П Р О Г Р А М М А
Регионального эксперимента инновационно-технического обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования
1.
Тема эксперимента: «Моделист-Конструктор в условиях инновационно-технического обучения и воспитания с позиций непрерывности обучения в системе Дополнительного Образования – средняя школа – средние и высшие технические учреждения»
2.Научный руководитель:
Вараксин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования МБУ ДО СЮТ №2 г. Таганрога, почетный доктор Академии Естествознания DOCTOR OF SCIENCE, HONORIS CAUSA, профессор РАЕ, заслуженный работник науки и образования, член корреспондент Международной Педагогической Академии, автор действующих учебников и учебных пособий для детей и подростков, студентов педагогических вузов, педагогов дополнительного образования.
3.Состав участников РЭП:
- Исполнитель эксперимента: Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования Станция юных техников №2 (МБУ ДО СЮТ №2) г. Таганрог, Ростовская область.
- Соисполнители: учреждения дополнительного образования, общеобразовательные школы – стажёрские площадки средних и высших технических учреждений ЮФО.
4.Сроки эксперимента: 2016–2018 гг.
5.
Координационный совет эксперимента:
Координационный совет состоит из научного руководителя эксперимента, консультантов, представителей исполнителей и соисполнителей эксперимента (дополнительных образовательных учреждений, средних школ, технических колледжей и высших учебных заведений, региональных методических центров Южного Федерального Округа и г. Таганрога).
Программа с названием «Моделист-Конструктор» направлена на выявление и изучение актуальных проблем модернизации дополнительного образования и консолидацию его с общим образованием, средним и высшим техническим. Организацию научных и практических работников дополнительного образования в решении задач инновационного развития дополнительного образования в Ростовской области и Южном Федеральном округе. Программа «Моделист-Конструктор» будет способствовать созданию единой ценностной системы региона, с последующим преодолением кризиса дополнительного образования, решению проблем безопасного детства, активизации мыслительной деятельности, привлечению семей к техническому творчеству детей и подростков. Созданию в Южном регионе центров инновационно-технического обучения и воспитания, внедрению новых информационных технологий в деятельность учреждений дополнительного образования, развитию тесного взаимодействия между учреждениями дополнительного образования, повышению уровня и престижа, развитию педагогической науки направленной на совершенствование дополнительного образования, продвижению имиджа ЮФО как регионального центра развития дополнительного образования.
Актуальность темы
Состоит в том, что модель дополнительного образования, являясь целостной системой, отвечает современным задачам развития страны, нормативно обозначена в Законе РФ «Об образовании» (2004), Федеральном государственном образовательном стандарте дополнительного образования (ФГОС ДО), Федеральных государственных требованиях, предъявляемых к структуре основной образовательной деятельности.
С позиций общей методологической версии теории дополнительной деятельности детей и подростков (А.К. Бруднов, В.А. Горский, О.Е. Лебедев, Е.Е. Чепурных. и др.) формирование любого умения (в том числе и предметного специально-технического умения)
должно проходить следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта моделирования, конструирования в совместной деятельности с педагогом и формирование мотивации.
2. Формирование специального алгоритма дополнительной деятельности, установление первичных связей с соисполнителями программы.
3. Проведение тренингов, тестирования, опросов по уточнению межпредметных связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
В такой последовательности дети и подростки приобрести умения в моделировании, конструировании, решать исследовательские задачи, пользоваться различным инструментом, чертить и работать с компьютером. Такой же путь они должны пройти и при формировании профессиональных умений, где алгоритм деятельности будет носить уже узко предметный характер.
Концептуальной основой построения содержания дополнительного образования станет:
- Основной ориентир для построения содержания дополнительного образования, имеющий необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются ценностные ориентации детей и подростков, научное направление дополнительного образования и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.
-
Принципы формирования содержания из областей труда, интеллектуального и физического развития, в состав которых включены:
1.принцип общественно-экономической целесообразности и необходимости детского труда, его включенности в производственную деятельность;
2.принцип связи труда с наукой;
3.принцип соответствия детского труда требованиям современных профессий.
В широком рассмотрении, представленные принципы будут выглядеть следующим образом:
1. Принцип общественно-экономической целесообразности должен соответствовать содержанию дополнительного образования с уровнем современной науки и техники, производством и личностного отношения к общечеловеческим ценностям. Этот принцип предусматривает в составе содержания, традиционно выделяемые элементы (знаний, умений и навыков), которые формируются на практических и теоретических занятиях.
2. Принцип связи труда с наукой учитывает содержательную и процессуальную стороны обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. В нём отсутствует односторонняя ориентация, которая рассматривает содержание дополнительного образования в отрыве от педагогической реальности. Чтобы реализовать этот принцип необходимо представлять все виды человеческой деятельности в их взаимосвязи в сочетании с учебными предметами учебного плана.
3. Принцип структурного соответствия детского труда требованиям современных профессий, а также единства содержания дополнительного образования на разных уровнях его формирования с учётом личностного развития детей и подростков предполагает взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания дополнительного образования. Следовательно, этот принцип рассматривается, как система взаимодействия содержания дополнительного образования с учебными предметами или учебными программами. Взаимодействие с различными видами образовательных учреждений ориентируется на состав и структуру содержания дополнительного образования. Окончательная реализация этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить единство подхода и взаимодействия учебного предмета к содержательной части дополнительного образования.
В Законе РФ «Об образовании» содержанию образования посвящена статья 14.
«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
- обеспечение самоопределение личности, создание условий для её самореализации;
- развитие общества;
- укрепление и совершенствование правового государства.
Содержание образования должно обеспечивать:
- адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
- интеграции личности в национальную и мировую культуру;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».
Концептуальная идея, направлена на интенсивную роль интеллектуальной и научно-творческой деятельности, которая лежит в основе осуществления экспериментальной деятельности детей и подростков
Построение на основе общей теории творческой деятельности (В.А. Горский, Б.А. Шкарин, др.) схема творческого процесса при конструировании механизмов их формирование и диагностика обеспечит соответствие общим законам функционирования и развития творческой деятельности, придаст объективный и критериальный характер и повысит надежность и качество реализации ФГОС, рационализаторства и изобретения на ступенях ДО – средняя школа – колледжи и высшие учебные заведения.
Идея эксперимента
Эксперимент в подробном рассмотрении базируется на общей теории дополнительной деятельности в образовании (В.А.Горский, Б.А. Шкарин и др.). В составе учебной деятельности и составе операций в ходе отдельных действий детей и подростков, законов межличностного общения, коммуникативного взаимодействия и других универсальных учебных действий (УУД) позволили построить нормы, механизмы формирования мотивации и соответствующие средства диагностики.
Цель, задачи и гипотеза эксперимента
Целью эксперимента является внедрение инновационных образовательных технологий в условиях развития инновационной творческой деятельности детей и подростков, формирование творческого потенциала личности, подготовки её к интенсивной интеллектуальной и научно-творческой деятельности. Апробация механизмов формирования и диагностики личностных и предметных результатов ФГОС и интегративных качеств моделистов, представленных на ступенях ДО – средняя школа – колледжи и высшие учебные заведения и построения образовательного пространства на основе дидактической системы инновационно-технического метода В.Н. Вараксин.
Задачи эксперимента на 2016–2018 гг.
1.Уточнить терминологию и психолого-педагогический инструментарий формирования и диагностики предметных результатов ФГОС и ФГТ (федеральные государственные требования) на основе дидактической системы инновационно-технического метода В.Н. Вараксин «Моделист-конструктор».
2.Адаптировать механизм, обеспечивающий непрерывность образовательного процесса между учреждениями дополнительного образования, средней школой, колледжами и вузами в условиях реализации ФГОС и ФГТ.
3.Адаптировать предметный курс «Моделизм в современном мире» как основу формирования универсальных знаний, умений, навыков необходимых для приобретения специальных профессиональных требований в системе инновационно-технического метода обучения В.Н. Вараксин.
4.Адаптировать методы формирования у детей и подростков предпосылок к осуществлению универсальных учебных действий в комплексной программе дополнительного образования «Моделист-конструктор» (научный руководитель – В.Н. Вараксин).
5.Апробировать разработанный диагностический инструментарий предметных результатов ФГОС и ФГТ, позволяющий количественно и качественно выражать достигнутый уровень содержания программы дополнительного образования её динамику.
6.Построить и адаптировать систему методической работы в ДО, школе, колледжах и высших учебных заведениях при переходе к реализации ФГОС и ФГТ на основе дидактической системы инновационно-технического метода В.Н. Вараксин («Моделист-конструктор»).
7.Построить и адаптировать систему работы с родителями в школе и ДО при переходе к реализации ФГОС и ФГТ на основе дидактической системы инновационно-технического метода В.Н. Вараксин («Моделист-конструктор»).
8.Повысить результативность дополнительного образования в целом уровень профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования к реализации ФГОС и ФГТ в дополнительном образовании.
Гипотеза эксперимента
Если в ходе эксперимента будут уточнены на основе инновационно-технического подхода, апробированы и адаптированы:
- содержание и методики предметного курса «Моделизм в современном мире», ориентированного на создание основы формирования предметных результатов ФГОС ДО и проведение, соответствующей подготовительной работы в учреждениях дополнительного образования с колледжами и высшими учебными заведениями на основе механизмов непрерывности образовательного процесса;
- средства диагностики предметных результатов ФГОС и интегративных качеств детей и подростков, представленных в ФГТ;
- система методической работы в школе и система работы с родителями на этапе перехода к реализации ФГОС и ФГТ;
то это позволит:
- сформировать у детей и подростков результаты дополнительного образования, заданные ФГОС и ФГТ, с позиций непрерывности дополнительного образования на ступенях ДО – средняя школа – колледжи и высшие учебные заведения на стажёрских площадках;
- создать в школе и ДО локальные образцы дополнительного образовательного пространства инновационно-технического типа;
- повысить результативность процесса дополнительного образования и создать условия для сохранения и поддержки здоровьесбережения детей и подростков, развития их личностных качеств, познавательных и интеллектуальных мотивов деятельности, обеспечить непрерывность в формировании УУД на выделенных ступенях дополнительного образования на уровне технологии, содержания и методики;
- повысить профессиональный уровень педагогов дополнительного образования -участников эксперимента;
- создать условия для построения партнёрских отношений между родителями, образовательными учреждениями и промышленными предприятияи оказывающими шефскую и иную помощь при переходе к реализации ФГОС и ФГТ.
Ожидаемые результаты в практике дополнительного образования и педагогике в целом
Ожидаемыми результатами в практике дополнительного образования являются:
1.Количественные и качественные показатели, характеризующие эффективность использования инновационно-технического метода В.Н. Вараксин при реализации ФГОС и ФГТ в дополнительном образовании по параметрам:
- предметные результаты дополнительного образования, заданные ФГОС и ФГТ;
- познавательно-интеллектуальные процессы, логическое и вариативное мышление;
- здоровьесбережение детей и подростков;
- ЗУН по техническим видам моделирования и другим учебным предметам;
- результативность участия детей и подростков в конкурсах и соревнованиях, выставках разных уровней (школьных, городских, региональных, всероссийских, международных);
2.Предметный курс «Моделизм в современном мире» для детей и подростков 5–7 классов как ключевое звено формирования УУД и умения выбору будущей профессии.
3.Образцы методических средств, соответствующих требованиям дидактической системы инновационно-технического метода «Моделист-конструктор» с позиций непрерывности формирования результатов ФГОС и ФГТ на ступенях ДО – средняя школа – колледжи, высшие учебные заведения и стажёрские площадки.
4.Комплексная программа для учреждений дополнительного образовательных образования, отвечающая требованиям ФГТ и обеспечивающая преемственность со школой на уровне технологии, содержания и методики в условиях реализации ФГОС.
5.Новый диагностический инструментарий для измерения уровня сформированности личностных, предметных результатов ФГОС и ФГТ.
6.Педагоги дополнительного образования, имеющие опыт организации образовательного процесса в соответствии с дидактической системой инновационно-технического метода В.Н. Вараксин («Моделист-конструктор»).
7.Создание условий для саморазвития творческих способностей педагогов дополнительного образования, повышение уровня их профессионального мастерства и результативности участия в профессиональных конкурсах и испытаниях.
8.Обеспечение доступности качественной профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования при переходе к реализации ФГОС и ФГТ.
9.Образцы образовательного пространства ДО, школ и стажёрских площадок, в которых реализуется непрерывный образовательный процесс инновационно-технического типа, адекватный требованиям ФГОС и ФГТ (на примере системы дополнительного образования «Моделизм в современном мире»).
10.Методические рекомендации по эффективному взаимодействию педагогов дополнительного образования с родителями при переходе к реализации ФГОС и ФГТ на основе дидактической системы инновационно-технического метода В.Н. Вараксин («Моделист-конструктор»).
Ожидаемыми результатами в педагогике дополнительного образования являются:
1.Уточненная терминология инновационно-технического подхода, основанного на общей методологической версии теории деятельности (В.А.Горский, Б.А. Шкарин).
2.Адаптированный подход к формированию УУД, реализующий инновационно-технический метод В.Н. Вараксина при организации системного подхода к обучению и здоровьесбережению.
3.Модифицированные варианты технологии инновационно-технического метода применительно к условиям организации дополнительного образования для различных возрастных групп детей и подростков в соответствии с требованиями ФГОС и ФГТ.
4.Алгоритм проектирования программы развития партнерских отношений между различными типами образовательных учреждений и родителями при переходе к реализации ФГОС и ФГТ.
Способы отслеживания результатов и предполагаемые формы их предъявления
Результативность экспериментальной деятельности предполагается контролировать с помощью диагностик, тестирования.
Инновационные модули эксперимента
В рамках программы эксперимента реализуются проекты по следующим направлениям:
Модуль 1. «Механизмы реализации ФГОС ДО на основе инновационно-технического метода В.Н. Вараксина с позиций непрерывности дополнительного образования на ступенях ДО – средняя школа – колледжи – высшие учебные заведения и стажёрские площадки».
Модуль 2. «Механизмы реализации ФГТ на основе инновационно-технического метода В.Н. Вараксина с позиций непрерывности дополнительного образования между подготовкой в учреждениях дополнительного образования и средней школой».
Организация экспериментальной деятельности
Поскольку поисковый этап экспериментальной деятельности по указанной проблеме был начат в 2015–2016 гг. в рамках МБУ ДО СЮТ №2 г. Таганрога Ростовской области по теме: «Построение дополнительного образования на основе инновационно-технического подхода (Инновационный сетевой проект)», то в данном эксперименте при адаптацации механизмов формирования и диагностики личностных, предметных результатов ФГОС и ФГТ были выделены следующие этапы.
Констатирующий этап эксперимента организует положительное самоопределение детей и подростков, идёт подготовка педагогических кадров к экспериментальной деятельности, проводилась комплексная диагностика детей и подростков экспериментальных групп (ЗУН, УУД, психическое развитие), организовывалось в первоначальном режиме апробация методических, технологических и дидактических средств, фиксировались возникающие противоречия и выявлялись их причины.
План реализации задач экспериментальной деятельности в инновационных модулях
Модуль 1.
«Механизмы реализации ФГОС на основе инновационно-технического метода В.Н. Вараксина с позиций непрерывности дополнительного образования на ступенях ДО – средняя школа – колледжи, высшие учебные заведения, стажёрские площадки»
1 этап: 2016–2017 гг.
1.Подобрать образовательные учреждения Таганрога и Южного Федерального Округа для реализации проекта, оформить соответствующую документацию.
2.Сформировать педагогический состав, творческие группы и актив эксперимента для проведения первого этапа эксперимента.
3.Организовать положительное самоопределение участников эксперимента к реализации поставленных задач, разработать и согласовать их функциональные обязанности на первом этапе, провести подготовку педагогов дополнительного образования-экспериментаторов к реализации задач первого этапа.
4.Разработать и согласовать систему функционирования инновационной сети и план реализации первого этапа эксперимента.
5.Уточнить терминологию инновационно-технического подхода к реализации задач ФГОС, основанного на общей методологической версии теории деятельности (В.А.Горского, Б.А. Шкарина и др.).
6.Уточнить концептуальные основания построения непрерывного дополнительного образования, направленного на формирование УУД, и его критериальное обеспечение.
7.Уточнить с помощью модельных образцов учебно-методических средств методики формирования УУД в 5-х классах с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДО – средняя школа – колледжи, высшие учебные заведения, стажёрские площадки .
8.Адаптировать в начальном режиме и соотнести с требованиями ФГОС диагностический инструментарий уровней подготовленности УУД у учащихся 5-го класса, программы, методические комплексы, образцы-сценарии открытых занятий по формированию у учащихся 5-го класса УУД в рамках предметного курса «Ммоделизм в современном мире»;
9.Уточнить алгоритм проектирования программы развития партнёрских отношений между школой, учебными заведениями разных типов, шефских организаций и семьей, при переходе к реализации ФГОС.
10.Адаптировать и соотнести с требованиями ФГОС программу взаимодействия школы с родителями учащихся 5-го класса.
11.Провести рефлексивный анализ хода первого этапа эксперимента, консультации педагогов дополнительного образования - экспериментаторов, семинары, вебинары, круглые столы, мастер-классы, конференции по обмену опытом экспериментальной работы для выявления затруднений, своевременной коррекции экспериментальной деятельности и при необходимости компенсации негативных проявлений.
12.Внести уточняющие коррективы в адаптационные дидактические, методические, технологические средства и диагностические материалы для 5-го класса общеобразовательной школы.
13.Согласовать с руководителями школ предварительный план экспериментальной работы на следующем этапе эксперимента и план построения методической работы на первом (мотивационном) этапе освоения инновации.
14.Провести информационно-мотивационную работу, связанную с ознакомлением педагогической общественности дополнительного образования с ходом и результатами первого этапа эксперимента.
2 этап: 2017–2018 гг.
1.Уточнить список образовательных учреждений г. Таганрога, Южного Федерального Округа для реализации второго этапа эксперимента, оформить соответствующую документацию.
2.Уточнить педагогический состав, творческие группы и актив эксперимента на втором этапе, провести подготовку педагогических кадров.
3.Организовать положительное самоопределение участников эксперимента к реализации поставленных задач, разработать и согласовать их функциональные обязанности на втором этапе, провести подготовку педагогов дополнительного образования-экспериментаторов к реализации задач второго этапа.
4.Уточнить систему функционирования инновационной сети и план реализации второго этапа эксперимента.
5.Адаптировать методические, технологические и дидактические средства формирования УУД в 6 классе общеобразовательной школы по системе дополнительного образования «Моделист-конструктор».
Научный руководитель:
Вараксин В.Н.,
к.п.н., почетный доктор Академии Естествознания DOCTOR OF SCIENCE, HONORIS CAUSA, заслуженный работник науки и образования, профессор Российской Академии Естествознания, член корреспондент Международной Педагогической Академии, награждён «Золотой медалью» за новаторскую работу в области высшего образования, медалью имени В.И. Вернадского за успехи в развитии отечественной науки, участник энциклопедии «Известные учёные России». Опубликовано 193 научных публикаций из них 27 учебников и учебно-методических пособий, 13 монографий.
Литература:
1. Вараксин В.Н. Организация отдыха и досуговой деятельности детей. (Учебно-методическое пособие). Москва: Изд-во «Школьная Пресса», 2006. 96с.
2. Вараксин В.Н. Образовательная технология «Думакцион» (Учебно-методическое пособие). Таганрог, изд. Ю.Д. Кучма, 2007. 56с
3. Вараксин В.Н. Организация психолого-педагогического воспитания.
(Монография) Изд. Лап. Ламберт, Германия. 2012г. 336с.
4. Вараксин В.Н. Актуальные проблемы организации летнего отдыха детей и подростков. (Монография) Изд. Лап. Ламберт, Германия. 2013 год. 320с.
5. Вараксин В.Н. Пойми себя с помощью личностного успеха. (Учебно-методическое пособие). Изд. Лар Ламберт, Германия 2016г. 229с.
Рекомендуем посмотреть:
Программа кружка дополнительного образования
Программа студии изобразительного искусства 1 год обучения
Программа студии "Город мастеров" пояснительная записка
Программа студии "Город мастеров" 1 год обучения учебно-тематическое планирование
Похожие статьи:
Программа дополнительного образования кружка «Эрудит» в начальной школе
Программа дополнительного образования экологической направленности для младших школьников