Проект "Социально - эмоциональное развитие младших дошкольников"
Обоснование необходимости создания проекта.
Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития младших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Т.А. Маркова, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира.
Уже с момента рождения ребенок является существом социальным, так как любая его потребность не может не быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении его с другими людьми.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Проблема социально – эмоционального развития в научно – педагогической литературе рассматривается как составная часть проблемы социализации ребенка – дошкольника.
Новизна работы по социально – эмоциональному развитию заключается в новом подходе к моделированию воспитательной среды и взаимодействия всех участников образовательного процесса, ориентированном на социально-эмоциональное благополучие ребенка, что является системообразующим фактором целостной воспитательной среды.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Бреслаев Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М., 2009.
2. Веприцкая Ю.Е. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4–6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. – Волгоград: Учитель, 2010.
3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. М., 2008.
4. Дмитриева С. Влияние социальных эмоций на развитие общения детейдошкольного возраста. М., 1997.
5. Князева О. Л. Методическое пособие по социально-эмоциональномуразвитию детей дошкольного возраста. М., 1999.
6. Куражева Н.Ю., И. А. Козлова. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. Санкт-Петербург, «Речь»,2011.
7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М., «Аркти»,2009.
8. Сиротюк А. Как развивать коммуникативные способности – Дошкольноевоспитание, № 6, 2007, стр.6–9.
Внедрение модели педагогической системы социально-эмоционального воспитания и развития дошкольниковI этап:
Психолого – педагогическое сопровождение
Цель: создание условий для социально – эмоционального развития детей 3-7 лет в условиях дошкольного учреждения
Задачи: обеспечить полноценное развитие социально – эмоциональной сферы детей;
развивать психолого- педагогическую компетентность педагогов и родителей;
II этап:
Организация воспитательного процесса социально-эмоционального воспитания и развития.
Задачи: стимулировать уверенность ребенка в себе
научить детей осознанно воспринимать свои и окружающих людей эмоции, чувства и переживания;
развивать социальные навыки.
Модель взаимодействия с семьей по социально – эмоциональному воспитанию и развитию дошкольников
Цель: создание условий для полноценного социально- эмоционального развития и воспитания дошкольников в семье и ДОУ
Задачи:
• Изучить особенности семей и установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Помочь родителям осознать важность их участия в жизни детского сада для воспитания и развития их собственного ребенка
• Заинтересовать и вовлечь родителей в создание условий для полноценного социально- эмоционального воспитания и развития детей в детском саду и семье.
• Повысить психолого- педагогическую компетентность родителей в вопросах социально- эмоционального воспитания и развития ребенка.
• Создать единое пространство воспитания и развития ребенка через использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
• Создать единое пространство развитие ребенка через использование разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников
Внедрение модели педагогической системы социально-эмоционального воспитания и развития дошкольников 3 – 4 лет
I этап: Психолого – педагогическое сопровождение
Цель: создание условий для социально – эмоционального развития детей 3-4 лет в условиях дошкольного учреждения
Задачи:
• обеспечить полноценное развитие социально – эмоциональной сферы детей;
• развивать психолого- педагогическую компетентность педагогов и родителей;
Содержание:
*Организация
диагностики со всеми
участниками
образовательного
процесса (определение
критериев, показателей,
уровней, подбор и
проведение методик);
*изучение психолого-
педагогической
компетенции педагогов
и родителей;
* повышение
профессиональной
квалификации педагогов
*просвещение родителей;
*профилактика социальной
дезадаптации детей;
*коррекция педагогических
воздействий
*экспертиза разработанных
педагогами материалов
по взаимодействию с
детьми и родителями
*анализ условий,
обеспечивающих
социально-эмоциональное развитие и воспитание детей
Средства:
Диагностический
инструментарий
*индивидуальный маршрут ребенка
*подбор и
систематизация
разнообразных форм
работы с педагогами и
родителями по
педагогическому
просвещению и
профилактике
социальной
дезадаптации детей;
*анкеты.
Методы:
*Наблюдения
*диагностические
методики
*опросные листы
(анкетирование
педагогов и
родителей)
*метод экспертной
оценки;
*беседы
*интервьюирование
педагогов, родителей;
*психолого-
педагогический анализ
продуктов детской
деятельности;
*психолого- педагогический анализ
форм работы с детьми;
* моделирование
педагогических
ситуаций и решение
их с педагогами и
родителями
Формы:
*Консультирование
групповое и
индивидуальное
педагогов и
родителей;
*Игры- тренинги
*тренинги
индивидуальные и
подгрупповые с
педагогами;
*деловые игры с
родителями;
*дневник наблюдения
*диагностические
таблицы
*аналитические
справки
*семинары,
семинары-
практикумы
педагогическая
мастерская.
Условия:
*Учет педагогами и
родителями возрастных и
индивидуальных
особенностей развития
ребенка в процессе
воспитания;
*обеспечение
психологического
комфорта ребенка в группе;
*Преобразование
предметно- пространственной среды для
удовлетворения
интересов и потребностей
ребенка в разных видах
деятельности;
*мотивация педагогов и
родителей на
взаимодействие по
социально-
эмоциональному
развитию ребенка;
*научно- методическое
обеспечение (курсовая
подготовка,
консультирование с
руководителем,
самообразование
II этап: Организация воспитательного процесса социально- эмоционального воспитания и развития.
Задачи:
• стимулировать уверенность ребенка в себе
• научить детей осознанно воспринимать свои и окружающих людей эмоции, чувства и переживания;
• развивать социальные навыки.
Содержание:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
2.Перспективно –
тематический
план социально -
эмоционального
развития и
воспитания с детьми
3-4 лет
3.Разработанное
педагогами ДОУ
содержание
тематических
недель «Я и моя
семья», «Неделя
здоровья», «Дарите
людям доброту»,
«Природа и мы»
4.Учебно - методические пособия: «Какой ты?»; «Что тебе нравится?», «Веселые,
грустные», «Как вести себя?», «Мы все разные»,
«С кем ты дружишь?»
Средства:
*Произведения
Художественной литературы,
*Русские
народные
сказки;
пословицы;
*Загадки;
*Аудиозаписи
музыкальных
произведений;
*Видеофильмы
со сказками,
с записями
детских
праздников;
*Сюжетные
картины и
иллюстрации
*Дидактические
пособия;
*Тематические
альбомы
*Летопись группы
*Ленты времени
*Семейные гербы
Методы:
1.Мотивационно –стимулирующие
*наглядные
*словесные
проблемная ситуация
*игровые: дидактическая
игра, воображаемая ситуация в развернутом виде и приемы
2. Методы организационно-
практической деятельности
*наглядные (наблюдения,
демонстрация наглядных
дидактических пособий, и приемы (показ способов действий, образца)
*словесные (рассказ, беседа,
чтение) и приемы: (вопросы., указания, объяснения,
педагогическая оценка) *практические:
*упражнения подражательные,
конструктивные, творческие);
3. Контрольнодиагностические
*наглядные: наблюдения
*словесные: самооценка
*игровые:
контрольно – игровые задания
*практические методы
контроля и самоконтроля:
-контрольно –практические
задания; -самооценка
Формы:
*Игровые занятия;
*занятия
*беседы
*Театрализованные
игры
*Игры путешествия
*Игры – тренинги
*Дидактические
словесные игры
*Подвижные игры
*Праздники и
развлечения
*Экскурсии,
походы
*Виды совместной
и самостоятельной
деятельности
Условия:
1.Психологопедагогические:
*субъект - субъектное
Взаимодействие
*наличие программно-
методического
сопровождения
*наличие дидактического
сопровождения
*Система мониторинга
*взаимодействие с
родителями
*организация предметно-
развивающей среды
*Осуществление личностно-
ориентированного
взаимодействия
субъектов образовательного
процесса
2. Кадровые
*подбор и расстановка
*подготовка (обучение
педагогов)
3.Мотивационные
*материальное и моральное
стимулирование участия
педагогов в
экспериментальной
деятельности
Модель взаимодействия с семьей по социально – эмоциональному воспитанию и развитию дошкольников 3 – 4 лет
Цель: создание условий для полноценного социально- эмоционального развития и воспитания дошкольников в семье и ДОУ
Задачи:
• Изучить особенности семей и установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
• Заинтересовать и вовлечь родителей в создание условий для полноценного социально- эмоционального воспитания и развития детей
• Повысить психолого- педагогическую компетентность родителей в вопросах социально- эмоционального воспитания и развития ребенка.
• Создать единое пространство воспитания и развития ребенка через использование разнообразных форм взаимодействия с семьями
Содержание:
*Информация о ДОУ
*ознакомление с нормативными
документами и локальными актами
*создание условий для жизнедеятельности, сохранения и
укрепления здоровья детей в ДОУ *обсуждение вопросов развития и воспитания детей
*обсуждение проблем воспитания и
развития на заседаниях семейного
клуба «Забота»
*совместное обогащение предметно -
пространственной среды в ДОУ
*участие родителей в
образовательном процессе с детьми
*социологическое исследование по
определению социального статуса и
микроклимата семьи;
*изучение социального заказа и
оценки образовательных услуг;
*психолого- педагогическое
просвещение
Средства:
*Договор с родителями
о сотрудничестве
*Рекомендации о
воспитании и развитии
*Спонсорская помощь
*Видеозаписи
праздников и
развлечений, занятий с
родителями и детьми
*Презентации образовательных услуг
*Рекламные буклеты
*Фотоальбомы и
фотовыставки о жизни
детей в детском саду
Методы:
1.Наглядные
*наблюдение
2.Словесные
*опрос * беседы
*интервьюирование
*моделирование
педагогических
ситуаций и решение их
родителями
3.Практические
*анкетирование
*патронаж
*отзывы родителей
*диагностика
(оценочные листы,
опросник, экспресс
диагностика)
*родительский
самоанализ
(результатов
готовности ребенка к
школе)
*совместное с
ребенком выполнение
какого- либо задания
Условия:
1.Организационные
*собрания групповые; *анкетирование
*инициативные группы по проблемам
2.Информационные *информационные стенды, *ширмы *приглашения *памятки *рекомендации *папки- передвижки
*информационные листовки *стенгазета
*фотовыставки *фоторепортажи
*благодарственные письма и листовки
3.Вовлечение родителей в жизнь детей *совместные с родителями праздники *тематическая неделя «Я и моя семья»
*Конкурс сочинений родителей
«Мой ребенок»
*Семейный проект «Герб семьи»
*совместные занятия
*Совместные интеллектуальные игры
*Домашние задания
*Субботники
*Выставки сотворчества родителей с детьми
4.Просветительские
*консультации групповые и индивидуальные
*папки-передвижки *тематические ширмы
*проблемно-деловые игры, *тренинги
*заседания семейного клуба «Забота»
«*дискуссии *семинары-практикумы
Презентация проекта: участие в городских конкурсах и фестивалях.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка