Басня И.А.Крылова "Ворона и лисица".
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе.
Автор: Ефименко Светлана Николаевна, воспитатель логопедической группы МБДОУ д/с №18 "Алёнка" г.Сафоново.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературе в подготовительной к школе группе по басне И.А.Крылова «Ворона и лисица». Данный материал будет полезен педагогов дошкольных учреждений, работающим с детьми 6-7 лет.
Цель: продолжение знакомства детей с басней, как литературным жанром.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать чуткость к образному строю языка басни;
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских
взаимоотношениях.
Образовательные:
- помочь детям узнать в прочитанном произведении И.А.Крылова «Ворона и лисица» знакомый литературный
жанр;
- учить детей определять, в чём заключается мораль;
- учить самостоятельно высказываться на основе сформированных лексических, грамматических и
синтаксических навыков;
- учить детей отвечать на вопросы по басне;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- активизировать слова «мораль», «лесть», «комплимент»;
- совершенствовать познавательную активность.
Развивающие:
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- развивать коммуникацию и личностное взаимодействие детей друг с другом;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей.
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей:познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приёмы.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, разгадывание кроссворда, демонстрация мультфильма по басне И.А. Крылова «Ворона и лисица»,
Словесные: слушание и обсуждение басни, беседа, творческие задания, словесная игра.
Практические: театр пантомимики, театральные методы выразительности (жестикуляция, мимика), разгадывание кроссворда.
Формы работы:
Игровая, вариативно – информационная (презентация)
Словарная работа: активизировать словарь - «мораль», «лесть», «комплимент».
Предварительная работа: Знакомство с творчеством Ивана Андреевича Крылова, чтение и обсуждение басни «Кукушка и петух»; рассматривание иллюстраций к произведениям И.А.Крылова; беседы по басням; драматизации отрывков из басен; дидактическая игра «Объяснялки».
Подготовительная работа:
- презентация, видеоролик с героями басен И.А.Крылова;
- подготовка кроссворда;
- подбор видиоматериалов, аудиозаписи, произведений художественной литературы.
Оборудование и атрибуты:
- мультимедиа;
- аудиозапись басни «Ворона и лисица» в исполнении Игоря Ильинского;
- портрет И.А. Крылова;
- книги с баснями;
- мультфильм «Ворона и лисица». СССР, 1953.
Ход НОД:
I. Вводная часть:
На экране появляется изображение иллюстрации басни Ивана Андреевича Крылова «Кукушка и петух».
Воспитатель:
узнайте, про кого я сейчас расскажу. Это поэт, баснописец…
Дети:
Ивана Андреевича Крылова.
Воспитатель:
правильно, а как называется произведение, иллюстрацию которого вы видите на экране?
Дети:
басня «Кукушка и петух»
Воспитатель:
посмотрите у нас сегодня выставка произведений Ивана Андреевича Крылова, здесь и его портрет и книги с его произведениями. Ивана Андреевича Крылова писал свои произведения в литературном жанре, который называется басня.
Дети рассматривают книги.
II. Основная часть:
Воспитатель:
а теперь, усаживайтесь поудобнее. Сегодня я предлагаю вам прослушать аудиозапись ещё одной басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица» в исполнении гениального артиста Игоря Ильинского.
Звучит аудиозапись басни Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица» в исполнении Игоря Ильинского.
Воспитатель:
скажите, что вы сейчас прослушали?
Дети:
басню «Ворона и лисица»
Воспитатель:
о ком эта басня?
Дети:
о вороне и лисице. О том, как хитрая лисица льстила вороне, а ворона поверила в её лесть и потеряла добычу.
Воспитатель:
подумайте и вспомните, на какие литературные жанры похожа басня?
Дети:
басня похожа и на сказку, и на стихотворение.
Воспитатель:
чем же отличается басня от сказки и стихотворения, что обязательно должно быть в басне?
Дети:
в басне обязательно должна быть мораль, нравоучение, урок.
Воспитатель активизирует словарь детей: предлагает подобрать существительные и прилагательные к словам «лиса» и «ворона».
Воспитатель:
как по-другому называют лису?
Дети:
лисица, лисонька, лисичка, Патрикеевна, кума.
Воспитатель:
лиса какая?
Дети:
хитрая, рыжая, пушистая, большая.
Воспитатель:
ворона какая?
Дети:
умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная.
Воспитатель:
я предлагаю вам с помощью мимики и жестов изобразить наших героев - Ворону и Лису.
Театр пантомимики. Дети по желанию выбирают себе роль, воспитатель зачитывает отрывки из басни «Ворона и лисица» (приложение 1), а дети стараются жестами и мимикой изобразить героев басни. Желательно, чтобы все дети были задействованы в этой постановке.
Воспитатель:
по-моему, вы все замечательно показали и объясняли, как вы понимаете то или иное выражение и характер наших героев из басни «Ворона и лисица». А теперь проверим, как хорошо вы знаете содержание басни «Ворона и лисица» и попробуем разгадать кроссворд.
На экране появляется изображение сетки кроссворда.
воспитатель задаёт вопросы (приложение 2),
при правильном ответе на экране появляется надпись и звучит весёлая мелодия.
Воспитатель:
молодцы, вы дали правильные ответы, и я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Ворона и лисица».
Просмотр мультфильм «Ворона и лисица».
Воспитатель:
вам понравился мультфильм по басне «Ворона и лисица»? А какой же урок вы извлекли из этой басни, какова её мораль?
Дети:
нужно умей отличать комплименты от лести. Комплименты - это хорошие, добрые слова, от которых повышается настроение. Они всегда сказаны от души. А лесть - это когда человек говорит вроде бы добрые, приятные слова, а думает по- другому.
Воспитатель:
можно сказать, что у него «у него камень за пазухой» (то есть, он думает плохо, говорит неискренне). Давайте же скажем комплименты друг другу.
III. Заключительная часть.
Словесная игра «Говорим комплименты».
Звучит мелодичная музыка. Дети говорят друг другу комплименты.
Воспитатель:
говорите друг другу комплименты, добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее.
*****
Приложение 1.
Текст басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!"
Вещуньина* с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, -
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
* Вещунья - предсказательница. В народных легендах и сказках ворон,
ворона изображаются как вещие птицы.
Приложение 2.
Вопросы к кроссворду по басне И.А. Крылова «Ворона и лисица».
Вопросы по горизонтали:
1.Автор басни «Ворона и лисица» (Крылов)
3.Что держала в клюве ворона? (сыр)
5.Что собиралась сделать ворона? (позавтракать)
7.Как автор называет лису? (плутовка)
10.Каким другим словам можно назвать неискренность лисы? (лесть)
11.В каком литературном жанре написано произведение «Ворона и лисица»? (басня)
Вопросы по вертикали:
2.Кто сидел на ели? (ворона)
4.Каким словом автор выражает, то как ворона сидела на ели? (взгромоздясь)
6.Кто помешал вороне позавтракать? (лиса)
8.Как лиса неискренно называет ворону? (голубушка)
9.Как вы считаете, какая по характеру лиса? (хитрая)
P.S. Уважаемые взрослые, читайте и рассказывайте детям басни Ивана Андреевича Крылова. И хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, автор учит нас понимать, что речь идёт о людях, помогает нам оценить их поступки, учит быть добрыми, честными и справедливыми.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы
Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Похожие статьи:
Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе
Сценарий логопедического мероприятия с родителями в нетрадиционной форме в подготовительной группе детского сада
Сценарий логопедической игры в подготовительной группе детского сада
Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет