Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Новое поколение»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Новое поколение»
Автор: Снигирёва Татьяна Леонидовна, воспитатель реабилитационного центра, ОГБУ Реабилитационно-оздоровительный центр "Лесная сказка", г.Липецк п. Сухоборье.
Авторская краткосрочная программа (до 3 лет), рассчитанная на каждую лагерную смену (21 день) в реабилитационно - оздоровительном центре «Лесная сказка».

Пояснительная записка
Знай, каждый способен свой мир изменить –
Стать чище, добрее, в любви начать жить!
Быть вольным, как в небе прекрасная птица,
И ввысь всё стремиться, стирая границы!

Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики, жестокости, разрушения семейного уклада отрицательно воздействуют на детские души. ОГБУ РОЦ «Лесная сказка» – это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему. Мы стараемся воспитать у наших детей национальное достоинство русского человека и сформировать в душах молодого поколения черты, присущие русскому человеку: доброту, благородство, сострадание, трудолюбие и др. Особую значимость приобретает возрождение традиций русской семьи, основанных на любви, нравственности и взаимном уважении ее членов.

Дополнительная общеразвивающая программа «Новое поколение» разработана с учетом психолого-возрастных особенностей воспитанников и предназначена для организации оздоровления и реабилитации детей на протяжении смены (21 день). Предполагается, что в отряде будут отдыхать дети от тринадцати до шестнадцати лет. Основной состав детей, отдыхающих в центре – дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Это дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети – жертвы насилия; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении.

Воспитательная работа в центре является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:
- программа ориентирована на воспитание личности образованной,творческой, самостоятельной, гуманной,
способной ценить себя и уважать других;
- содержание программы соответствует интересам, потребностям,возможностям возрастного и индивидуального
развития ребенка;
- содержание программы ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку;
- программа построена с опорой на следующие виды деятельности:
познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую;
- программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей:
Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Земля, Культура, Мир.

Личность, способная осваивать ценности культуры, умеющая ориентироваться в системе социальных ценностей,
становиться субъектом своей жизнедеятельности, стратегом своей судьбы.
Общие цели и задачи программы
Цель программы:
Создание благоприятных условий для воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач программы:
• создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей с
учётом возрастных и личностных особенностей, интересов, стремлений и желаний;
• воспитывать в каждом ребенке трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей
природе, Родине, семье;
• способствовать освоению подрастающим поколением основных социальных ролей, моральных и этических норм;
• формировать у подростков мотивацию здорового образа жизни;
• предупреждать склонность к асоциальному поведению, формировать и развивать социальную компетентность и
активность;
• формировать социокультурные семейные ценности, психологические основы здоровых отношений мужчины и
женщины;
• приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях
многонационального государства;
• развивать умения ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать
трудности адаптации в современном обществе.

Планируемые результаты
1. Формирование ценностного отношения к России, своему народу, краю, государственной символике, законам
РФ,родному языку, народным традициям, старшему поколению.
2. Приобретение жизненного опыта и повышение культуры общения детей и их поведения во взаимодействии со
сверстниками и взрослыми.
3. Восстановление физиологического, эмоционального, психологического и социального здоровья.
4. Получение знаний о технологиях здоровьесбережения, саморазвития, рациональной организации своей
жизнедеятельности и самосовершенствования.
5. Рост чувства собственной значимости и активности каждого ребёнка и умение найти себя в коллективе
сверстников, опираясь на собственный потенциал.
6. Формирование способностей к реальной оценке окружающей действительности в сети общечеловеческих
ценностей и естественных прав человека.
7. Расширение диапазона начальных представлений о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина,
товарища.
8. Развитие способностей эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать
нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

Объем программы
Объем программы – 5 занятий.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Форма обучения – очная.
Виды занятий – групповые, индивидуальные.
Срок освоения программы – оздоровительная смена.

Механизмы реализации программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Основные методические формы работы:
1. Теоретические:
• Беседы, сообщения;
• Заочные и дистанционные экскурсии;
• Тематические экспозиции;
• Просмотр документальных и художественных фильмов;
• Круглый стол – дискуссии на темы насущных проблем.

2. Практические:
• Коллективно-творческое дело;
• Практикум по гражданскому праву;
• Мастер – класс;
• Выставки;
• Познавательные игры, викторины;
• Конкурсно-игровая программа;
• Акция;
• Праздничное мероприятие.

Методы, использованные в данной программе:
1. Метод воспитывающих ситуаций (пропаганда здорового образа жизни, формирование межличностных отношений);
2. Соревновательный метод (используется в конкурсных мероприятиях различной направленности);
3. Метод формирования познавательного интереса (развитие кругозора, тематические викторины, беседы и др.);
4. Интерактивные методы (тестирование, сюжетно-ролевая игра, презентация).

Принципы, на основе которых реализуется программа:
Принцип гуманистического подхода основан на любви и бережном отношении к ребенку, уважении его личности, дружеском расположении к нему, понимании его, заботе о развитии его личности, содружестве.

Принцип коллективной творческой деятельности. Каждое творческое дело ребята и взрослые делают вместе. Такой подход позволяет каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личные качества: творческие, организаторские, интеллектуальные, практические.

Принцип индивидуальности. Каждый ребенок получает возможность проявить свои индивидуальные способности.

Принцип творческого саморазвития реализуется посредством побуждения всех участников программы к самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию, предоставление свободы творчества.

Принцип демократического сотрудничества реализуется на основании признания равенства прав и свобод ребенка в процессе совместной деятельности и предоставлении возможности самоуправления.
Содержание программы
Содержание программы «Новое поколение» структурировано по двум модулям:

Модуль 1 «Россия в моём сердце»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека.

Воспитательная работа направлена на формирование таких ценностей, как
• любовь к России, своему народу, своему краю;
• служение Отечеству;
• правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
• поликультурный мир, свобода личная и национальная;
• доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Профилактика правонарушений среди подростков методами разнообразно организованного досуга. Включение детей в познавательную и игровую деятельность.
Общение. Огоньки –знакомств. Инструктаж «За свои поступки отвечаю сам». Игра-путешествие «Родные просторы». КТД «Мой мир». Познавательная игра «Золотое кольцо». Игра-путешествие «Орёл и решка». Практикум по гражданскому и уголовному праву «Закон и порядок», «Следствие ведут знатоки», «Права и обязанности». КТД «Герой нашего времени». Конкурсная программа «Молодецкие забавы». Дискуссия «Россия наших дней». Выпуск тематических, поздравительных и праздничных отрядных стенгазет. Выставка рисунков «Звон колоколов», «Огромное небо» и др. Арттерапия «Я рисую мир».

Модуль 2 «Здоровая семья»
Модуль «Здоровая семья» представляет собой специальный цикл мероприятий по подготовке подростков к семейной жизни, к ответственному отцовству и достойному материнству. Данный модуль включает в себя формирование и коррекцию представлений о семейных ценностях, совершенствование межличностных отношений, формирование понимания сущности основных социальных ролей, занятия по профилактике здорового образа жизни.

Отрядные дела социальной направленности:
Посиделки-огоньки «В кругу друзей». КТД «Я – реальный. Я - идеальный». КТД «Лучшая из лучших». КТД «Семейный альбом», «Я, Ты, Он, Она – вместе…», «Мой дом – моя крепость». Этикет-игра. Тематическое занятие «Культура речи». Игра «Две стороны одной медали». КТД «Чёрное и белое».

Отрядные дела творческой направленности:
Вечер талантов «Чудеса случаются…». Рождественские посиделки. КТД «Лето красное». Эрудит-игра «Раз - ромашка, Два - ромашка». Мероприятие «Осенний вальс». Конкурс творческого мастерства «Зимние узоры». Конкурсная программа «Весенняя капель», «Первые дни Нового года». Познавательно-творческое занятие «Журчат ручьи».

Отрядные дела по профилактике ЗОЖ:
Круглый стол «Я выбираю жизнь». Викторина «Верю, не верю». Профилактическое занятие «Будь здоров», Дискуссия «Жить здорово». Беседа «Остановись!». Пропаганда видов спорта, вовлечение в игру.

Работа по данным модулям программы «Новое поколение» - надежная профилактика социальной угрозы и патологии семейных отношений, реализация психического, социального и духовного оздоровления, благодаря развитию глубокого осознания смысла и цели жизни.

Организационно-педагогические условия реализации программы
• Обучающиеся.
В группу обучающихся входят дети старшего школьного возраста, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
• Ресурсное обеспечение.
- Кадровое обеспечение: воспитатель высшей категории.
- Материально-техническое обеспечение программы:
занятия и мероприятия проводятся в холле спального корпуса с использованием аудио- и видеоаппаратуры, на спортивных и игровых площадках на территории оздоровительного центра.

Учебный план
1 Модуль 1
«Россия в моем сердце» -- 2 занятия -- Анкетирование, стенгазета «Золотое кольцо».

2 Модуль 2
«Здоровая семья» -- 3 занятия -- Презентация, творческие проекты, проведение игр в других отрядах.

Календарный учебный график
Начало реализации дополнительной общеразвивающей программы: 4.04.2018 г.
Окончание реализации дополнительной общеразвивающей программы: 24.04.2018 г.
Продолжительность занятия – 45 минут.

1 день - Отрядный огонёк-знакомство
2 день - Познавательно-творческая игра
3 день - Патриотическое мероприятие
4 день - Этикет - игра
5 день - Коллективно- творческое дело

Рабочая программа модуля 1 «Россия в моем сердце»
1) Планируемые результаты.
В ходе реализации модуля 1 «Россия в моем сердце» воспитанники должны иметь:
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию,
государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему
поколению;
• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
• пыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Содержание.
• Инструктаж «За свои поступки отвечаю сам».
• Игра-путешествие «Родные просторы».
• КТД «Мой мир».
• Познавательная игра «Золотое кольцо».
• Практикум по гражданскому и уголовному праву «Закон и порядок», «Следствие ведут знатоки», «Права и
обязанности».
• КТД «Герой нашего времени».
• Конкурсная программа «Молодецкие забавы».
• Дискуссия «Россия наших дней».
• Выпуск тематических и праздничных отрядных стенгазет.
• Выставка рисунков «Звон колоколов», «Огромное небо» и др.
• Арттерапия «Я рисую мир».

3) Календарно-тематическое планирование.
Прилагается (см. Приложение 1).

Рабочая программа модуля 2 «Здоровая семья»
1) Планируемые результаты.
В ходе реализации модуля 2 «Здоровая семья» воспитанники должны:
• углубить представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах
взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных
социальных групп;
• реализовывать нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• уважительно относиться к традиционным религиям;
• проявлять неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной
ситуации;
• эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать
нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительно относиться к родителям, к старшим, проявлять заботу и оказывать помощь младшим;
• проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том
числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач;
• иметь представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных
игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
• осознанно относиться к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном
обществе.

2) Содержание.
• Посиделки-огоньки «В кругу друзей».
• КТД «Я – реальный. Я - идеальный».
• КТД «Семейный альбом», «Я, Ты, Он, Она – вместе…», «Мой дом – моя крепость».
• Этикет-игра. Тематическое занятие «Культура речи».
• Игра «Две стороны одной медали». КТД «Чёрное и белое».
• Рождественские посиделки. КТД «Лето красное».
• Мероприятие «Осенний вальс».
• Конкурс творческого мастерства «Зимние узоры».
• Познавательно-творческое занятие «Журчат ручьи».
• Круглый стол «Я выбираю жизнь».
• Викторина «Верю, не верю».
• Профилактическое занятие «Будь здоров».
• Дискуссия «Жить здорово».
• Беседа «Остановись!»

3) Календарно-тематическое планирование.
Прилагается (см. Приложение 1).

Формы контроля, аттестации, оценочные материалы
Для обеспечения уровня объективности и достоверности аттестации достижений воспитанников используются разнообразные по формам, срокам и содержанию виды контроля:
Текущий контроль реализуется через опросы, блиц-викторины, мини-выставки, демонстрации.
Модульный и тематический контроль осуществляется по завершению каждого тематического цикла посредством турниров, выполнения творческих заданий, конкурсов, соревнований, выступлений.
Итоговый контроль проводится в конце смены отчетными мероприятиями: специальные арт-акции, подведение итогов смены, фестивали достижений.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование занятий по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Новое поколение»

Тема занятия
1 «Человек в человеке» - отрядный огонёк-знакомств. 1 занятие
2 «Журчат ручьи» - познавательно-творческая игра. 1 занятие
3 «Золотое кольцо» - патриотическое мероприятие. 1 занятие
4 «Этикет - игра» 1 занятие
5 «Семейный альбом» - коллективно-творческое дело. 1 занятие
Скачать Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Новое поколение»

Рекомендуем посмотреть:

Программа профилактической работы по борьбе с курением «Твой выбор» для школьного летнего лагеря Консультация для родителей подростка Обобщение опыта социально-педагогической работы с подростками Интерактивные технологии в работе с трудными подростками

Похожие статьи:

Психологические особенности детей школьного возраста

Подростковый возраст. Особенности, проблемы и пути решения

Как пережить развод родителей подростку

Как подростку пережить смерть близкого человека

Участник №21 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2020 года
Сценарий игровой программы на весеннюю тему для младших школьников | Сценарий отрядного дела для детей среднего школьного возраста «Мой дом – моя крепость»
Опубликовано: 1567 дней назад (8 августа 2020)
Просмотров: 958
+3
Голосов: 3
Ольга Анатольевна Котенко # 8 августа 2020 в 20:26 +1
Здравствуйте, Татьяна Леонидовна!
В своей публикации Вы представили Дополнительную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Новое поколение».
Интересная программа, с актуальной направленностью. Программа нацелена на создание благоприятных условий для воспитания, становления и развития высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной, активной личности.
Желаю успехов! Голос.