Индивидуальный подход к творческой личности младшего школьника и её развитию. Статья.
Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ульяновск.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию материал по осуществлению индивидуального подхода к творческой личности младшего школьника и её развитию. Данный материал может быть полезен учителям начальных классов.
Цель: Поделиться своим опытом, своими находками, чтобы коллеги могли использовать их в своей работе.
Особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика. Осуществляя дифференцированный подход, руководствуюсь следующими требованиями:
1. Создание атмосферы, благоприятной для учащихся.
2. Активное общение с учащимися, для того, чтобы учебный процесс был мотивирован, чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям, чтобы имел представление о том, чего от него ждут.
3. Уровень усвоения программы должен соответствовать возможностям ученика.
Изучила теоретические аспекты индивидуального обучения (С. В. Алексеев, Р. Грот, Н. П. Гузик), на основе рабочих программ были составлены разноуровневые дидактические материалы по русскому языку.
Первый уровень соответствует базовому уровню согласно требованиям учебной программы. Следовательно, это обязательная для выполнения часть задания.
Второй уровень соответствует повышенному уровню и выполняется только после успешного усвоения предыдущего блока. Данная часть задания не является обязательной для всех и выполняется избирательно учащимися. Оно предполагает не только выполнение заданий по отработке учебного материала, но и развитие речи, логического мышления.
Третий уровень – творческий. Он предполагает написание небольших сочинений, исправление грамматических ошибок, развитие логического мышления и речи. При этом в соответствии с учебными возможностями ученики могут выполнить все уровни, либо отдельную часть заданий.
Переход с одного уровня сложности задания на другой, повышенный, обеспечивает развитие познавательного интереса учащихся к предмету. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.
Работа ведётся в строгой последовательности по данному
алгоритму:
1. Знаешь, как выполнять задание – выполняй. Не знаешь – спроси учителя или товарища.
2. Выполнил задание – приступай к выполнению следующего уровня.
На уроках организую самостоятельную работу детей с использованием разноуровневого дидактического материала.
Класс не делится на группы. Все дети находятся в одинаковых условиях. Даётся задание. Если ученик понял, как выполнять данное упражнение, он поднимает карточку зелёного цвета, что означает: «Я сам». Карточка красного цвета говорит: «Затрудняюсь. Нужна помощь». Таким образом, получаю информацию о деятельности всего класса. Обычно испытывают трудности от 2 до 5 человек в классе. Приглашаю этих детей за отдельный стол, где приготовлены разные таблицы, схемы, которые помогут выполнить данное задание, и работает с ними. При этом ограничиваюсь минимальным пояснением и не вмешиваюсь в самостоятельную работу ученика. Даю каждому возможность преодолевать трудности, связанные с выполнением данного упражнения. В качестве консультантов часто выступают сами ребята, которые уже справились с заданиями определенного уровня. Одновременно слежу за остальными детьми. Сигналы жёлтого цвета говорят об окончании работы.
Использование сигнальных карточек позволяет видеть каждый момент работы всех учащихся, оказать незамедлительную помощь нуждающимся в ней.
Организация самостоятельной работы подобным образом способствует повышению познавательного интереса учащихся. У детей возникает желание самостоятельно выполнять все предложенные задания. Продвижение на более сложный уровень становится целью каждого ученика. При этом обеспечивается усвоение программного материала, снимается проблема занятости всех детей в классе при самостоятельной работе.
Такая самостоятельная работа имеет важное воспитательное значение: приучает детей к обязательному выполнению всех заданий, поддерживает на должном уровне активность, формирует самостоятельность и ответственность.
Успехов в творчестве!
Рекомендуем посмотреть:
Успешность в обучении младших школьников
Духовно-нравственное воспитание младших школьников
Комплексная работа с текстом в 4 классе по теме: «Н.И. Сладков. Скворцы прилетели»
Формирование познавательных универсальных действий на уроках в начальной школе
Похожие статьи:
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке