С песенкой по радуге. (Упражнения для занятий по вокалу с детьми)
Автор:Осипова Ольга Валерьевна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД ПГО «Бажовский центр детского творчества»,г. Полевской Свердловская обл.
Описание работы: Предлагаю разработку упражнений с детским певческим голосом.Разработка будет интересна для родителей и руководителей вокальных кружков. Упражнения прошли апробацию в детском вокальном коллективе.
Предисловие.
Детский певческий голос, словно музыкальный камертон. Он со настраивается с той музыкальной средой, в которой пребывает ребенок. Очень важно обнаружить физиологические певческие способности ребенка с раннего детства. Необходимо стимулировать эмоциональную отзывчивость ребенка на музыкальную игру приятной улыбкой и ласковой речью родителей.
Первыми учителями по вокалу являются родители, а в особенности мамин голос, самый нежный наглядный пример для подражания. Поэтому,мамы напевают свои колыбельные, пестушки и прибаутки с момента появления ребенка на свет.Подрастая, ребенок уже и сам подражает своим голосом знакомым музыкальным звукам.
Итак, детский голос мы представим в виде камертона, который имеет свои цветовые струны. Каждая струна звучит на определенной нотной высоте и знакомит родителей и детей с азбукой пения.
Хорошо бы иметь для занятий фортепиано или клавишный инструмент, но если такового нет, то пропевать нужно ,как подсказывает вам внутренний слух.
Перед началом занятий можно сделать запись голоса ребенка для дальнейшего отслеживания результатов.
Упражнения.
I день. Струна-красная.
В этом цвете находится нота «До»(добрая, доверительная, дорогая).
Нота «До» прекрасная
Струна ее красная.
(поем на одном звуке)
Красный цвет у светофора
В пении нужна опора.
Цвет здоровья и натуры
Стройной и подтянутой фигуры.
(Рекомендуется музыкальная импровизация на эти слова, а затем физические упражнения под музыку для осанки тела. Ребенку важно сказать, что в пении нужна красивая и стройная спинка и подтянутый живот).
II день.Струна-оранжевая.
На оранжевой струне
Поселилась нота «Ре»(решительная,резвая).
(поем на одном звуке, чуть выше предыдущей ноты «До»).
Сок оранжевого цвета
Из морковного пюре,
Будут всем полезны детям
Витамины А,В,С.
Эти витамины для крепости зубов
Четкого и внятного проговаривания слов.
(Рекомендуется музыкальная импровизация на эти слова. Затем нужно хорошо разогреть разговорный аппарат ребенка. Если ребенок маленький, то показываем выразительные мимические движения лица, если ребенок постарше, делаем артикуляционную гимнастику).
III день.Струна-желтая.
Желтая струна звучит
На ней нота «Ми» сидит(милая,милосердная).
(пропеваем на одном звуке, чуть выше предыдущей ноты «Ре»).
Желтая мимоза благоухает в воздухе
Кислородом насыщает
Дыхание укрепляет.
(Рекомендуется музыкальная импровизация на эти слова. Затем выполняем упражнения на дыхание. Детям старшего возраста можно рассказать о пользе прогулок на свежем воздухе).
IV день.Струна-зеленая.
Зеленая поет струна-
Это звуки ноты «Фа».(фантастичная)
(пропеваем на одном звуке, чуть выше предыдущей ноты «Ми»).
В рощице зеленой
Соловушка поет.
Песни нам знакомой
Мелодию ведет.
(Рекомендуется музыкальная импровизация на эти слова. Здесь можно попеть с ребенком уже знакомые песни. Важно показать разнохарактерность музыки и рассказать о разнообразии мелодий. Самим сочинить поппевочку).
V день.Струна-голубая.
Нота «Соль» голубой струны(солнечная)
Морские волны на ней слышны.
(пропеваем на одном звуке, чуть выше предыдущей ноты «Фа»).
Волны море рассекают
Свои ритмы отбивают.
Танец рыбок и медуз
Сказочно-морской союз.
(Рекомендуется музыкальная импровизация на эти слова. На голубой струне идет работа с ритмом. По импровизировать с ребенком ритмические игры, поиграть на шумовых инструментах и африканском барабане).
VI день.Струна-синяя.
Синева струны ноты «Ля»(ладная,ласковая).
Украшает васильковые поля.
(пропеваем на одном звуке, чуть выше предыдущей ноты «Соль»).
Соберем букет мы маме,
На лесной поляне.
Радостно и весело,
Мы споем ей песенку.
(Рекомендуется музыкальная импровизация на эти слова. Рассказать о настроении в песне:веселое-грустное, спокойное-бодрое...)
VII день.Струна-фиолетовая.
Фиолетовые звуки ноты «Си»(сильная)
Шепчут струнам радуги: «Мерси!».
(пропеваем на одном звуке, чуть выше предыдущей ноты «Ля»).
Радуга-дуга в небе повисла
У(Имя ребенка) голосочек чистый.
С каждым днем становится сильнее,
Приходите на концерт скорее!
(Рекомендуется музыкальная импровизация на эти слова. Рассказать ребенку, как изменился его голос после занятий. Дать прослушать запись, сделанную перед всеми занятиями).
Рекомендуем посмотреть:
Праздник «День Независимости». Сценарий
Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон»
Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность"
Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки
Похожие статьи:
Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе
Конспект урока музыки в 3 классе
Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет
Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского
Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика