Вопросы и задания на формирование логического и образного мышления, смекалку у детей с ограниченными возможностями здоровья" (подготовительная группа)
В данной публикации представлен материал: подборка вопросов на формирование логического и образного мышления, смекалку у детей с ограниченными возможностями здоровья в саду компенсирующего вида. Задания и вопросы подобраны по лексическим темам,с которыми знакомят детей в подготовительной группе. Вопросы заданы в различной формулировке, что позволяет формировать у детей смекалку, понимание причинно - следственных связей, отвечать в свободной форме, рассуждать и доказывать свою точку зрения. Материал полезен для педагогов коррекционного обучения.
Тема: Осень. Осенние месяцы.
- Назови осенние месяцы.
- Назвать какие изменения происходят в природе в сентябре, октябре, ноябре? - Назови месяц, когда начинают опадать листья? - Назови месяц, когда деревья уже стоят голые? – Назови месяц, когда пожухла трава? - Назови месяц, когда озера и другие водоемы покрываются льдом?
- Почему опадают листья с деревьев? - Что происходит с листьями сначала: сохнут и опадают или краснеют, желтеют?
- Почему прячутся насекомые? - Куда прячутся насекомые? – Почему птицы улетают в теплые края? - Как готовятся животные к предстоящей зиме? - Можно осенью слепить снеговика?
Игра "4 лишний" :
сентябрь, октябрь, весна, ноябрь;
ветер, дождь, октябрь, снег;
зима, лужи, осень, лето;
осенний лист, весенняя капель, зимняя вьюга, дом.
Тема: Домашние птицы.
Знать домашних птиц : петух - курица – цыплята, индюк – индюшка – индюшата, гусь – гусыня – гусята, утка – селезень – утята.
- Назови домашних птиц. – Почему они домашние? - По каким признакам индюка, петуха, гуся, утку относим к птицам? - Назови птиц, которые питаются рыбой? - Кто из домашних птиц питается пшеном? - Про какую птицу говорят: толстый, как сундук? - Чем отличаются друг от друга: петух и утка? - Индюк и гусь? (лапы, клюв). - Для чего нужна гусю и утке перепонка на лапках? - Назови птицу, у которой клюв - лопаточкой? - Что ищет петух в земле, когда роет лапкой, когтями? - Назови семью кур? Индюка? Уточки? Гуся? - Зачем человеку нужны домашние птицы? - Какая от них человеку польза? - Как человек ухаживает за домашними птицами? - Где живут домашние птицы? - Назови разницу между курицей и петухом? - Назови общее у утки и гуся? - Чем отличается цыпленок от утенка? - У кого из домашних птиц гребень на голове? - Кто из птиц гогочет? Кукарекает? Крякает? Квохчет? Болбочет? Пищат? - У кого из птиц шпоры на лапках? - Кого называют наседкой? - У кого из птиц есть красная борода? - Кто из птиц имеет перепонки на лапках? - Сравни летающую птицу и самолет.
Игра "4 лишний" :
курица, утка, петух, индюшка; цыпленок, утенок, индюшонок, селезень; гусиное крыло, индюк, утка, петух; гусь, утка, селезень, петух.
Тема: Домашние животные, их детеныши.
Знать домашних животных: корова (бык, теленок), лошадь (конь, жеребенок), свинья (хряк, поросенок), собака (пес, щенок), кошка (кот, котята), овца (баран, ягненок), коза (козел, козлята), кролик (крольчиха, кролики).
- Назови домашних животных? - Почему мы называем их домашними? - По каким признакам мы относим корову, козу и так далее к животным? - Назови животное, у которого есть рога? Копыта? Борода? Грива? Щетинка? - Кого из домашних животных выгоняют весной на пастбище? - Почему осенью не выгоняют животных на пастбище? - Кто из животных любит рыбу? - Кто из домашних животных любит траву? Сено? - Кто из домашних животных полакомится косточкой? - Кто из домашних животных любит молоко? - Чем отличается коза от овцы? - Назови семью коровы? Лошади? Овечки? Козы? Кошки? Собаки? Свиньи? - Сравни козу с овцой, что у них общее, в чем различия? - Чем похожи между собой свинья, корова, овца, лошадь, что – то у них есть одинаковое, что это? (копыта). - Назови «брата» кролика из диких животных? - Кто у домашней кошечки родственники среди диких животных? - На кого из диких животных похожа собака? - Кто «брат» в лесу у свиньи? - Как готовятся к зиме домашние животные? - Как понять пословицу: «Что смотришь, как баран на новые ворота»? - Кто ловит мышей? - Кто охраняет дом? - Кто из животных много спит? - Кто хрюкает? Тявкает? Мяукает? Мычит? Лает? Блеет? - У кого из домашних животных хвост колечком? - Назови самого пушистого животного? - самого зубастого? - Кто из домашних животных гуляет сам по себе? - Продолжи ряд: ягненок - ?, козленок - ? - Может мышка съесть кошку? - Может мальчик кататься на лошади?
Игра "4 лишний" :
корова, коза, кошка, конь (копыта); собака, кошка, кролик, свинья ( щетинка, копыта); лошадь, корова, коза, баран ( грива); грива, ушки, хвостик, овца ( части тела); коза, овца, кот, собака ( борода); лошадь, кошка, свинья, козел ( рога); волк, собака, овечка, корова ( дикое животное).
Тема: Дикие животные и их детеныши.
Знать диких животных : медведь (медведица,медвежата), волк (волчица,волчата), лисица (лис,лисята), заяц (зайчиха, зайчата), рысь (рысята), ежик (ежиха,ежата). Новые животные : бобер (бобриха,бобрята), лось (лосиха, лосята), кабан (кабаниха,кабанята).
- Назови диких животных? - Почему они дикие?
- Чем питаются дикие животные? - Назови животное,которое живет в логове? В норе? - Какое животное роет себе берлогу? - У которого нет дома, живет под любым деревом? Спит в норке, в пенек забирается? Живет в дупле? Назови «брата» зайчишки из домашних животных? - Назови родственников рыси среди других животных? - На кого из домашних животных похож волк? - Почему волк и лиса не делают запасов на зиму? - Кто из диких животных любит воровать мед? - Кто из зверей делает запасы на зиму? - Кто из диких животных носит рога? - У кого из животных есть копыта? - Кто из животных ест желуди? - Как готовятся дикие животные к зиме? (утепляют норы, шерсть гуще, смена цвета шкурки, запасы, спячка).- У кого из животных есть клыки? Щетина? Пушистый хвост? Копыта? - Когти? Рога? - Как понять выражение:«Сколько волка не корми,все равно он в лес смотрит»? - Назови самого крупного животного?- Назови самого трусливого животного? Самого маленького? - Кто носит иголки? - Может ли заяц догнать волка?
Игра "4 лишний":
волк, лиса, медведь, лисий хвост, белка; Волков, Ежов, Медведев, Лев, Лосев; уши, морда, рот, пасть, хвост; логово, нора, дом, дупло, берлога.
Тема: Фрукты.Сад.Овощи.Огород.
Знать фрукты: яблоко, груша, лимон, апельсин, арбуз, банан; новые экзотические фрукты: киви, ананас, гранат. Знать овощи : свекла, картофель, морковь, репа, помидор, огурец; новые: баклажан, тыква, кабачок.
- Назови какие фрукты ты знаешь? - Назови овощи? - Что мы относим к фруктам? - Где они растут? - Что мы относим к овощам? - Где они растут? - Сравни лимон и апельсин? - На каком дереве растут бананы? Яблоки? Груши? Апельсины? Лимоны? Персики? Абрикосы? - Какой фрукт называют «витаминной бомбой»? (киви). - Назови самый большой овощ? (тыква). - Назови овощ фиолетового цвета? (баклажан).- Кожура какого фрукта заваривается, если болит живот? (гранат).- Кожура какого фрукта кладется в шкаф от моли? (апельсин). - Из какого овоща можно сварить варенье? (кабачок).– Какие овощи люди фаршируют? (перец, помидоры).- Для чего нужны овощи и фрукты? - Какой фрукт называют «волосатой картошкой»? - Назови овощ овальной формы? Круглой? - Чем отличаются овощи от фруктов? - Что общего между кабачком и огурцом? - Сравни редис и репу? - Ананас и банан?
Игра "4 лишний:"
яблоко, редис, апельсин, груши; киви, огурец, тыква, редис; помидор, капуста, огурец, кабачок (красный) ; редис, свекла, помидор, огурец ( все круглые, огурец – овальный) ;
кожура, семечки, персик, мякоть. зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленый горох, красный помидор?
Тема: Лес. Садовые ягоды. Цветы.
Называть, узнавать, различать садовые ягоды: малина, крыжовник, черная смородина, красная смородина, виктория; лесные ягоды: земляника, черника, брусника, дикая малина, костяника. Цветы полевые: ромашка, василек; садовые цветы: тюльпаны, анютины глазки, гвоздика, астры, розы, георгины; лесные цветы: ландыш, купавка, подснежники.
-Назови 5 ягод? 5 цветов? - Какие ягоды называются садовыми?(те, что садят люди в огороде) – Какие ягоды называем лесными? (растут сами по себе). - У какой ягоды есть шипы? (малина, крыжовник). - Назови цветок, у которого есть шипы? (роза). - Какую ягоду в лесу любит медведь? (малина). - Каким образом растут ягоды? (кустом).- Почему земляника так названа? (по земле, как бы стелется).- Кто питается ягодами, кроме человека? - Зачем нам нужны цветы, ягоды? - Какая от них польза? - Почему мы должны беречь, охранять цветы, ягоды? - Как нужно вести себя в лесу? - Сравни цветок в горшке и наклеенную аппликацию? - Может ли волк съесть мухомор и не отравиться? А человек?
Игра "4 лишний":
роза, ромашка, тюльпан, подснежник (шипы); гвоздика, роза, подснежник, тюльпан (лесной цветок); брусника, черника, крыжовник, земляника (шипы); малина, брусника, земляника, черника (цвет ягоды); ромашка, виктория, тюльпан, анютины глазки (ягода, среди цветов).
Тема: Перелетные птицы. Знать перелетных птиц:скворец, соловей, грач, ласточка, журавль. Знать водоплавающих птиц: гуси,лебеди, утки.
- Назови перелетных птиц? - Почему они называются перелетными? - Почему птицы вынуждены улетать в теплые края? - Почему ласточки, скворцы, грачи, соловьи, журавли улетают первыми? - Почему гуси, утки, лебеди улетают позже? - Сравни ласточку и лебедя? Журавля и утку? - У какой птички раздвоенный хвостик? - Какой домик назван в честь птицы? - Почему водоплавающие птицы не простывают в воде?- Какая польза от птиц? - Почему нужно охранять птиц? - Что едят водоплавающие птицы? - Что едят перелетные птицы? - Назови птиц, которые имеют перепонки на лапках и лопаточкой клювики? - Назови птицу, которая всех раньше прилетает весной и любит искать червячков на пашне? (грач). – Кто из перелетных птиц любит лягушек? - Назови птенцов перелетных птиц?
Назови части тела птицы? - Может ли червячок или гусеница съесть птичку? – Сравни летающую птицу и самолет?
Игра "4 лишний":
скворец, лебедь, гусь, утка; соловей, скворец, журавль, ласточка (еда); ласточка, журавль, утка, скворец (лапки) ;
крыло, клюв, хвостик, гусь.
Тема: Транспорт,виды транспорта.Правила дорожного движения.
Знать виды транспорта: наземный (машины, поезд, велосипед, мотоцикл); водный ( лодка, катер, пароход, теплоход); воздушный (самолет, вертолет, ракета).
- Какие виды транспорта ты знаешь? Какой пассажирский транспорт ты знаешь? – Какой грузовой транспорт ты знаешь? - Почему машина, велосипед наземный вид транспорта? - Почему вертолет воздушный вид транспорта? - Почему подводная лодка относится к водному виду транспорта? - Какие грузы перевозит грузовой вид транспорта? - Кого перевозит пассажирский вид транспорта? - Кто управляет поездом? Самолетом? – Катером? – Трактором? - Чем отличаются трамвай от троллейбуса? Автобус от « газели»? - Замени на другие слова, похожие по смыслу, слова: водитель, пилот.- Кто проверяет билеты в автобусе? - Кто продает билеты в троллейбусе? - Откуда отправляются автобусы? Поезда? Самолеты? – Где люди приобретают билеты на автобус? - Поезд? - Самолет? – Может ли трехколесный велосипед обогнать поезд?
Игра "4 лишний":
велосипед, самолет, вертолет, воздушный шар; крыло, руль, лодка, педали; водитель, контролер, пассажир, поезд; машина, скутер, мотороллер, мотоцикл; автобус, троллейбус, грузовик, трамвай; трамвай, подъемный кран, самосвал, грузовик; колеса, шины, диски, кузов.
Тема: Квартира, мебель, бытовые приборы.
Знать и различать мебель, бытовые приборы. Знать: многоэтажный дом, дом с печкой, что есть дома с лифтом, балконами.
– Перечисли мебель, которая имеется у вас дома? Бытовые приборы? - На чем мы спим? - Как называются комнаты в вашем доме, в вашей квартире? - Для чего человеку нужен компьютер? - часы? - холодильник? - стиральная машина? - утюг? - радио? - телевизор? - микроволновая печь? - Как нужно пользоваться электроприборами и как за ними ухаживать? - Что нужно делать, если задымил телевизор? - если чувствуешь запах горения? - если чувствуешь запах газа? – если бежит вода из-под ванны или раковины? - Сравни солнце и лампу? - Почему лампа настольная? – Какими бывают часы, если стоят на полу? На столе? Висят на стене? Одеты на руку? - Какие часы чинит часовой мастер?
Игра "4 лишний":
телевизор, холодильник, компьютер, диван;
микроволновая печь, чайник, холодильник, пылесос; кровать, домашний кинотеатр, кресло, шкаф; магнитофон, радио, чайник, транзистор; балкон, лифт, лоджия, забор;
Рекомендуем посмотреть:
Проект в подготовительной группе в детском саду «Удивительный мир часов»
Конспект НОД для детей подготовительной группы с презентацией. Мы модельеры и дизайнеры
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Тема: Вес
Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы в детском саду с презентацией
Похожие статьи:
Тематические дни в подготовительной группе детского сада
Формирование познавательного интереса к математике у старших дошкольников
Воспитание познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста
Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста