Урока по окружающему миру на тему: «Звездное небо»
Автор: Трубина Татьяна Александровна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, с углубленным изучением восточных языков и культуры
г. Южно-Сахалинска
Описание: Конспект урока по окружающему миру на тему «Звездное небо» спланирован и использованием УМК «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, материал будет полезен учителям начальной школы, учителям природоведения. Конспект разработан для детей учащихся 4 классов.
Класс: 4
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Оборудование: учебник, тетрадь, рисунки детей, иллюстрации.
Цель: знакомство учащихся с новыми понятиями: звезда, созвездия, зодиак.
Задачи:
- формирование представлений о звездах, созвездиях, зодиаке
- формирование умения узнавать на карте Звездного неба созвездия, умения работать в группе
- развивать образное мышление, речь, память, интерес к предмету
- воспитывать наблюдательность, сознательное выполнение домашнего задания, дисциплинированность
Содержание:
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Учитель: Ребята, о чем мы говори на прошлом уроке?
Дети: об осени
Учитель: Назовите признаки осени, когда мы узнаем, что осень наступила?
Ответы детей.
- Ребята, а кто наблюдал небо осенью?
- Какое оно?
- Кто видел ночное небо?
- Что вы можете про него сказать?
- А всегда ли на небе звезды?
3. Введение в новую тему урока
- Сейчас мы посмотрим, как вы представили себе звездное небо?
На доске выставка детских рисунков, приготовленная детьми.
Учитель: - Ребята, все ли рисунки одинаковые?
- Почему они разные?
- Сегодня мы будем говорить о звездах.
- Какую цель можно поставить?
Дети: узнать,что такое звезды, какие они, познакомиться с новой информацией
Учитель: - Ребята, а что такое звезда?
Дети: большой яркий шар, планета.
Учитель: Какими они бывают?
А) по размеру (гиганты и карлики). Как это понять?
Дети: большие и маленькие
Учитель: б) по цвету (горячие – голубые, менее горячие – красные)
В) по названию. Каждая звезда имеет свое название, как и человек и животное, у которых есть свое имя.
- Вспомните все, что мы сейчас говорили и сделайте вывод, что такое звезда.
Ответы детей.
4. Работа над темой урока
- Ребята, а вы обращали внимание на то, как расположены звезды? Посмотрите на доску. Что заметили?
Дети: в одном кусочке много звезд, в другом совсем мало.
Учитель: Вот там, где много звезд, это их скопление, называется созвездие
Слышали это название? Как люди различают созвездия?
Ответы детей.
Учитель: Ученые объединили яркие звезды в созвездия, и каждому дали название. Вот люди дают друг другу имена, исходя от значения имени. У каждого имени – свое значение. Например, Александр – победитель, Татьяна – устроительница. А как же обстоят дела с созвездиями?
Ответы детей.
Учитель: Ученые очень внимательно смотрели на звезды, и увидели, что если звезды соединить полосками, то они будут напоминать фигурки животных и людей, а также мифических героев.
5. работа по учебнику
Учитель: Сейчас мы с вами прочитаем о нескольких созвездиях по учебнику (страница 31)
6. Физкультминутка
7. Первичное закрепление.
Учитель: О каких созвездиях мы прочитали?
Дети: Орион, Кассиопея, Лебедь.
Учитель: Что узнали?
Ответы детей.
Учитель: А сейчас, мы с вами совершим путешествие по зодиаку. Кто-нибудь знает, что это?
Ответы детей.
Учитель: Зодиак – это пояс неба из созвездий, вдоль которого в течение года движется Солнце. Путешествие по зодиаку принято начинать с созвездия Овен.
- Посмотрите на карту (в учебнике). Нашли его?
Далее проходимся по каждому.
- Ребята, так, сколько всего созвездий в зодиаке? Подсчитаем, так ли это.
Учитель: Ребята, так что мы называем зодиаком? Просмотрите еще раз внимательно на карту, постарайтесь запомнить созвездия.
Ребята делают вывод.
8. Закрепление изученного.
Учитель: А теперь, мы поработаем в микро-группах, по программе вопрос-ответ (ребятам безумно нравится такая работа, ученики поворачиваются друг к другу, образуя группу из 4 человек). Каждая группа получает вопрос, внимательно читает и готовит ответ.
- Как вы думаете, сколько времени нам понадобится для выполнения этого задания?
Приходим к 4 минутам.
- Перед тем, как приступить к работе, о чем мы должны вспомнить?
Дети: о работе в группах, не кричать, договариваться, выбрать командира, работать каждому.
Учитель: Верно! Приступаем к работе.
Ребята готовятся.
-Какая группа готова? Выслушиваем каждую группу, задаем вопросы. После выступления, оцениваем каждую группу, карточкой – лампочкой определенного цвета (они находятся постоянно в тетрадях у учащихся)
красный – отлично справились, ответили на дополнительные вопросы
желтый – справились, затруднились с дополнительными вопросами зеленый – испытали трудности с выполнением задания
синий – не справились
Если есть ребята, которые не справились с заданием, мы работаем с карточкой все вместе, выясняя причины неудачи.
Вопросы, которые получили дети:
1. Что можете рассказать о звездах?
2. Что знаете о созвездии Орион?
3. Что знаете о зодиаке?
4. Сколько созвездий в зодиаке. Перечислите их.
5. Как люди различают созвездия?
9. Рефлексия
-Какую цель мы поставили в начале урока?
- Достигли ее?
- С какими трудностями столкнулись во время урока?
- Как преодолели?
10. Домашнее задание: Приготовить сообщение о том, что касается звездного неба (вместе обсуждаем, о чем можно приготовить сообщение)
Рекомендуем посмотреть:
Тест по теме: Жизнь древних славян, 4 класс Окружающий мир
Интеграция общего и дополнительного образования по реализации национально-регионального компонента н
Интегрированный урок «Общественные группы в мире людей» по предмету «Окружающий мир», 4 класс
Урок окружающего мира в 4 классе. Поверхность нашего края
Похожие статьи:
Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»
Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс
Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс
Стихи по окружающему миру, 4 класс
Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России