Статья на тему: «Влияние стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу младшего школьника»
Автор: Горохова Юлия Витальевна, студентка факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института НИУ «БелГУ», г. Белгород.
Описание материала: Уважаемые коллеги предлагаю статью на тему «Влияние стрессовых ситуаций на эмоциональную сферу младшего школьника». Данный статья будет полезна для учителей начальной школы. Эта статья поможет педагогам начальной школы оказывать помощь детям, находящимся в состоянии стресса, а также по возможности предотвращать возникновение стрессовых ситуаций.
В нашей жизни стрессовые ситуации играют очень важную роль. Они оказывают влияние на здоровье и поведение человека, его работоспособность, взаимоотношения в семье, в школе, в рабочем коллективе.
Наверно в жизни каждого человека присутствует стресс, так как стрессовые импульсы находятся во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Стрессовые ситуации возникают как на работе, так и дома или в школе. Именно стресс является причиной многих заболеваний и наносит вред здоровью человека, а ведь здоровье – одно из важнейших условий достижения успеха в любой деятельности. Сегодня стресс с большей силой распространяется и на детей. Психологи даже выделили термин “школьный стресс”. В связи с этим, проблема профилактики школьных стрессов в настоящее время стала актуальной. Учителю важно знать причины возникновения стресса у младших школьников в учебно – воспитательном процессе, а также и пути его преодоления.
По определению Г. Селье: «стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям» (Селье, 1982, 19).
У детей проявление стресса во многом отличается от проявления стресса у взрослых. В детстве стресс является частой проблемой и потому, что жизнь и опыт ребенка контролируется взрослыми. Дети зачастую чувствуют, что они ничего не могут сделать, что-то изменить. Это приводит к потере мотивации ребенка что- то делать самостоятельно. Часто это повышенная возбудимость, агрессивность и неспособность сосредоточиться на каком-либо конкретном предмете. Иногда стресс вызывает физическое недомогание, например, головную боль. Как же определить находится ли младший школьник в состоянии стресса? Для начала, выясните продолжительность проявления стрессовой ситуации. Если ребенок находится в плохом настроении в течение одного дня, то это в какой то мере является нормальным. Но, если же ребенок находится в состоянии напряжения длительное время, например, на протяжении недели и более, то это должно стать поводом для волнения. Интенсивность реакции и отклонение от возрастной нормы также является сигналом для взрослого человека. Например, когда трехлетний ребенок плачет, капризничает и хватает за одежду маму, то эта ситуация вполне нормальная. Но, если десятилетний школьник ведет себя таким же образом, то родители и педагоги должны задуматься над его поведением (Лазарус, 1970, 41-47).
Дети младшего школьного возраста нуждаются в защите со стороны взрослых и, прежде всего, учителя. Так как в этом возрасте учитель, является примером и авторитетом для детей. В любой стрессовой ситуации ребенок смотрит в сторону учителя и ждет от него помощи и поддержки. И если вместо помощи от учителя, ребенок получит равнодушие или порицание, это может оставить большой негативный отпечаток на его психике.
У младших школьников в повседневной учебной деятельности стрессовые ситуации возникают по разным причинам, это могут быть: обидные высказывания со стороны одноклассников, негативная оценка со стороны учителя, переход в другой класс или другую школу, выход к доске, контрольная работа, сообщение дома о плохой отметке, боязнь быть отстающим.
Последствия стресса младших школьников могут быть самыми различными. Стрессовые ситуации могут вызывать депрессии, нервные расстройства и заболевания. Ситуативные проявления стресса часто проявляются во время открытых уроков, когда у ребенка начинает дрожать голос, речь становится невнятной, кружится голова. Сегодня хорошо известен стресс “конца года”, который провоцирует детей на простудные заболевания, в это время возможно развитие аллергического кашля и астмы.
Ряд исследователей рассматривают тревожность как явление, возникающее в рамках стрессовых ситуаций (А. Говард, К. Матвеев, Л. Мазарус). Тревожность характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию.
Степанов С.С. определил «школьную тревожность как переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи в стрессовых ситуациях». (Костина, 2000, 17) Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Школьная тревожность выступает ярчайшим признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия (Абрамова, 1999, 49).
Для младших школьников характерна легкая «заразительность» эмоциональными переживаниями других людей. Учителям хорошо известны такие факты, когда смех отдельных учеников вызывает смех остальных учащихся класса, хотя последние могут и не знать причины смеха. Девочки начинают плакать, глядя на плачущую подругу, не потому, что считают ее несправедливо обиженной, а потому, что видят слезы. (Дубровина, 2001, 37)
Возникновение эмоций у младших школьников связано с конкретной обстановкой, в которую попадают дети. Непосредственные наблюдения тех или иных событий или яркие жизненные представления и переживания — все вызывает у детей этого, возраста эмоции. Поэтому всякого рода словесные нравоучения, не связанные с определенными примерами и жизненным опытом детей, не вызывают у них нужных эмоциональных переживаний. Учитывая эту особенность чувств младших школьников, надо объяснять им учебный материал в наглядной форме и так, чтобы он не выходил за пределы их жизненного опыта.
Школа способствует развитию высших чувств у детей: моральных, интеллектуальных и эстетических. Участие в жизни школьного коллектива формирует у младших школьников чувство коллективизма и общественной солидарности. Выполнение определенных обязанностей в школьном коллективе, совместная учебная и общественная деятельность, взаимная ответственность друг перед другом и перед классом в целом приводят к тому, что у учащихся накапливается необходимый практический опыт морального поведения в коллективе. На основе этого опыта у школьников формируется чувство долга и ответственности, умение подчинять свои чувства и личные интересы общим целям и интересам коллектива (Цветкова, 2002, 24).
Чтобы выяснить, как стрессовые ситуации влияют на эмоциональную сферу младшего школьника, я решила провести эксперимент на базе МОУ «Шелаевской СОШ» Белгородской области, Валуйского района, с. Шелаево. Участниками моего эксперимента стали 20 учеников 3 «А» класса.
Мною была выдвинута гипотеза: стрессовые ситуации провоцируют у младших школьников возникновение повышенного уровня тревожности и чтобы подтвердить или опровергнуть ее я решила взять «Методику диагностики уровня школьной тревожности Филлипса».
Данная методика относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, которая связана с различными областями школьной жизни ребенка (Головей Л.А. , Рыбалко Е.Ф., 2002). Методика Филлипса предназначена для диагностики уровня и характера тревожности, вызванной влиянием стрессовых ситуаций. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится тестирование, крайне не желательно (Райгородский, 2001, 78-80).
Данная методика помогает определить:
1) Общую тревожность в школе, общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2) Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
3) Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4)Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5) Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
6) Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
7)Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8) Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка (Райгородский, 2001, 79-80). В целом эта методика помогает выявить уровень тревожности младших школьников, вызванный стрессовыми ситуациями.
По результатам методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
можно сделать вывод, что у 65% испытуемых (13 детей) наблюдается высокий уровень тревожности (>50%), вызванный стрессовыми ситуациями.
Я предположила, что наиболее стрессовыми ситуациями для младших школьников являются: страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх ситуации проверки знаний и проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Мое предположение подтвердилось не полностью. Анализ результатов помог сделать вывод, что у младших школьников 3 «А» класса наиболее выражены такие факторы: на первом месте – страх не соответствовать ожиданиям окружающих, на втором месте – страх ситуации проверки знаний и на третьем месте – общая тревожность в школе.
Также высокий процент по шкале "Общая тревожность в школе" имеют 10 детей, т.е. 50% испытуемых.
В результате исследования можно сделать вывод о верности гипотезы – стрессовые ситуации провоцируют у младших школьников возникновение высокого уровня тревожности. Я выяснила, что наиболее стрессовыми ситуациями для младших школьников являются: на первом месте – страх не соответствовать ожиданиям окружающих, на втором месте – страх ситуации проверки знаний и на третьем месте – общая тревожность в школе.
Так как же помочь младшему школьнику, который испытывает состояние стресса?
Во-первых, нужно как можно раньше узнать причину возникновения стрессовой ситуации. И лучше всего это можно выяснить во время обычной прогулки, когда ребенок находится далеко от стрессоров. Зачастую узнать причину беспокойства ребенка позволяют рисунки или игры. Но необходимо подбирать наиболее безболезненный способы вывода ребенка из состояния стресса. В такой ситуации школьный психолог может помочь педагогу, подсказать, как лучше всего вывести ребенка из состояния стресса. Можно предложить ребенку различные физические упражнения, ролевые игры, дыхательную гимнастику, цветотерапию, музыкотерапию. Но самое главное – нужно поддерживать ребенка, показывать значимость его в ваших глазах, стараться и как можно больше общаться и проводить с ни время. Ведь детство – это лучшее время для ребенка, а также тот «фундамент», на котором закладываются основы «Личности ребенка». Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже.
Учитель может помочь младшему школьнику, наладив отношения с его родителями. Так как родителям важно знать, что воспитательно-образовательный процесс требует очень большого терпения и что каждый ребенок индивидуален и неповторим. К каждому ребенку нужно иметь свой подход. Нельзя, например, требовать высоких результатов в спорте от физически слабого ребенка. Управлять стрессами ребенка учитель может и с позиции поддержки, в соответствии с индивидуальным подходом, так как знает его жизненные проблемы, его семью, природные особенности организма ученика. Педагог может помочь ребенку справляться со стрессом, научить, как можно менее болезненно переживать стресс или, по возможности, избегать стрессовые ситуации.
Правильная и позитивная педагогическая деятельность может повысить способность учащихся противостоять стрессовым ситуациям и уменьшать их последствия. На сегодняшний день учитель начальных классов должен знать всевозможные причины возникновения стресса у младшего школьника, учить, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной и психологической психологии / Г. С. Абрамова. – М.: Издательство: Академия, 1999. – 193 с.
2. Дубровина И. В., Прихожан В.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / И. В Дубровина, В. В. Прихожан. – М.: «Академия», 2001. – 62с.
3. Костина Л.M. Коррекция тревожности методом игровой терапии как условие школьной адаптации первоклассников. Учебное пособие. / Л.M. Костина. – Казань, 2000 г. – 206 с.
4. Лазарус Р. Теория стресса и психологические исследования / Р. Лазарус. – М.: Академия, 1970. – 190 с.
5. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский: Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 260 с.
6. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. – М.: Прогресс, 1982. – 287 с.
7. Цветкова Л.С. Хрестоматия по возрастной психологии / Л.С. Цветкова. – М.: Академия, 2002. – 201 c.
Рекомендуем посмотреть:
Успешность в обучении младших школьников
Психологическая модель стрессоустойчивости педагога
Введение в релаксацию: ревизия основных техник
Психологический тренинг: Стрессоустойчивость. Профилактика краудинг-стресса
Похожие статьи:
Обучение грамоте - как один из основных разделов изучения языка
Использование произведений детских поэтов в воспитательной работе в начальных классах
Методика наблюдения за девиантным поведением младшего школьника
Создание условий для реализации мотивационной деятельности учащихся начальных классов на уроке