Конспект урока по биологии в 6 классе «Движение живых организмов в природе»
Автор: учитель биологии и химии ГБОУ СОШ № 259 Адмиралтейского района Санкт - Петербурга Аветисян Сатеник Вагеевна
Описание материала: Предложенный конспект урока – обобщение и систематизация темы «Движение» курса биологии в 6 классе по УМК Н.И. Сонина. Данный материал изучает разнообразные способы движения живых организмов и предназначен для учащихся и учителей биологии учебных заведений.
Тема: «Движение живых организмов в природе»
Цель урока: Закрепить у учеников знания по теме «Движение в природе», познакомить со способами движения растений в природе, с разными способами движения живых организмов в почвенной, в водной и в воздушной средах.
Задачи урока:
Обучающие: разобраться в разных способах движений живых организмов в природе, постараться понять причину именно такого способа передвижения, попробовать найти взаимосвязь между образом жизни данного животного и условиями окружающей его среды, объяснить особенности приспособлений данного организма;
Развивающие: развивать умение работать с текстом и рисунками учебника, с информацией демонстрированных видеороликов, умение сравнивать выявленные самостоятельно факты и находить взаимосвязь между ними, умение работать в малых группах;
Воспитательные: повышать интерес к предмету, воспитывать умение принимать правильные решения, аккуратно и правильно заполнять таблицы и предложенный учителем раздаточный материал. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе и ко всему живому.
Тип урока: изучение и систематизация нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Движение в живой природе», картины животных, видеоролики: «Движение животных», «Движение дождевого червя», «Ростовые движения растений», приложения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся расширяют знания о возможных способах движения животных; о зависимости способа их передвижения от условий среды, где они обитают. Они знакомятся с причинами, вызывающими необходимость движения, учатся наблюдать, увидеть информацию, анализировать ее и делать свои выводы.
Метапредметные: ученики осваивают универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Личностные: учащиеся определяют свое отношение к изучаемому материалу, ценность и смысл своего обучения.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Постановка цели и задач урока
III. Изучение нового материала
1) Виды движений простейших
2) Движение многоклеточных животных. Движение дождевого червя
3) Движение в водной среде
4) Движение в воздушной среде
5) Движение в наземной среде
6) Движение у растений
IV. Обобщение
V. Закрепление
VI. Рефлексия
VII. Домашнее задание
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.
II. Оглашение темы, целей и задач урока. Сообщение учителя
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, давайте мы с вами посмотрим этот видеоролик (демонстрация видеоролика «Движение животных»).
Видеоролик № 1 Движение животных
(приложение № 4)
А теперь отвечаем на мои вопросы:
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня? (О том, что в природе двигаются все живые существа).
- А что означает словосочетание «живые существа»? Кого же вы увидели на экране, представителей каких царств? (Царств растений, животных и грибов).
- А все животные одинаково двигаются? (Нет, некоторые летают, другие ползают или бегают, третьи прыгают, четвертые плавают и т.д.)
- Как может называться наш сегодняшний урок? («Движение в живой природе»).
III. Изучение нового материала
1. Постановка познавательной задачи: Определить различные способы передвижения позвоночных и беспозвоночных животных в разных средах, причину возникновения и непостоянный характер приспособлений к жизни в конкретной среде у конкретного живого существа.
2. Решение познавательной задачи:
На экране презентация «Движение в живой природе» (Слайды 1-3)
Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы с вами попробуем находить ответы на очень интересные вопросы:
- Как передвигаются представители разных царств живой природы: растения, грибы и животные?
- Различаются ли способы передвижения в разных средах обитания живых существ?
- Для чего животным нужно двигаться?
- У одноклеточных организмов, наверное, нет нервов и мышц. С помощью чего тогда они двигаются? А теперь по порядку.
1) Виды движений простейших (
слайды 4,5).
Учитель: Как вы уже увидели в начале урока при просмотре видеоролика, простейшие двигаются с помощью разных приспособлений. Какие особенности передвижения вы заметили? (Движение с помощью ложноножек у амебы обыкновенной, движение с помощью жгутика у эвглены зеленой и с помощью ресничек - у инфузории – туфельки). Ученики заполняют таблицу «Движение одноклеточных животных» и записывают вывод об особенностях движения простейших в тетрадь). (
Приложение № 1)
Вывод: простейшие организмы имеют специальные органоиды движения: ложноножки, жгутики и реснички.
2) Движение многоклеточных животных (слайды 6,7).
Учитель: Вы сейчас посмотрите маленький видеоролик о движении в почвенной среде.
Видеоролик № 2 Движение дождевого червя
А сейчас вам предстоит работа с рисунками и текстом в учебнике, на странице 90-91. Затем, зная об особенностях движения дождевого червя, вы вставите пропущенные слова в предложенный мною текст (
приложение № 2). Сделанный вами вывод следует записывать в тетрадь.
Вывод: движение многоклеточных животных связано с мышечной деятельностью.
Учитель: Продолжаем наше знакомство с разными способами движения многоклеточных животных. Теперь у каждой группы будет свое задание. (Учащиеся знакомятся с разными способами движения живых организмов в разных средах обитания c помощью учебника). Далее они продолжают работу в малых группах из 4-5 человек, и каждая из групп готовит к представлению материал: заполненная группой таблица и сообщение о рекордах движений в разных средах обитания: в водной, в воздушной среде, в наземной средах и о движении растений, соответственно
3) Движение в водной среде (слайды 8 – 12).
Учитель: Сейчас наша задача, дорогие ребята, разобраться в различных способах передвижения животных в водной среде. Используя рисунки на странице 92–93 учебника, учащиеся приводят примеры приспособлений к плаванию у водных животных и отвечают на следующие вопросы:
- Каких животных вы знаете, которые обитают в водной среде?
- Какие особенные признаки вы у них заметили?
- Одинаково ли двигаются киты, дельфины и рыбы? Какие у них органы передвижения?
- А что особенного вы заметили в движениях медуз и осьминогов?
Сообщение о «рекордах» движения у водных животных.
(Приложение №3)
Выводы: Вода является опорой для тела плавающих животных; плавание осуществляется с помощью плавников, плавательных перепонок, ласт. Передвижение в водной среде может осуществляться также реактивным способом, выталкиванием воды из тела или волнообразными его изгибаниями.
4) Движение в воздушной среде (слайды 13 – 15).
На экране появляются рисунки с изображением птиц, насекомых, летучей мыши.
Учитель: Вы видите на экране изображения разных животных. Пользуясь этими изображениями и рисунками на странице 94-95, ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
- Какими способами могут передвигаться эти животные?
- Какие приспособления у них для этого есть?
Ученики называют приспособления к полету. Далее один из учащихся делает сообщение о «рекордах» движения в воздухе (
Приложение № 3).
5) Движение в наземной среде (слайды 16 – 21).
Учитель: А как осуществляется движение животных по твердой поверхности? Работаем с рисунками на стр. 96-97 учебника.
Сообщение одного из учеников о «рекордах» движения на суше.
(Приложение № 3).
Выводы: Большинство позвоночных и членистоногих животных при ходьбе опирается на конечности – ноги; а у насекомых, пресмыкающихся и млекопитающих имеет место разнообразное строение конечностей.
6) Движение у растений (слайды 22 – 23).
Видеоролик № 3 Ростовые движения растений
Учитель: Как вы думаете, мои хорошие, двигаются ли растения? Как это происходит, когда? Может кто-то из вас знает или видел растения, у которых цветы ночью или перед дождем закрываются? (Работа с рисунками на странице 98 учебника).
IV. Обобщение (слайд 24). Ученики называют способы движения живых организмов в природе
V. Закрепление (слайды 25, 26).
И так, движение - это одно из проявлений жизни. Животные активно перемещаются. По способу движения они отличаются большим разнообразием. Среди них есть летающие, бегающие, ходящие, прыгающие, плавающие и ползающие.
VI. Рефлексия. Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?
Какая тема вас больше заинтересовала?
VII. Домашнее задание (слайд 27).
Изучить главу 13, стр. 89 – 99, ответить на вопросы. Описать известные вам случаи движения растений.
Презентация на тему: Движение живых организмов в природе
Приложение к уроку по теме: Движение живых организмов в природе
Рекомендуем посмотреть:
Конспект внеурочного занятия по биологии для 6 класса
Внеклассное мероприятие по биологи. Сценарий для 6 класса
Методическая разработка внеклассного мероприятия по биологии, 6 класс
План-конспект урока биологии для 6 класса с презентацией. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристик
Похожие статьи:
Конспект урока биологии для 6 класса по теме «Фотосинтез»
Конспект урока биологии по теме «Плоды» 6 класс
Игра по биологии, 6 класс
Конкурс эрудитов по биологии, 6-7 класс
Конспект урока биологии, 6 класс. Почва и растения