Конспект урока ИЗО с презентацией. Дымковская игрушка, 1 класс
Конспект урока ИЗО «Декоративное рисование. Дымковская игрушка», 1 класс
Цели педагога:
Познакомить с историей дымковского промысла, произведениями дымковских мастеров, элементами дымковского узора, палитрой, последовательностью росписи, научить расписывать дымковскую игрушку; развивать навыки работы с краской, воспитывать уважительное отношение к народным мастерам, их творчеству Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийный ряд: Презентация «Дымка», произведения народных мастеров дымковского промысла, рисунки или фотографии, таблица с элементами дымковской росписи, репродукции картин с изображением ярмарочных рядов. Игрушки дымковского промысла и одна деревянная игрушка (например, богородского промысла) Оборудование: краски акварельные, гуашь, альбом, палитра, кисти, карандаши, стакан с водой, салфетка, Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): узнают, как дымковские мастера лепят и украшают глиняную игрушку, из каких элементов состоит дымковский узор, какова его палитра, в какой последовательности он расписывается; научатся рисовать дымковскую игрушку. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, признают свою гражданскую идентичность по отношению к своей Родине, ее культуре, народным традициям, искусству; осознают свою этническую принадлежность и культурную идентичность как гражданина России. Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях
структура урока I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Проверяю готовность обучающихся к уроку.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.
Сообщаю тему урока.
– Рассмотрите игрушки, представленные на выставке, и найдите среди них лишнюю.
– Да, одна из выставленных здесь игрушек – деревянная, другие же сделаны из глины. Ребята, у всех вас есть дома игрушки. Они сделаны из современных материалов (пластмассы, резины, металла, меха). Но наряду с ними
до сих пор еще пользуются большой популярностью народные глиняные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. Сегодня мы познакомимся поближе
с одним из них – дымковским промыслом. Это уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Народные мастера уже 400 лет сохраняют его. Но чтобы промысел существовал еще долгие годы, нужно, чтобы люди с детства были знакомы с такими игрушками, любили их, играли с ними.
II. Изучение нового материала
Словесно-иллюстративный рассказ «Из истории промысла». Просмотр мультимедийной презентации по теме.
В давни-давни времена
Совсем не так жила страна.
Не было и «Денди»,
«Сего» с «Лего» – тоже.
И игрушки делали,
Кто какие может.
А создавши свой товар,
Выезжали на базар.
Сделаны из глины
Игрушки всем на диво.
Дети в карусели
На лошадок сели.
На санях – Емеля,
Вот собачка Бимка.
Только все игрушки
Называют «дымка». слайд2.
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягкий падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
И о дымковской игрушке
Поведу сейчас рассказ.
Слайд 3.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали.
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
И о дымковской игрушке
Поведу сейчас рассказ.
– Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, недалеко от Вятки. Игрушки были ярким украшением ярмарок, где проходили праздничные гулянья с озорным и веселым названием – Свистунья. Слайд 4.
-Про дымковские игрушки сложили много прибауток, загадок, стихов.
Вот, например:
Почтеннейшие господа,
Посмотрите вы сюда,
Игрушки вятские на все манеры
Вот вам барышни и кавалеры Слайд 5.
Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок не простой –
Красный, белый, золотой. Слайд 6.
За студёною водицей
Водоноска молодица,
Как лебёдушка плывёт.
Вёдра полные несёт! Слайд 7.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Вот так небылица,
Эта чудо-птица? Слайд 8.
Кони глиняные мчатся
На подставке, что есть сил
И в санях не удержаться,
Если вожжи отпустил. Слайд 9.
Бока крутые,
Рога золотые,
На ногах - оборки,
На спине Егорка. Слайд 10.
По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из глины полые внутри . Дымковская игрушка лепится и раскрашивается вручную. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась раньше разведенным на молоке мелом. По белому фону выполнялась роспись красками. Просмотр презентации,слайды11-12.
Да, игрушки – не простые,
А волшебно-расписные:
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И идет о дымке слава –
Заслужила это право!
Говорят о ней повсюду.
Вот какое это чудо!
– Опишите одну из дымковских игрушек. Слайд 13.
Организую выполнение задания, подвожу учащихся к формулированию вывода, задавая вопросы:
– Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры, наглядные детали, обобщенная форма.)
–Какие цвета использовали мастера для росписи
игрушек? Какие узоры вы видите на игрушках?
(Клеточки, кружочки, точки, полоски и др.) Слайд 14.
Вывод: основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетки. В оформлении игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.
Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
III. Творческая практическая деятельность
Организация рабочего места.
Проверяю правильность организации рабочего места.
Выполнение упражнений по рисованию дымковского узора.
Показываю приемы рисования узора. Организую работу.
– Нарисуйте гуашью одну из понравившихся игрушек. Вспомните основные правила работы над рисунком.
IV. Итог урока. Рефлексия Выставка работ учащихся. Коллективная композиция
«На дымковской ярмарке»
Организую просмотр работ и их обсуждение.
Учитель читает стихи:
У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
– Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.
-Что нового узнали на уроке?
-Какая работа вам кажется наиболее красивой? Почему?
-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
-Довольны ли вы результатами своей работы?
Заключительное слово Слайд 15-16.
-Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки с веселым и озорным названием – “Свистунья”. На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех – и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом могут прогнать злые силы. Поэтому, играя с современными игрушками, помните о традиционно русских: матрешках, свистульках и др. Ведь в них хранится душа нашего народа, его вера в лучшее, в то, что добро всегда победит зло.
СПАСИБО ЗА УРОК!
Спасибо за интересный и познавательный урок! Очень увлекательное знакомство с миром дымковской игрушки, историей создания промысла, ее видами и элементами росписи. Юное поколение должно знать о традиционных народных игрушках, п в которых при создании вкладывались не только душа мастера, но и важные символы и глубокий смысл.
Светлана Ивановна, спасибо за такой обширный познавательный материал про Дымковскую игрушку!Стихи к слайдам - просто прелесть! Веселые, задорные, понятные для восприятия. Голос от меня!
Доброе утро Светлана Ивановна! не имея художественного образования я все равно очень люблю рисовать, но большее предпочтение я отдаю графике, но после просмотра Вашего материала мне захотелось и самой попробовать в данной технике. СПАСИБО за вдохновение и идею)))))
Очень богатый, познавательный материал к уроку.Великолепные стихи.В процессе творчества у ребят воспитываются положительные качества: усидчивость, аккуратность, терпение. Хоть это и очень трудоемкая работа, но зато какой результат.И действительно не в силах отвести взор. Вот какое это чудо!
Добрый день! Материал к уроку подобран в полной мере, очень много познавательного для ребят. Эта работа прививает интерес к народному творчеству. Большое спасибо, творческих успехов в работе!Отдаю вам голос