Конспект логопедической непосредственной образовательной деятельности на тему: "Слова, называющие предметы".
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна учитель-логопед МКДОУ «Никольский детский сад» посёлка 1-го отделения совхоза «Масловский» Воронежской области
Материал предназначен для детей подготовительной группы.
Цель: усвоение понятия «слова – предметы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- дать понятие о словах, называющих предметы;
- уточнить представление об одушевленных и неодушевленных предметах; учить ставить к словам вопросы кто? что?;
- закрепить понятие «один – много»
- закрепит умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное восприятие, мелкую и общую моторику;
Воспитательные:
- воспитывать умение самостоятельно выполнять задания и доводить их до конца;
- воспитывать навыки сотрудничества.
Оборудование:
Изображения снеговика и Снегурочки. Предметные картинки с изображениями живых и неживых предметов. Предметные картинки с изображением одного и нескольких таких же предметов: снеговик – снеговики, подарок – подарки, ёлка – ёлки, хлопушка – хлопушки, мешок – мешки. Ёлка, изготовленная из фанеры и обшитая искусственной замшей с пришитыми пуговицами, распечатанные на цветном принтере ёлочные игрушки с изображениями предметов, конфеты.
Ход НОД
Оргмомент
Перед вами вот такой замечательный купол, который я получила в подарок от Деда Мороза. Сейчас каждый из вас по очереди пройдёт сквозь него, что навсегда заморозить баловство и непослушание.
Основная часть
Какой скоро наступит праздник? Новый год, правильно. Сядет тот, кто назовёт мне любое новогоднее украшение.
Сейчас я назову ещё слова: Дед Мороз, Снегурочка, снеговик, снег, метель, подарки. Что я назвала? (Слова). Это не просто слова. Все, что нас окружает – это предметы. Предметы бывают разные. Есть предметы, которые ходят, питаются, растут. Такие предметы называются – живые. Про живые предметы спрашивают КТО ЭТО? Подумайте, что мы можем назвать живым предметом? Предметы, которые не могут самостоятельно передвигаться, которым не надо кушать, которые не могут расти – называются неживыми предметами. Про неживые предметы спрашивают – ЧТО ЭТО? Приведите пример неживых предметов.
Сегодня к нам пришли гости. Попробуйте угадать, кто же они.
Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот — дуга, и нос морковка,
А два глаза — угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? …(Снеговик)
С. Нверский
С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?… (Снегурочка!)
Н. Меркушова
Молодцы, правильно отгадали загадки. У нас в гостях сегодня снеговик и Снегурочка. И они очень хотят с вами поиграть. Снегурочка принесла с собой живые предметы, а снеговик – неживые. Но пока они к нам добирались, их сани перевернулись и все предметы перепутались. Давайте поможем нашим гостям разобрать правильно их предметы. (Работа у доски.)
А сейчас давайте вместе со словами – предметами поиграем в игру «Один – много». Например: это что? – ёлка. А если много, то это что? – ёлки.
«Назови ласково». Слова – предметы очень любят, когда их называют ласково. Снеговик – снеговичок и т.д.
Слова – предметы очень любят объединяться в группы. Это мебель, фрукты, обувь и т.д. Какие ещё группы предметов вы знаете? Вы назвали группы предметов живых или неживых? А какие группы предметов мы можем назвать живыми?
Какие предметы мебели нам понадобятся для встречи Нового года? Какая посуда пригодится? Какие предметы одежды обычно надевают на этот праздник? Какие фрукты считаются символом Нового года в России?
А какой самый главный предмет Нового года, который в этот праздник появляется почти в каждом доме? (Ёлка и сосна.) Откуда к нам привозят эти деревья? (Из леса.) А что остается в лесу, после того как там спилят сосны и елки? В лесу остаются одни пеньки. Давайте представим, что мы с вами попали в такой лес и поиграем в игру «Пеньки – сосенки». Сосны – высокие, поэтому, когда я буду говорить «сосенки», мы подымем руки вверх. Пеньки – низкие, поэтому, услышав это слово вам нужно присесть на корточки. Будьте внимательны – я буду говорить одно, а показывать могу совершенно другое.
Мне кажется, мы всё-таки сегодня забыли сделать что-то очень важное! Ну конечно, самый главный предмет Нового года назвали, а нарядить его забыли. Наши гости принесли нам украшения для нашей ёлки. Это вот такие необычные шары. На каждом из них изображён предмет. Вам нужно назвать этот предмет и определить, живой он или неживой, а потом повесить на нашу ёлку.
Играет песенка про ёлочку, а ребята все вместе украшают ёлку.
Итог:
Ребята, с какими словами мы сегодня познакомились? На какие вопросы они отвечают? Вы сегодня отлично поработали и за это наши гости приготовили вам ещё одни очень важные предметы – угощения! Давайте мы поблагодарим наших гостей и простимся с ними до следующего года, когда они придут к вам уже в школу. (Детям раздаются конфеты.)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы
Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Похожие статьи:
Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе
Сценарий логопедического мероприятия с родителями в нетрадиционной форме в подготовительной группе детского сада
Сценарий логопедической игры в подготовительной группе детского сада