Игра по проектной деятельности для школьников, 6-11 класс
Обучающая игра "Дерево проекта" для педагогов и обучающихся 6-11 классов
Автор: Дорошенко Татьяна Анатольевна, зам.дир по НМР, учитель ИЗО, технологии, МАОУ СОШ № 85 «Журавушка» города Новосибирска Обучающая командная игра для урочной и внеурочной деятельности для педагогов и обучающихся 6-11 классов «Дерево проектов» Цель: сформировать у обучающихся навыки реализации проектной деятельности. Задачи:
1. Ознакомить учащихся с системой понятийного аппарата по проектной деятельности на практике;
2. Выработать у обучающихся механизм построения алгоритма учебного проекта;
3. Сформировать у обучающихся навыки построения основы проектной работы любого вида (творческого, исследовательского, поискового и т.д. проектов)[/i].
Обоснование эффективности использования игры во внеурочной и урочной деятельности в образовательной организации
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет среди необходимых качеств выпускника - овладение универсальными коммуникативными действиями: общение, умение смягчать конфликты, вести переговоры и взаимодействовать с окружающим миром. Все эти качества развивает у учащегося реализация проектной деятельности. Проектная деятельность способствует реализации образа социального заказа общества на формирование личности, которая сможет адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям жизни, самостоятельно ориентироваться в ситуациях обычной жизни.
Проектная деятельность создает благоприятные условия для взаимодействия между участниками образовательного процесса в школе. А данная настольная игра, является прямым инструментом не только для понимания механизма реализации проектной работы, но и способствует работе в команде, активному общению ребят между собой, а также с преподавателем. Причем в игру можно включать социально значимые проекты, либо те из них, которые учитель может посчитать важным, например, на сплочение коллектива, повышения мотивации к обучению или изучению нового материала.
Описание и правила обучающей настольной игры
Листы с карточками распечатываются. У цветных карточек есть оборотная сторона. На каждой из них краткий комментарий или пояснение. При игре, дети переворачивают карточку и видят пояснение, которое им помогает определить смысл и последовательность этапов. Черно белые карточки, это примеры проектов. В данной игре их семь. Отсутствуют карточки: «Тема проекта», «Результат». Примеры проектов педагог может сделать сам. А вот отсутствующие этапы дети придумывают самостоятельно.
Данная обучающая игра проводится на двух занятиях (2 часа) с перерывом.
Можно «разбить» игру на два занятия, проходящих не в один день. Как показала практика, это существенно не снизит качество полученных навыков.
Для игры на полный классный коллектив (до 30 человек) подготавливаются 5-7 комплектов карточек (цветных и черно – белых). Класс делится на команды, в зависимости от количества детей по факту, обычно по 5-7 человек в команде)[/i]. Для удобства раскладывания карточек, которые приложены тут в данном виде (1 лист формата А4 - 6 штук на лист, а они могут быть распечатаны и в более мелком размере) удобно будет при возможности сдвинуть по две парты на команду. В команде принципиально отсутствует командир изначально. Лучше, если данное действие произойдет в первом этапе игры, когда основной лидер проявится сам.
Перед игрой детям напоминается (объясняется) структура проектной работы и процесс реализации проекта (Рис.1). Далее можно привести примеры учебных проектов (Рис.2).
Рисунок – 1. Основные составляющие проектной работы.
Рисунок – 2. Пример творческого проекта
Игра проходит в два этапа: Первый этап(комплект цветных карточек).
Лучше вывести краткие правила игры на экран проектора (Рис.3), (Рис.4). Рисунок – 3. Объяснение правил игры
Рисунок – 4. Объяснение правил игры с примерами карточек
Первый этап заключается в том, что после объяснения структуры и последовательности этапов проектной работы, учащиеся самостоятельно раскладывают цветные карточки в данной последовательности (Рис.5).
Обращаем Ваше внимание на то, что с обратной стороны цветных карточек объяснение расшифровка, комментарии к данному этапу (Рис.6).
Верное расположение этапов (карточек сверху вниз соответственно такое: проблема, тема, цель, задачи, гипотеза, результат, продукт, вывод). К карточке «задачи» прилагаются карточки «Глава 1.» и «Глава 2.» (теоретическое обоснование проекта), а к результатам карточки «атрибут, ресурс», что мы дополнительно использовали для проектной работы. Также к карточке «вывод» прилагается карточка «Используемые источники» (какие литературные источники мы использовали, ссылки на статьи и т.д.). (Рис.7) Рисунок – 5. Лицевая сторона цветных карточек Рисунок – 6. Оборотная сторона цветных карточек
Когда все команды справятся с заданием, цветные карточки оставляются на партах. Словесно поощряются команды, справившиеся быстрее всех. Лучше, когда активные ребята из команд, сделавших задание первыми, подходят к задержавшимся командам и им помогают.
Рисунок – 7. Варианты расположения карточек
Второй этап
На первый взгляд этот этап простой. Но на самом деле, на карточках не подписаны название этапов (Рис.8). На них лишь содержание этапов проекта. Учащимся предлагается составить уже более пяти составляющих проектов. Они должны сами вникнуть в содержимое и определить, что на карточке: «задачи», «гипотеза» и т.д. Обучающиеся должны составить их в той последовательности, что и цветные, причем в результате получается несколько проектов. Тему и результата ребята должны сформулировать самостоятельно (Рис.9).
Побеждают те команды, что сделают это первыми. Но после озвучивания недостающих этапов, точнее их содержания, может оказаться, что поторопившиеся сформулировали некоторые аспекты неверно. В итоге выслушиваются все команды, а в результате, самые отстающие могут преуспеть в верности формулировок.
Рисунок – 8. Варианты содержания проектов Рисунок – 9. Варианты для самостоятельной формулировки составляющих проекта
Данная игра была апробирована три года. Дети достаточно быстро вникают в эту игру. Для 5-6 классов лучше подбирать простые и легкие, лучше творческие проекты. Такие, как например «Мультипликационный фильм про правила дорожного движения», «Книга сказок о школе», «Открытка для учителя» и т.д.
Для более старших ребят будут интересны исследовательские проекты, например, «Повторение закона Архимеда на практике», «Использование социальных сетей для реализации программ подготовки к ОГЭ» и т.д.
В результате данной игры дети перестают бояться начать делать проектные исследовательские работы, а в ее процессе могут появиться множество новых идей для своих работ.
Удачи в творчестве и науке!
Конспект проведения занятия (игры) Для занятия нужно приготовить два комплекта карточек. Цветные двухсторонние и черно белые односторонние. Цветные можно скрепить степлером или заламинировать, он многоразовые. А черно - белые карточки могут быть использованы одни раз, так как на них дети делают записи и заметки.
Добрый день, уважаемые учащихся!
Сегодня мы с вами в игровой форме повторим понятия, относящиеся к проектной деятельности и вспомним основные этапы учебного проекта.
Вы помните, что проекты бывают научными и творческими поисковыми и исследовательскими.
Основные этапы проекта мы с вами уже знаем. Давайте вспомним, что самое основное с чего начинается проектная работа - это проблема или какая - то ситуация, которая может решиться вашей исследовательской или поисковой работой. То есть, что было плохо или сложно, а после реализации нашего проекта станет, возможно лучше.
Рисунок 10 – Портфолио проекта «Настольная игра»
Итак, например, у нас есть проблема. Учащиеся наших младших классов, все чаще стали нарушать правила дорожного движения. Вопрос детям: «Как можно напомнить ребятам правильно вести себя проезжей части?» (Можно приходить и учить с ними эти правила. А можно сделать это по-другому. Можно придумать игру для на повторение правил дорожного движения для детей начальной школы.)
Вопрос детям: "Как мы назовем наш проект?" (Возможно мы определим название «Настольная игра для детей младших классов на повторение правил дорожного движения».) Какая она будет, настольная, командная и т.д.
Следующим этапом для нашего проекта определение цели. Цель может быть одна, конкретная и измеряемая. Ее можно проверить, достигли мы ее или нет.
Далее идут задачи, которые могут быть не менее трех, но не более семи. Задачи, это ступеньки, которые ведут нас к реализации цели. Они тоже должны быть конкретными и проверяемыми. Например, мы придумаем правила игры, разработаем атрибуты, это фишки, карточки и игровое поле, а потом апробируем игру и внесем коррективы, если это потребуется.
У нас, перед реализацией задач, возникла гипотеза, которую мы проверяем с помощью нашего проекта. Станут ли наши младшеклассники лучше знать правила дорожного движения, если они будут играть в данную игру?
Вопрос детям: «Как мы можем это проверить?» (Возможно для этого мы можем провести анкетирование на знание правил дорожного)
Тут мы можем уже немного задуматься о текстовом оформлении нашей проектной работы. Первая глава содержит в себе теоретическою часть. Это вся информация, которую мы собрали на данную тему. А вторая глава - это наши исследовательские действия. Здесь мы будем с вами описывать, что мы получили в результате анкетирования. Сначала мы проверим знания детей до игры и потом проверим после нее. Это будут результаты нашей деятельности.
Если наша цель разработать дизайн настольной игры, то и в наших результатах должна быть разработана настольная игра или ее дизайн. Это и есть продукт проекта, что мы получаем в результате. У нас с вами в результате будет настольная обучающая игра. Атрибуты и ресурсы для данного проекта, это какие материалы мы с вами взяли для данного проекта? (бумагу, краски, клей, картон). Источники, для осуществления данного проекта, это книги, статьи, ссылки мы с вами использовали.
Вопрос детям: «В выводе мы с вами определяем, что в данном проекте было больше - творческой деятельности или исследовательской?»
Вопрос детям: "Какую пользу мы извлечем из этого проекта, давайте подумаем?"
Полагаю, что польза от этого проекта была в следующем: вы стали больше общаться с одноклассниками, проявили свои лидерские и исполнительские качества, повторили правила дорожного движения, напомнили их для себя и для младших классов и, наверное, немного больше подружились?
Теперь давайте посмотрим на основные этапы проектной работы, возьмем цветные карточки, которые лежат у вас на столах. Задание первое, давайте разложим цветные карточки в соответствии с последовательностью выполнения повторенных нами с вами сейчас этапов проектной работы.
Вопрос детям: «Давайте посмотрим можем ли мы поменять какие - либо этапы проекта между собой, выделить задачи проекта, а потом цель?» (Конечно же нет, ведь цель определяет задачи, а название проекта определяется проблемой). (Детям дается 15 минут на первый этап задания). Проверяется последовательность выкладывание цветных карточек.
Второй этап игры
Ну вот ребята, теперь возьмем комплект черно - белых карточек. Вы можете пойти двумя путями. Первый, это определить темы проектов и сложить сначала проекты по их тематике. А можете наоборот, сначала определить все гипотезы, потом все задачи и так далее. В пустые карточки с названием этапа проекта «Тема», «Результат», вы сами должны сформулировать и вписать соответствующие комментарии. Если у вас возникнут какие - либо вопросы по ходу игры, прошу вас поднять руку (Детям дается 25 минут на второй этап задания).
Давайте познакомимся с вашими результатами, какие проекты у кого получились, какая команда готова ответить?
Ну вот давайте подведем результаты, у какой команды наиболее точно были сформулированы темы и результаты проекта? У какой из команд наиболее удачно получилось выделить основные этапы проектов? Наконец у нас сложились все деревья – проектов! А Вы большие молодцы! На следующем занятии мы будем составлять свои мини - творческие проекты по предложенными другими командами темам друг к другу. А Вам всем желаю удачи всего доброго до новых встреч!
Дети складывают карточки обратно в конверты. Отдают их учителю.