Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Конспект

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему: «Муравейник и его обитатели».
Автор: воспитатель, ГБОУ г. Москвы "Школа №285 имени В.А. Молодцова", структурное подразделение №8 (детский сад №1867)
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Знакомство детей с муравейником и его обитателями.
Задачи:
- Углублять знания детей о муравьях и их образе жизни.
- Формировать представление о роли муравьев в жизни леса
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к муравьям.
Материал: картины с изображением муравейника снаружи и внутри, загадки.
Предварительная работа:
- чтение рассказа Л. Толстого «О муравьях»,
- беседа о жителях леса,
- заучивание стихотворения.
Ход занятия
- Ребята, послушайте внимательно загадку и попробуйте отгадать ее.
Город, в котором жильцов миллион,
Город, в котором всего один дом.
Город за деревом спрятался с юга,
Похожи жильцы в нем всегда друг на друга.
- Ребята, о каком загадочном доме идет речь и кто его жильцы?
- Правильно, муравейник с муравьями.

- Сейчас нам Даша прочтет стихотворение о муравьишке
Я работаю в артели
У корней мохнатой ели.
По буграм тащу бревно -
Больше плотника оно.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором -
А под елью вырос дом.
- Давайте с вами рассмотрим муравейник: как он устроен снаружи и внутри, из чего его строят муравьи.

- Правильно, муравейник муравьи строят из хвоинок, веточек, кусочков коры, травинок, стебельков.
Долго дом из хворостинок
Собирали для семьи,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы муравьи.
Е. Николаева
- Ребята, муравейники бывают разной высоты. Некоторые муравейники бывают очень высокими — более одного метра.
- Ребята, а как же устроен муравейник внутри? Давайте рассмотрим картину, на которой изображено внутреннее убранство муравейника.

- Посмотрите, как много здесь входов и выходов, множество коридоров и маленьких комнат.
Муравей весь день работал,
Все проблемы, да заботы.
Дом построить надо в срок,
Запастись на зиму впрок.
Все успеет муравей,
У него ведь сто друзей!
Л. Луканова
- Ребята, как вы думаете, чем же занимаются муравьи, как они живут?
- Муравьи — это большие труженики, они целый день работают. Представьте только, один маленький муравей порой тащит соломинку больше, чем он сам. Муравьи могут перетаскивать грузы, которые превышают их собственный вес.
- Поэтому, ребята, муравьев называют сильными животными.

Муравьишка на весь лес
Знаменит - тяжеловес.
Тяжесть может он поднять
Тяжелей себя раз в пять.
С. Островский.
- Муравьев, ребята, еще называют санитарами леса.
- Кто из вас догадается, почему их так называют?
- Да потому что они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, которые заражают лес.

- Как вы думаете для чего муравьям нужны усики?
- Ребята, у муравьев плохое зрение, но, шевеля усиками, муравьи все обнюхивают и ощупывают. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», по запаху следов находят дорогу домой, к муравейнику.
- Вот послушайте еще одно стихотворение про муравьев
Муравей бревно несет
Песню громкую поет:
"Я могучий муравей!
Я сильнее всех в траве!
Я легко несу бревно,
Хоть огромное оно!".
Муравьишка - не бездельник.
Целый день он в муравейник
Носит, носит без заминки
Облетевшие хвоинки.
Р. Карапетян.
- Ребята, как и все насекомые, муравьи имеют шесть ног. Каждая нога состоит из трех суставов. Ноги муравьев очень сильны, чтобы они могли работать очень быстро. Муравей может поднять в 20 раз больше собственного веса.
- Средняя продолжительность жизни муравьев 45-60 дней. Глава- муравей имеет пару больших, сильных челюстей. Челюсти открываются и закрываются боком, как ножницы. Взрослые муравьи не могут жевать и глотать твердую пищу. Вместо этого они глотают сок, который они выжимают из кусочков пищи. Муравей имеет два глаза, каждый глаз состоит из множества меньших.
- Брюхо муравья содержит два желудка. Один желудок для себя, другой для других муравьёв. Он ещё называется зобом. Зоб, слепой отросток пищевода, у многих муравьев может сильно раздуваться. По образному выражению, зоб – это «общественный желудок» муравьев. Пища, хранящаяся в нем, распределяется среди всего населения гнезда. Как и все насекомые, их тело покрыто жесткой броней. Муравьи имеют четыре различных стадии развития: яйцо, личинка, куколка и взрослый. Каждая колония муравьев имеет, по крайней мере, одну или более королев.
- Работа Королевы откладывать яйца. Работник-муравей ищет пищу, ухаживают за молодыми и защищает гнездо от нежелательных посетителей. Муравьи – самые чистые из насекомых. Некоторым работникам муравьям поручают выносить мусор из гнезда и складывать его на улице в специальных местах! Каждая колония муравьев имеет свой собственный запах. Таким образом, злоумышленники могут быть узнаны сразу. Многие муравьи имеют жало, которое они используют, чтобы защитить свое гнездо.

- Ребята, давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Какие же эти муравьи». Я вам называю слово «муравей», а вы по очереди называете какой он.
- Например, муравей — сильный; муравей — трудолюбивый; муравей — лесной санитар; муравей — маленький; муравей — рыжий; муравей — коричневый; муравей — выносливый; муравей — кусачий и т. д.
- Ребята, давайте с вами придумаем и составим свои рассказы о муравьях.
- Вот послушайте мой рассказ (пример воспитателя):
У меня на даче есть небольшой муравейник. Я часто наблюдаю за жизнью его обитателей. В этом муравейнике живут большие коричневые муравьи. Они очень шустрые, быстро передвигаются по земле. Как то я видела, как один муравей тащил к своему муравейнику небольшого жучка. Возле муравейника наш муравейчик повстречал других муравьев и они ему помогли донести жучка до дома. Большие коричневые муравьи очень больно кусаются. Но это ребята не повод, чтобы их убивать. Муравить большие труженики, ими можно гордится, и жить им мешать, ребята, нельзя. Ни в коем случае, ребята, не разрушаете их муравейники.
- А теперь, послушаем ваши рассказы. (выступают 5-6 детей)
- Молодцы, какие хорошие рассказы у вас получились.
- Ребята, о ком мы с вами разговаривали сегодня?
- Расскажите, что нового вы узнали о жизни муравьев?
- Ребята, а теперь давайте с вами нарисуем наших муравьев и их дом муравейник.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Олимпийская эстафета» Конспект интегрированного занятия для детей 6-7 лет по теме: Времена года. Зима Интегрированное занятие в подготовительной группе. Космическое путешествие

Похожие статьи:

Конспект интегрированного занятия в группе ПО «Пришелец с неведомой планеты»

Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе

Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе

Участник №217 творческого конкурса для детей и педагогов «Живой мир» с 5 апреля по 5 июля 2015 года
Интегрированное занятие по развитию речи и конструированию в подготовительной группе | Занятие по ПДД для детей старшей группы детского сада
Опубликовано: 3431 день назад (2 июля 2015)
Просмотров: 5619
+6
Голосов: 6
Елена Васильевна Кондратова # 3 июля 2015 в 16:24 +1
Спасибо за прекрасное занятие! Замечательно подобраны иллюстрации и стихотворения. Есть диалог между воспитателем и детьми. Цели и задачи занятия достигнуты. Желаю удачи! Голос!
Сидорова Зоя Григорьевна # 17 августа 2015 в 23:07 +1
Татьяна Геннадьевна! Конспект занятия «Муравейник и его обитатели» мне показался интересным, познавательным. Было любопытно узнать кое-что новое, проанализировать, как можно организовать наблюдение за муравьями. Такая работа даёт возможность воспитывать внимательное отношение к окружающему миру, умение удивляться и смотреть на знакомые явления природы по-новому. Последнее, думаю, самое главное. Уметь видеть в простых, обыденных явлениях природы маленькое чудо - то, для чего мы проводим такие занятия. Спасибо, всего Вам доброго, голос!
Зоя.
Валентина Сергеевна Вешкина # 14 сентября 2015 в 09:37 +1
Добрый день, Татьяна Геннадьевна! Конспект занятия о муравьях мне понравился своей информированностью (Вы познакомили детей с жилищем, повадками,ролями в семействе), поэтичностью (милые стишки о насекомых, наверное, вызвали улыбки умиления у ребят), диалогом воспитателя с детьми и практической деятельностью (рисование муравьев). В ходе занятия созданы условия для развития речи дошкольников (использование научной терминологии). Примите голос поддержки!
Елена Анатольевна Стовпец # 26 сентября 2015 в 16:31 +1
Занятие составлено познавательно и увлекательно. Голос!