Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегрированное занятие по ознакомлению с природой и математике. Подготовительная группа

Конспект проведения интегрированного занятия по ознакомлению с природой и математике в подготовительной к школе группе
Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.

Тема: «Комнатные растения и математика».
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Уточнить и систематизировать знания детей о названии комнатных
растений, их строении и способах ухода за ними.
- Закреплять умение детей отвечать на вопросы: который по счету?
на котором по счету месте?
- Продолжать учить детей ориентироваться в группе от себя и от
растений уголка природы.
- Продолжать учить сравнивать растения, устанавливать причинно-
следственные связи в процессе ухода за растениями.
- Закреплять умение сравнивать листья растений по длине, ширине.
- Познакомить с новой величиной – площадью.
- Учить сравнивать листья по площади листовой пластинке.
- Познакомить с измерительным прибором – палеткой, с правилами
пользования ею.
- Продолжать учить детей работать с графическими моделями.
- Учить измерять объем, устанавливать отношения между мерками.
- Учить решать текстовые задачи.

Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к комнатным растениям уголка природы.
- Учить детей работать в парах.

Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление у детей.
- Развивать коммуникативные способности.

Материал и оборудование к занятию:
демонстрационные растения: аспидистра, маранта, филка, колеус;
комнатные растения уголка природы: монстера, фикус, щучий хвост, эпипрениум, китайская роза, березка, плющ, бальзамин, папоротник, сансевьера, хлорофиттум.
Предметы ухода за растениями: кисточка, влажные тряпочки, опрыскиватель, лейки с водой; измерительный прибор - палетка;
3 стакана для измерения объема воды (100мл., 200мл., 500мл.);
графические модели, раздаточный материал (квадраты и треугольники).

Подготовка воспитателя:
- составляю конспект; готовлю оборудование

Предварительная работа:
- Проведение игр «Найди по описанию», «Что за растение»
- Загадывание загадок о комнатных растениях
- Проведение наблюдений за комнатными растениями
- Беседа с детьми о комнатных растениях
- Сравнение растений уголка природы по величине
Ход занятия.
- Ребята, послушайте загадку, и попробуйте отгадать:
«Дышит, растёт, а ходить не может».
- Правильно, растение.
И сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях.
- Ребята, а для чего нам нужны растения?
- Правильно, они очищают воздух, украшают группу, с ними уютно.

Давайте вспомним названия растений, которые находятся у нас в уголке природы.
(дети называют растения и показывают их)
- Ребята, а сколько у нас растений стоит на шкафчиках? Кто посчитает?
- Правильно, 6.
- Какая по счету стоит маранта, если считать слева направо?
- Правильно, первая.

А какая по счету маранта, если считать справа налево?
- Правильно, шестая.
- На каком по счету месте находится щучий хвост,
если считать слева направо?
- Правильно, на 2-ом.
- А на каком по счету месте щучий хвост, если считать справа налево.
- Правильно, на 4-ом.
- Ребята, с какой стороны от вас находятся березка, сансевьера и папоротник?
- Правильно, слева.
- А с какой стороны находится плющ?
- Правильно, справа.
- С какой стороны стоят щучий хвост и аспидистра?
- Правильно, спереди.
- А с какой стороны находятся монстера и китайская роза.
- Правильно, позади.
Ребята, посмотрите на эти растения, которые стоят перед вами! Давайте их еще раз назовем.
- Правильно, это аспидистра, маранта, колеус и фиалка.
- Давайте рассмотрим строение этих растений.

- У фиалки есть корень, стебель, листья и цветочки. У колеуса есть корень, стебель и листочки. У маранты есть корень и листья. И у аспидистры тоже есть корень и листья, которые растут прямо от земли. Получается, что у маранты и аспидистры отсутствует стебель. Оказывается, не у всех растений есть стебель!
Но, у всех растений есть корень и листочки.
- Давайте с вами рассмотрим листья наших растений.
У аспидистры и маранты листья большие. У фиалки листья меньше чем у аспидистры и маранты, но больше чем у колеуса.
- Сравним листья по цвету.

- У аспидистры листья темно-зеленые. У маранты середина листа светло-зеленая, края темно-зеленые с красными полосочками. У фиалки листочки зеленые. А у колеуса цветные – красные, зеленые и фиолетовые.
- А какие наши листочки на ощупь?
- У аспидистры листья на ощупь гладкие, как и у маранты. А вот у фиалки поверхность листочка с ворсинками, немного шершавая. У колеуса листочки немного бархатистые.

- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видете?
- Это графические модели.
- Что графические модели могут нам рассказать?
- Оказывается, они могут рассказать о способах ухода за растениями, о количестве листочках на растении, о высоте самого растения.
- Давайте с вами вспомним способы ухода за растениями.
- Протирание влажной тряпочкой, опрыскивание, удаление пыли сухой кисточкой.
- Сколько признаков, качеств листовой пластинки нужно знать, чтобы правильно выбрать предметы для ухода за ними?
- Надо знать - толщину и количество листьев, а также особенность поверхности.
- Как мы будем ухаживать за фиалкой и почему?
- Мы будем пыль с листочков смахивать сухой кисточкой, так как у фиалки много маленьких плотных листиков, а на поверхности листочков имеются ворсинки, поэтому её нельзя опрыскивать. А вот у колеуса листочки маленькие и без ворсинок, их очень много, и это растение удобнее опрыскивать. У маранты и аспидистры листья большие и плотные, поверхность листа гладкая - пыль с них можно удалять влажной тряпочкой.
- Ребята, а с каких еще растений мы будем удалять пыль влажной тряпочкой?
- С монстеры, фикуса и щучего хвоста; у этих растений листья тоже большие, кожистые и плотные, их не так много.
- А какие растения будем опрыскивать?
-Березку, плющ, хлорофиттум, папоротник, китайскую розу, бальзамин. У этих растений много маленьких, тонких листочков, а поверхность листа гладкая.
- Найдите модели на доске, которые рассказывают нам о количестве листов у растения!
- У какого растения очень мало листов?
- Правильно, у монстеры!
- А у каких растений много листиков?
- Правильно, у китайской розы, березки, аспидистры, колеуса, хлорофиттума.
- Ребята, а зачем нам нужно ухаживать за растениями?
- Правильно, чтобы они были красивыми.
- А ёще зачем?
- Чтобы растениям легче дышалось.
- А что еще нужно для жизни растений?
- Свет, тепло, вода, воздух, почва, питание.
- А какое из растений мы будем поливать чаще и почему?
- Бальзамин любит воду, его надо поливать чаще.
- Да, правильно. У бальзамина тонкие листочки, вода с них испаряется быстро, поэтому и поливать его надо чаще.
- А какое из растений надо поливать реже.
- Если у растения плотные листочки, его надо поливать реже.
- Надо реже поливать аспидистру, щучий хвост.

- Ребята, посмотрите, а что обозначают эти графические модели.
– Они обозначают величину растения.
- А как узнать, какому из растений надо больше налить воды в лейку, а кому меньше и почему?
- Что еще должны мы знать, кроме качества листьев.
- Надо знать величину растения и величину горшка. Большому кому земли воды надо больше.
- Какие растения у нас большие, высокие?
- Фикус, монстера, китайская роза, щучий хвост.
- Какие растения средние?
- Маранта, аспидистра, колеус, папоротник, березка.
- Какое растение у нас маленькое?
- Правильно, фиалка.
- А что обозначают эти карточки-модели?
- Они обозначают уровень воды в лейке.
- Большому, высокому растению – много воды, среднему по размеру – половину, а маленькому растению – немного воды.
- Сравните растения, горшки и определите, какому же растению надо больше воды, какому меньше, и объясните почему?
(Дети сравнивают размеры растений, величину горшков).

« Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть».

- Ребята, представляете наш колеус заспорил с бальзамином и китайской розой. Они никак не могут решить, чей листочек больше, а чей меньше.
- Давайте поможем им разобраться. А для этого давайте вспомним, как сравнить две фигуры и узнать, какая из них больше, какая меньше.
- У вас на столах есть квадраты и треугольники. Возьмите 2 квадрата и сравните их.
- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться?
- Надо наложить один квадрат на другой.
(Дети сравнивают фигуры. Доказывают свой выбор).
- А теперь найдите 2 фигуры, площади которых не равны.
(Дети аналогично сравнивают квадрат и треугольник).
- А как узнать, лист, какого растения больше другого по площади?
- Можно листья растений наложить друг на друга?
- Нет, а как же нам помочь растениям в их споре?
- Ой, посмотрите, у меня на столе лежат вот такие прозрачные прямоугольники, они называются палетки. Вы что-нибудь замечаете?
- Они разделены на квадраты.
- Какие по величине квадраты?
- Одинаковые.
- Верно. Кто сосчитает, сколько их?
- Правильно, 5 равных квадратов.
- Может быть, эта палетка поможет нам разрешить спор растений? Кто из вас знает, как мы можем её использовать?
- Наложим её на листья колеуса.
- Правильно.
- Что вы заметили?
- На листе получились целые и нецелые квадраты.
- Сколько получилось целых квадратов? Нецелые квадраты обозначим треугольниками. Сколько их?
- Выложите результат с помощью моделей квадратов и треугольников у себя на столе.
(дети работают в парах).
- Теперь наложим палетку на листья бальзамина и китайской розы.
- Сколько получилось квадратов и треугольников?
- Выложите результат у себя на столе.
(Один ребенок с помощью цифр выкладывает результат на доске).
- Посмотрите, что у нас получилось? У китайской розы больше квадратиков, чем у колеуса, значит площадь листа китайской розы больше, чем площадь листа колеуса. А меньше всего квадратов у бальзамина, значит, площадь листа бальзамина меньше площади листа колеуса. Получается, что листочек колеуса больше листочка бальзамина, но меньше листочка китайской розы.

- Ребята, нам нужно полить аспидистру, маранту, колеус и фиалку.
- Кому из растений требуется больше воды, кому меньше?
(Дети обсуждают размеры растений и величину горшка. Высказываются).
- Посмотрите, у меня есть 3 стакана: большой, средний и маленький.
- Как узнать, сколько в большом стакане помещается средних и маленьких, а в среднем стакане сколько маленьких?
- Надо налить воду в маленький стакан и перелить её в средний стакан, а из среднего стакана в большой.
- Сколько маленьких стаканов помещается в среднем?
- Правильно, 2.
- Сколько средних стаканов помещается в большом?
- Правильно, 2 с половинкой.
- А сколько маленьких стаканов помещается большом?
- Правильно, 5.
- Нам нужно полить аспидистру, для её поливки требуется 1 большой стакан воды. Но, предположите, что большого стакана нет, сколько нужно взять маленьких стаканов с водой, чтобы полить аспидистру?
- Правильно, 5 маленьких стаканов воды.
- Чтобы полить маранту требуется 2 средних стакана воды? Но, представьте, что их нет. Сколько нужно взять маленьких стаканов с водой?
- Правильно, 4 маленьких стакана воды.
Нужно к 2 прибавить 2.
- Как вы думаете, сколько и каких стаканов с водой нужно для полива фиалки?
- Правильно, 1 маленький стакан, так как у фиалки маленький горшок и само растение маленькое.
- А сколько средних стаканов нужно, чтобы полить колеус?
- Правильно, 1 средний стакан. А сколько маленьких?
- Правильно, 2 маленьких стакана воды.
Нужно к 1 прибавить 1.
( на доске все выкладывается цифрами).
- Теперь вы знаете, как можно отмерять воду для поливки растений.
- Нам нужно полить фиалку и колеус. Для поливки фиалки требуется 1 маленький стакан воды, а для поливки колеуса 2. Сколько всего воды потребуется для поливки двух растений?
- К 1 прибавить 2. Получится 3 маленьких стакана воды.
( на доске дети выкладывают решение этой задачи с помощью разрезных цифр и знаков).
- Сколько потребуется для поливки колеуса и маранты?
- К 2 прибавить 4. Получится 6 маленьких стаканов воды. А сколько это будет средних стаканов воды?
- 6-1-1-1=3. Правильно, 3 средних стакана.
- Сколько потребуется для поливки аспидистры и маранты?
- К 5 прибавить 4. Получится 9 маленьких стаканов воды.
( на доске выкладывается решение задач).
- Молодцы! Вечером мы с вами польем наши комнатные растения. Они нас благодарят, и будут ждать нас вечером.

Кто мне скажет, чем мы с вам занимались на занятии?
- Мы с вами сравнивали растения.
- Ребята, что нового вы узнали на занятии?
- Правильно, вы научились сравнивать площадь листочков с помощью палетки.
- Мы с вами работали с графическими моделями.
- Измеряли объем воды в стаканчиках.
- Все молодцы, все старались!
- Занятие закончено.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Олимпийская эстафета» Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет по теме: Времена года

Похожие статьи:

Конспект интегрированного занятия в группе ПО «Пришелец с неведомой планеты»

Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе

Декорирование пасхальных яиц своими руками | Занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Дымковский петушок»
Опубликовано: 3602 дня назад (9 мая 2014)
Просмотров: 5181
+7
Голосов: 7
Ольга Михайловна Подгорных # 9 мая 2014 в 04:36 +3
Оригинальное занятие и в тоже время занимательно! необычное сочетание комнатных растений с математикой!Да еще и экспериментирование, вот это, действительно, интегрированная деятельность взрослого и детей! СПАСИБО!
Танзиля Рамазановна Усманова # 9 мая 2014 в 06:10 +4
Интересное занятие!Фиалки очень понравились,красивые!
Маргарита Александровна Гришина # 9 мая 2014 в 09:00 +3
Необычное,поучительное,воспитательное занятие с детьми дошкольного возраста о комнатных цветах.
Таким образом прививается интерес к растениям,желание узнавать подробные особенности о них и при этом эти знания дети получают одновременно с математикой.Дети приобщаются к понятиям о геометрических фигурах,сравнивают их,учатся счету,рассматривая листики растений.Очень оригинальная находка проведения занятия.Молодцы.Спасибо за конспект!+1
Наталья Алексеевна Петрова # 10 мая 2014 в 21:20 +2
Замечательное интегрированное занятие здесь вы закрепляете и комнатные растения и геометрические фигуры. То что вы это делаете путем экспериментирование это настолько здорово. Вы молодец. Голос.
Людмила Николаевна Шадрина # 12 мая 2014 в 14:44 +3
Интеграция экологии и математики прослеживается в конспекте на протяжении всего занятия. Большой объем знаний о комнатных растениях, их уходе дети закрепляют в ходе экспериментирования и математических действий. Хорошая организация такого занятия возможна только при систематической работе по ознакомлению детей с комнатными растениями.
Татьяна Геннадьевна Бородина # 12 мая 2014 в 14:56 +1
Большое Вам спасибо, Людмила Николаевна, за комментарий и за Ваши рассуждения по поводу моего занятия. Успехов Вам.