Конспект урока психологии. Тема: «Я в мире людей»
Цели занятия: развитие коммуникативных навыков, проработка навыков доброжелательного отношения друг к другу, создание условий эффективного взаимодействия, эмоционального принятия членов коллектива, сплочение детского коллектива, активизация процессов самопознания и самораскрытия школьников.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Вводная часть (5 - 7 ’).
Ритуал начала занятия. Приветствие «Спасибо, что ты рядом!»
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» трутся носами.
Упражнение «Доброе животное»
Сейчас мы с вами превратимся в одно большое доброе животное. Послушаем, как оно дышит. Предлагается всем вместе подышать: вдох — все делают шаг вперед. Выдох — шаг назад. Животное дышит ровно и спокойно. Послушаем, как бьется его большое сердце. Стук — шаг вперед. Стук — шаг назад. Очень важно все делать одновременно
Лист «Моё настроение»
Разминка: (упражнение на повышение умственной работоспособности).
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат розы, приятный аромат розы...
Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу.
Рефлексия предыдущего занятия (рассмотрение домашнего задания)
II. Основная часть (20 – 25’).
Эпиграфом к нашему занятию сегодня будут служить слова…
Чтобы жить счастливо, я должен быть в согласии с миром.
Л. Витгенштейн
- Как вы понимаете это выражение?
Коллективное творческое дело «Строим город»
(ведущий ведёт съёмку происходящего на видеокамеру)
Сегодня мы выполним с вами коллективную работу. Перед вами большой лист бумаги, ваша задача, взять фломастер понравившегося цвета и обвести свою ладонь на бумаге, в том месте, где захотите. Работать нужно дружно, уметь договориться с другими ребятами…
Ладонь, это ваш участок земли на карте нашего города.
Внутри участка нарисуйте свой дом…
А теперь от своего дома, нарисуйте дорожки к домикам тех ребят, к кому вы будете ходить в гости…
Посмотрите, какой интересный у нас получился городок, сколько в нём домиков и дорожек.
- Рассмотрим, что у нас получилось…
Какие домики вам понравились, почему? А в каком домике жильцу будет жить скучно? Почему? Идут ли к этому домику дорожки?
- Давайте сделаем жильцу этого одинокого домика приятно, сходим к нему в гости, навестим его!
Красивый ли город у нас получился?
Наш город большой, в нём живут и взаимодействуют самые разные люди, у каждого из них своя личность, не похожая на других. Как мы назовём наш светлый городок?
(Если в процессе работы дети ссорились, можно показать им видео съёмку, что бы дети посмотрели на себя со стороны)
- Что нам мешало, выполнить работу дружно? Не все умеют договариваться!
Беседа по теме занятия.
Человек не может существовать один. Он находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Отношения членов коллектива, группы могут строиться на разных основах, носить характер взаимной поддержки или взаимного подавления. Взаимоподдерживающая система отношений объединяет людей, дает им возможность эффективно развиваться. И напротив, человек, который в коллективе не имеет друзей, чувствует себя одиноким, отверженным.
Сильная личность всегда увидит, кому в коллективе плохо и даст руку помощи.
В хорошем коллективе люди следуют правилам:
- уважают друг друга;
- стремятся понимать и сопереживать друг другу;
- открыто высказывают несогласие с решением других членов коллектива на основе уважения, тактичности (не используя инструменты подавления).
Притча «Солнце и ветер»
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее.
Долго они спорили и, наконец, решились померятся силами с путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: и мигом сорву с него плащ.
Сказал – и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем сильнее закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с ней и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ и привязал его к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем яростью и гневом!
- О чем эта притча? Какой вывод можно сделать?
Упражнение «Давайте жить дружно»
Участники делятся на пары, образуя два круга (внешний и внутренний). Если по команде ведущего игроки выкидывают один палец, то смотрят друг другу в глаза; если одновременно по команде (не договариваясь) выкидывают два пальца, то пожимают друг другу руки, а если три пальца, то обнимаются. Выполнив три задания в паре, внешний круг передвигается вправо, и все задания повторяются. Если количество пальцев не совпадает, то ребята должны хлопнуть в ладоши.
III. Рефлексия (3 - 5 ’).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (принести ножницы и цветную бумагу):
Лист «Моё настроение»
Ритуал окончания занятия.
Ребята встают в круг, берутся за руки, поднимают руки вверх, хором произносят слова «АХ!», и опускают резко руки…
Литература.
1. Гин С. Мир человека. Вита пресс. М.2012.
2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. И. Академия развития. Я. 1997.
3. Селевко Г.К. Познай себя. Народное образование. М.2009.
4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. Генезис. М.2001.
5. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика и коррекционно – развивающие занятия. И «Учитель». Волгоград. 2007.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интегрированного урока по литературному чтению и искусству в 4 классе
Методическая разработка урока литературы в 4 классе
Тренинговое занятие по управлению стрессовыми состояниями для школьников 10-11 класса. Конспект
Занятие-тренинг семейных отношений. Конспект
Похожие статьи:
Урок - обобщение по теме «Имя существительное»
Конспект урока по русскому языку, 4 класс
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Знакомство со словосочетанием»
Конспект урока математики 4 класс
Конспект урока литературного чтения в 4 классе (Школа 2100)