Конспект по речевому развитию в старшей группе «Помощь Солнышку»
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы
(5–6 лет) по теме: «Развитие речи». Данный материал будет полезен воспитателям старших групп.
Цель: обогащать и активизировать словарный запас посредством участия в словесно-речевых играх
Образовательные задачи:
- совершенствовать навыки коммуникативного общения, словоизменения словообразования;
- упражнять в употреблении уменьшительно – ласкательных суффиксов;
- формировать умения обобщать, классифицировать;
Развивающие задачи:
- развивать диалогическую связную речь, образное представление;
- расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх
Предварительная работа: Словесные игры, дидактические игры, настольно- печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, ФЭМП, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материал: мешочек с картинами, объекты: стеклянная кружка, пластмассовая, железная, деревянный, тканевая. Лучики с заданиями, солнышко.
Ход занятия
Дети заходят и встают в круг
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
Воспитатель: Вот такой замечательный и дружный круг у нас получился. Все готовы приступить к занятию?
(Ответы детей)
Воспитатель: сейчас вы повторяйте за мной.
Са-са-са - Эта хитрая лиса
Су-су-су - И живет она в лесу
Сы-сы-сы - Много дела у лисы
Со-со-со - Она крутит колесо
Воспитатель: Ребята, что это за странный звук? К нам вроде бы пришло электронное письмо, давайте посмотрим, от кого оно?
Это письмо от Солнышка. Обратите внимание, у него в руках конверт. Солнце видимо хочет нам передать какое-то послание. Нужно открыть конверт.
«Здравствуйте ребята, злой волшебник заколдовал мои лучики и мне без них очень плохо. Они мне помогали согревать нашу планету. Лучики можно расколдовать, только после выполнения заданий. Ребята помогите, пожалуйста, мне расколдовать мои лучики».
Воспитатель: Ребята поможем Солнцу расколдовать ее лучики?
Ответы детей
Задание 1. «Назови ласково»
Перед нами Ласковая поляна. Здесь живут очень добрые жители.
Дети становятся в круг. Воспитатель, передавая ребенку мяч, называет слова, а они должны назвать ласково
- пень – пенек;
- мама – мамочка;
- солнце – солнышко;
- рука – ручка;
- собака – собачка;
- сердце – сердечко;
- ветка – веточка
- палка – палочка
- лиса – лисичка
- шар – шарик
- Мяч – мячик.
Прикрепляем первый лучик к Солнышку.
Задание 2. Игра «Скажи наоборот»
- Я вам предлагаю в конце каждой фразы добавить слово противоположное
по значению:
- Скажу я слово «далеко», а ты ответишь
(«близко»)
- Скажу я слово «сильный», а ты ответишь
(«слабый»)
- Скажу я слово «высоко», а ты ответишь
(«низко»)
- Скажу я слово «уронил» — а ты ответишь
(«поднял»)
- Скажу я слово «потерял» — а ты ответишь
(«нашёл»)
- Что скажешь ты на слово «ложь» —
(«правда»)
- И вдруг скажу я слово «друг» —
(«враг»)
- Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты
(«храбрец»)
- Теперь «начало» я скажу, ответьте все
(«конец»).
Прикрепляем второй лучик к Солнышку.
Задание 3. Игра «Подбери существительные с учетом окончания по роду к прилагательным»
Я называю прилагательное слово свежий, а дети фрукт, ветер, хлеб, воздух
Свежая – булка, газета.
Свежее – дыхание, мясо……
Физкультминутка "Девочки и мальчики"
Девочки и мальчики
(руки на пояс)
Прыгают как мячики,
(ритмичные прыжки)
Ножками топают,
(топанье ногами)
Ручками хлопают,
(хлопки в ладоши)
Глазками моргают,
(руки на пояс и ритмичное зажмуривание глаз)
После отдыхают
(руки вниз)
Задание 4. Игра «Назови по признаку»
На столе лежат объекты и признак
Ребята какой этот признак?
(ответ детей - материал)
дети берут и говорят: "Объект, объект, какой ты по материалу?"
Если этот объект железный самолет, то ребенок должен ответить самолет по материалу железный.
Прикрепляем лучик к Солнышку.
Задание 5. Игра «Сколько слогов в слове»
В мешочке лежат картины. Дети вытаскивают по очереди и хлопают столько сколько слогов в слове.
Задание 6. Упражнение «Что лишнее?»
Бинт, банан, бочка, белка.
Заяц, комар, медведь, волк.
Серьги, ожерелье, бусы, кузнечик.
Самолет, машина, корабль, стол.
Воспитатель: Ребята мы выполнили задания и расколдовали лучики. Сейчас мы отправим по почте лучики Солнышку.
Воспитатель отправляет письмо с лучиками, и Солнце говорит слова благодарности:
«Дорогие ребята большое спасибо вам, за то, что помогли расколдовать лучики и вернули мне мои лучики. Сейчас я буду согревать вас еще сильнее своими лучиками. До следующих встреч»
Итог занятия
- А что вам понравилось сегодня больше всего?
(ответы детей)
- Какое задание вам показалось самым трудным?
(ответы детей)
- В какую игру вы бы хотели поиграть в следующий раз?
(ответы детей)
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Тема: «Как зима с весной встречаются»
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием: Зимние забавы
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Ушинский «Лекарство»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Веселые загадки
Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе
Конспект занятия на тему «Взаимоотношения в семье». Старшая группа
Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе