в Центр МПК г. Иваново с учащимся, имеющим нарушения устной и письменной речи.
2. Индивидуальные занятия проводятся по индивидуальному плану.
Расписание занятий соответствует «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 (в действующей редакции)
- Работа спецгрупп по физической культуре
Расписание занятий соответствует СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса"
- Индивидуальные занятия с педагогами
В школе организована поддержка детей, испытывающих особые трудности при обучении, и детей, которые отстали от программы обучения по объективным причинам (болезнь, переезд). Педагог планирует индивидуальные занятия с детьми по отдельному плану, но не менее 1 часа в неделю.
- Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания.
По окончании обучения ребенку выдается табель (дневник) общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
- Дистанционное обучение — комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь, с помощью программы Скайп).
Для осуществления дистанционного обучения у школы имеются следующие возможности: мультимедийное оборудование (Интернет, компьютер, принтер, сканер, веб-камера, микрофон, электронный микроскоп, программное обучение), с помощью которого поддерживается связь ребенка с центром дистанционного обучения и педагогами школы. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме он-лайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
- Внеурочная деятельность
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками из других классов. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.

Календарь традиционных школьных дел и праздников:
• сентябрь (День знаний, общешкольный туристический слёт);
• октябрь (Посвящение в первоклассники);
• ноябрь (День рождения школы);
• декабрь (Рождественский подарок);
• январь (Рождество Христово);
• февраль (А ну-ка парни);
• март (КТД «В нашем театре»);
• апрель (Пасха);
• май (День славянской письменности);
• другие школьные дела и праздники, принятые в образовательном учреждении.
( праздники посвященные “Дню Победы”, литературные вечера, и т.д.).

Спортивно-оздоровительные мероприятия:
• Дни здоровья;
• «Веселые старты»;
• Соревнования по футболу, шахматам, настольному теннису;
• Праздник «Папа, мама и я – спортивная семья»;
• Спортивно-оздоровительные соревнования

Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении образовательной программы НОО, корректировка коррекционных мероприятий.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляет школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он проводится по итогам полугодия.
Мониторинговая деятельность предполагает:
1. отслеживание динамики развития учащихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ (через наблюдение, анкетирование, анализ продуктов деятельности, тестовые задания);
2. перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Психолого-медико-педагогических консилиум анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными учащимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Другая задача школьного консилиума — выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для обеспечения общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, включающей активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого здоровья, сохранение и поддержание здоровья, нормализацию учебной деятельности, профилактику и коррекцию негативных тенденций эмоционально-личностного развития. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения, работающие с детьми с ОВЗ должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.
В связи с этим при необходимости в школе выстраивается планомерная работа по повышению квалификации специалистов по проблемам организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития
2. Сведения об обеспечении учебно-методической литературой, используемой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов:
• Практическая психология в начальной школе, Р.В. Овчарова
• Внеклассные мероприятия в коррекционных классах, Н.М. Гончарова, Л.С. Дыбань, Волгоград.
• Коррекция письма на уроках 1-4 классы, Практические и тренировочные задания и упражнения, Л.В. Зубарева, Волгоград.
• Тестируем детей. Т.Г.Макеева. - Ростов н/Д.:Феникс, 2008;
• Как помочь школьнику? Камаровская Е.В. – СПб.: Питер, 2011;
• Подготовка к школе. М.Н. Ильина. – СПб.: Питер, 2011;
• Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова – СПб.: Питер, 2010;
• Чтобы язык не заплетался. Пособие по развитию речи. В.А. Синицын. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2009.

Этапы реализации программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
I этап (сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально- технической и кадровой базы учреждения.
II этап (октябрь-май). Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей исходя из условия и возможностей ОО.
III этап (май). Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно- корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы, исходя из условия и возможностей ОО.

Механизм реализации программы
Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов школы, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
1) комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
2) многоаспектный анализ личностного и познавательно го развития ребёнка;
3) составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения школы, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие школы с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
4) Социальное партнёрство включает:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество со средствами массовой информации (печатные издания Ивановского района "Школьные вести", "Наше слово"), а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья; сотрудничество с родительской общественностью.
МОУ Богданихская СОШ взаимодействует по вопросам коррекционной работы с внешними организациями, специализирующимися в области коррекционной педагогики и медицины: МППК г. Иваново, Центр психолого-педагогической помощи семье и детям г. Иваново, ЦРБ Ивановского муниципального района.

Планируемые результаты коррекционной работы
1. Ожидаемые результаты.
1) Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
2) Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
3) Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.
2. Показатели результативности и эффективности коррекционной работы.
Результаты выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с
помощью промежуточного (I полугодие) и итогового (конец учебного года) тестирования.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы могут рассматриваться:
1. динамика индивидуальных достижений учащихся с ОВЗ по освоению предметных программ:
• повышение уровня общего развития обучающихся;
• восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
• формирование недостаточно освоенных учебных умений и навыков;
• коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся;
• направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
2. создание необходимых условий для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (формы обучения, оптимизирующие коррекционную работу, и наличие соответствующих материально-технических условий);
3. увеличение доли педагогических работников образовательного учреждения, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
4. сравнительная характеристика данных медико-психологической и педагогической диагностики учащихся с ОВЗ на разных этапах обучения;
5. количество специалистов, привлекаемых к индивидуальной и групповой работе с детьми с ОВЗ;
6. повышение уровня просветительской и информационной грамотности и культуры родителей;
7. другие соответствующие показатели.
Формы и методы оценивания результатов
Результаты выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с помощью промежуточного (I полугодие и конец учебного года) тестирования. Результаты тестирования фиксируются в психолого-педагогической карте учащихся учебной группы.
Критерии оценки:
1. Уровень тревожности: Цветовой тест. Шкала тревожности Ф.Филлипса, К. Роджерса
2. Межличностные отношения - методика взаимных выборов
3. Слуховое восприятие с помощью пробы «Понимание текста»
4. Концентрации внимания с помощью методики «Корректурная проба»
5. Уровень слуховой памяти - Методика «Десять слов»
6. Уровень зрительной памяти - Методика «Запомни фигуры»
7. Уровень умственного развития - Тест на уровень мышления "Матрицы Раввена", «Кто лишний», Тест на уровень интеллекта Переслени-Подобед
8. Уровень развития моторики – тест «Петли»
9. Уровень самооценки, мотивации – тест «Лесенка», «Смешные человечки».
Материально-техническое и методическое обеспечение
1. Интерактивная доска;
2. Многофункциональное устройство (сканер, копир, принтер);
3. Ноутбук;
4. Маркерная доска
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Справочник психолога начальной школы./О.Н.Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д.:Феникс, 2008;
2. Тестируем детей. Т.Г.Макеева. - Ростов н/Д.:Феникс, 2008;
3. Как помочь школьнику? Камаровская Е.В. – СПб.: Питер, 2011;
4. Подготовка к школе. М.Н. Ильина. – СПб.: Питер, 2011;
5. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова – СПб.: Питер, 2010;
6. Чтобы язык не заплетался. Пособие по развитию речи. В.А. Синицын. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2009;
7. Вестник Образования России. Издательство «ПРО-ПРЕСС», 2015;
8. Микляева А. В., Румянцева П. В., Тужикова Е. С., Тупицына И. А. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности начинающих психологов Методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 67 с.
Психолого-педагогические условия реализации ОП
Обеспечивают:
- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию образовательных программ дошкольного образования и начального общего образования;
- учёт специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических, административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;
В школе сложилась система работы, направленная на создание благоприятных психолого-педагогических условий, осуществляемая педагогами и психологической службой социальных партнеров.
Деятельность осуществляется по следующим направлениям:
1. Психопрофилактическая и просветительская работа;
2. Психодиагностическая работа;
3. Психокоррекционная и развивающая работа;
4. Консультационная работа;
5. Организационно-методическая работа;
6. Вспомогательные задачи.
В рамках просветительской работы проводится работа с родителями, учителями и учащимися в разных формах:
- теоретические проблемные семинары,
- педконсилиумы,
- родительские собрания и лектории по актуальным темам,
- индивидуальное консультирование родителей и преподавателей для оказания необходимой психологической помощи ребенку.
В рамках психопрофилактической работы с детьми, в целях предупреждения отклонений в развитии и воспитании учащихся проводится следующая работа:
1. Психолого-педагогическая поддержка на этапе адаптации при поступлении детей в школу.
2. Психолого-педагогическая поддержка на этапе адаптации учащихся к новым условиям в 1-х классах.
3. Посещение уроков в 1-х классах, с целью наблюдения за психоэмоциональным состоянием детей в классе.
4. Организация и проведение психолого-педагогического консилиума с целью психологического анализа поведения и развития учащихся.
5. Проведение тренинговых занятий, направленных на формирование социальных навыков.
6. Проведение классных часов по определенной тематике (по запросу педагога).
7. Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска». Разработка совместно с учителями единых требований по работе с этими детьми.
Психодиагностическая работа направлена на выявление отклонений в психическом и личностном развитии школьника; на определение способностей учащегося, формирование его личности:
1. Диагностика эмоциональных связей между членами коллектива (методики: социометрия, референтометрия).
2. Диагностика определения уровня личностной тревожности по методикам: Прихажан А.М., Кондаш, Айзенк, Дукаревич, Филлипс, Захаров.
3. Диагностика определения уровня агрессии (методики: Басса и Дарке, Айзенк)
4. Анкета определения факторов риска ухудшения здоровья школьников, осознание и применение нравственных норм, ценностей.
5. Методика определения учебной мотивации (анкеты: Лусканова Н.Г., Гинзбург М.Р.).
6. Диагностика творческих способностей
7. Индивидуальная диагностическая работа:
8. Диагностика внутрисемейных отношений (методики: рис. «Моя семья», Эйдемиллер).
Качественный анализ результатов диагностического обследования, позволяет определить направления работы с детьми в зависимости от возраста и выявленных проблем. Данная работа дает улучшение всей системы изучения и развития школьников, их интересов, способностей, обеспечивает индивидуальный подход к учащимся, создает психологический климат, благоприятный для сохранения физического и психического здоровья детей.
Учебный процесс оказывает свое влияние на физическое и психическое состояние каждого ученика. Учебные нагрузки, психологический климат в коллективе, - все это может привести к переутомлению, нервно-психическому напряжению, эмоциональной нестабильности, снижению мотивации. Что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья учащихся в целом. В целях формирования ответственного отношения к своему здоровью проводится следующая работа с детьми:
- проведение классных часов,
- групповых занятий,
- консультаций с детьми.
Все эти мероприятия способствуют сплочению детского коллектива, развитию необходимых социальных навыков, умение взаимодействовать с окружающими, развитию навыков саморегуляции, снятия эмоционального напряжения.
Особое влияние на здоровье детей оказывают родители и педагоги. Только родители и преподаватели, способные заботиться о своем здоровье, могут научить здоровому образу жизни детей.
С преподавателями и родителями проводятся семинары, консилиумы, индивидуальные и групповые консультации.
Проводятся семинары-практикумы с преподавателями (1 раз в полугодие). Семинары проводятся в 2 направлениях:
1. Изучение и познание личностных особенностей ребенка.
2. Профилактика "эмоционального выгорания педагога". Изучение и познание личностных особенностей педагога. Этот семинар способствует не только сохранению психического здоровья самого преподавателя, но и развитию умения разбираться в людях, адекватно оценивать их состояние, умение эмоционально откликаться на психическое состояние другого человека, его поведение.
Коррекционная и развивающая работа направлена на развитие эмоционально-волевой сферы и познавательных процессов. Данная работа осуществляется через организацию внеурочной деятельности младших школьников.
Программа психологических занятий уделяет серьезное внимание способам формирования такой установки в близких и доступных детям формах, прежде всего в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в которые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмотреть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу первого года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы, а закрепление этой способности происходит в специальных занятиях. Особое внимание на занятиях уделяется развитию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения), а так же саморегуляции.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение:
1. обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
3. обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность
учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
4. обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач
обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных
программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
5. обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный
режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
6. обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья,
независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
7. развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы будут использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и др.
В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ, учебников и учебных пособий для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (соответствующего вида), в том числе цифровых образовательных ресурсов.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, а также оборудование и технические средства обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья индивидуального и коллективного пользования, для организации коррекционных и реабилитационных кабинетов, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий, хозяйственно-бытового и санитарно- гигиенического обслуживания).
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов.
Приложение

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая работа по развитию памяти школьников Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"

Похожие статьи:

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе | Рекомендации родителям первоклассников. Адаптация к школе
Опубликовано: 2482 дня назад (5 февраля 2018)
Просмотров: 8753
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!