Урок – конкурс в 5-6 классе по теме «Имя существительное».
Обобщающий урок русского языка в форме деловой игры
Цель урока:
1) совершенствование орфографических и пунктуационных навыков повторение орфограмм, изученных в теме «Имя существительное»; повторение знаков препинания в простом и сложном предложениях;
2) повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по фразеологии, синтаксису и пунктуации;
3) воспитание интереса к урокам русского языка;
4) формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.
Предварительная подготовка к уроку такова.За две недели до урока учащимся было дано задание:
разбиться на группы (команды) (по интересам, личной симпатии, классной дружбе, по желанию и т.д.) по 5-6 человек (всего 5 команд) и выбрать в каждой команде капитана, который будет руководить и предварительной подготовкой (кто будет рисовать схемы, таблицы; кто – учит правила, кто – подыскивать примеры, кто – подбирать текст, кто работать со словарём и т.д.), подготовиться к конкурсам:
а) «Нарисуй схему, таблицу»; б) «Загадка»; в) «Пунктуация»; г) «Кто больше» (написать по памяти фразеологизмы со словом «Звезда»); д) «Угадай слово».
Всё условия конкурса обговариваются заранее.
Оборудование и оформление урока:
Сдвигаются парты, каждая команда садится кружком, но так, чтобы были хорошо видны все остальные члены команды, на парте каждой команды порядковый номер
(№ 1,№ 2,№ 3,№ 4,№ 5 – красиво оформленные), подготовленная к работе доска (для пятерых – по одному от каждой команды); подготовленные таблицы, схемы (на ватмане красочно оформленные), листы с загадками.
Выбираются жюри на 5-ти человек (у меня было 3-ое студентов и 2-ое учащихся).
Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе, побеждает команда, набравшая наибольшее кол-во баллов в сумме.
Победители награждаются медалью (деревянной) с надписью «Лучшему знатоку русского языка».Ход урока-конкурса:
Объявляется 1-й конкурс.
Конкурс №1 «Загадка»
Отрабатывается навык правильного написания НЕ с существительными. Задание в этом конкурсе заключалось в том, что каждая команда должна была придумать загадку, использовав в тексте орфограмму «Не с существительным». Каждой команде предлагается загадка, правильно написанная и красиво оформленная на большом листе бумаги.
Задание предусматривало:
Загадку отгадать и рассказать правило «НЕ с существительными», объяснить написанное в тексте.
Задание к конкурсу «Пунктуация»
1. Месяц величаво подняли на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. [...], (чтобы …) (Н.В.Гоголь)
2. В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц. [...],(как…) (Н.В.Гоголь)
3. Бедный дьяк не смел даже изъявить кашлем и кряхтением боли, когда сел ему почти на голову тяжёлый мужик и поместил свои намёрзнувшие на морозе сапоги по обеим сторонам от висков. […], (когда…) (Н.В.Гоголь)
4. Тут кузнец присел к огромным мешкам, перевязал их крепче и готовился взвалить себе на плечи. = , = и = (Н.В.Гоголь)
5. Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков. [...], (которую…) (Н.В.Гоголь)
Конкурс №2
Задание заключалось в следующем. Каждой команде предлагается карточка, на
которой записано предложение (простое или сложное) с пропущенными знаками препинания. Нужно было расставить знаки препинания (прямо в карточке), подчеркнуть грамматические основы, начертить схему предложения.
Затем к доске приглашаются представители от каждой команды. Они (по очереди) читают своё предложение, называют грамматические основы (устно), а на доске чертят только схемы.
Конкурс №3
Заранее подготовленная ученица читает выразительно (наизусть) стихотворение Баратынского «Звезда».
Взгляни на звезды: много звёзд В безмолвии ночном.
Горит, блестит кругом луны На небе голубом.
Взгляни на звезды: между них Милее всех одна
За что же? Ранее встаёт, Ярчей горит она?..
Нет! Утешает свет её Расставшихся друзей,
Их взоры, в синей вышине Встречаются на ней.
Задание: Записать на доске как можно больше фразеологизмов со словом «Звезда» (пишут на доске все 5 человек – по 1-му от каждой команды) кто быстрее и лучше.
Например: считать звёзды, путеводная звезда, родиться под счастливой звездой, хватать звезды с неба и т.д. Затем повторяются известные сведения по фразеологии синтаксису.
Конкурс №4
Суть этого конкурса заключается в следующем: нужно ответить на шуточный вопрос, записать правильно эти слова – ответы, определить способ образования слова «броненосец», назвать другие способы образования имён существительных.
Вопросы:
Почему не говорят пёс зимы, а говорят кот лета? /Котлета/
Почему не говорят фрегат рая, а говорят бриг ада? /Бригада/
Почему говорят: «Жень, щина!»/Женщина/, а не «Саша, суп неси!»?
Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? /броненосец/.
Итоги конкурса: Жюри подсчитывает баллы, определяется команда победителей. Всем участникам команды победителей вручают книги (из личной библиотеки). Вместе с детьми называем лучших знатоков русского языка по теме «Имя существительное», а впереди у нас много разных тем. И учитель говорит детям, что у них у всех есть возможность в будущем стать обладателями медали «Лучшему знатоку русского языка». А в этот раз победительницей стала …(фамилия, имя того, кто выиграл).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и
Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы