Тема: «Воспитание уважительного отношения к труду с использованием малых фольклорных форм»
Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Задачи: обогащать словарь русскими пословицами и поговорками; учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи; учить логически мыслить, отвечать на вопросы; расширять кругозор детей; формировать позитивное отношение к труду, вызвать желание трудиться, помогать окружающим людям; воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Дети заходят в группу, встают в круг, говорят
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
Ребята, сегодня я вам принесла драгоценный подарок. Он находится в этом сундучке. Как вы думаете, что там лежит?
Прежде, чем я открою сундучок, я хочу спросить, знаете ли вы, что означает слово «мудрость»?
Мудрость – это знания, позволяющие нам принимать правильное решение. Хотели бы вы обладать мудростью? Говорят, мудрость приходит к старости, но уже сейчас, вы можете многое узнать...
Открываем сундучок, а там лежат книги: «Потешки, Загадки и Пословицы»
Вот мое сокровище – народная мудрость. Давным-давно, когда большинство людей жили в деревнях, занимались сельским хозяйством, детских садов не было, маленькие дети воспитывались дома. Они с раннего возраста помогали взрослым, учились делать взрослую работу. А еще взрослые им передавали свои знания. Как они это делали?
Совсем маленьким детям пели потешки. Кто знает, что такое потешки? Это маленькие песенки. Какие они могут быть? От какого слова произошло слово потешки? Потешать, т.е. веселить, радовать. Вы уже взрослые ребята и легко догадаетесь, чему учит эта потешка,
послушайте:
Наша-то хозяюшка
Сметлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка моет языком,
Мышка собирает крошки под окном,
По столу котище лапою скребет,
Половичку курочка веничком метет.
Как вы думаете, чему учит эта потешка? Правильно, помогать и дружно работать, . Кто из Вас помогает старшим? Что вы делаете дома?
А давайте поиграем? Приготовьте свои пальчики!
Всем известная потешка:
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала.
А этому не дала.
Он по воду не ходил,
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил.
Расскажите, что ж случилось, почему последнему не дали угощенья? А что сделали, чтобы получилась каша? Дров нарубили, печку истопили, кашу сварили, а еще и воды надо было с колодца принести и дров в лесу наготовить. Тяжело раньше люди жили!
Помогали людям справиться с тяжелым трудом пословицы и поговорки. Какие вы знаете?
«Долог день до вечера, коли делать нечего». «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». «Кончил дело, гуляй смело».
А что может значить такая поговорка: «Терпение и труд все перетрут»? «Дело мастера боится»?
А сейчас, предлагаю разбиться на пары. Каждой паре задание: собрать пазлы, как можно скорее и догадаться, какая пословица подходит к картинке.
Но раньше не только работали, но и развлекались. Какие развлечения были? Пели, танцевали, небылицы разные друг другу рассказывали.
У нас некоторые ребята знают небылицы, давайте их послушаем. Расскажите нам?
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть –
Тихими шагами –
волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Кот на небо взглянул –
Там землетрясение,
Отчего то кот чихнул –
Завтра воскресенье!
Вот такие небылицы, их существует великое множество, если будет желание, можно будет потом почитать еще.
Ребята, вы любите отгадывать загадки? Загадки развивают смекалку, ну и служат развлечением на досуге. Сыграем в игру? В группе висят картинки с отгадками, а загадки я вам сейчас загадаю. Если верно отгадаете и подойдете к правильной картинке, я скажу «горячо», а неверно, то скажу «холодно», договорились?
Загадки:
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне всё тут да тук.
Очень важный инструмент.
Заготовит дров в момент.
У нее есть зубы:
Остры, а не тупы.
Над нами-
вверх ногами
Ходят – не страшатся,
Никого не боятся.
Сотни лет тем инструментом
Люди всюду роют землю.
Одноглазая старушка
Узоры вышивает,
Весь мир одевает,
Что сошьет – не надевает.
Хохотун Егорка
Взялся за уборку,
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся – чистый пол.
То взад- то вперед,
Ходит, бродит пароход.
Дети собирают картинки, выкладываем в ряд. Дети, внимательно посмотрите, что в этом ряду лишнее? Муха. А почему? Для чего используют эти предметы? Как можно их разделить? Какое общее название может быть у этих предметов?
Сколько всего предметов? Чего больше гвоздей или инструментов?
Молодцы, загадки отгадали, на вопросы правильно ответили.
Давайте заглянем в наш сундучок и посмотрим, может там еще что-нибудь есть?
Есть маска медведя. Какую мы игру знаем про медведя? Сыграем?
Музыкальная подвижная игра «Мишка-медведь»
Ребята, вы сегодня молодцы! Давайте сядем в кружок. Вот вам маленький медвежонок. Расскажите ему, что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.
Мне понравилось… , надеюсь мудрость сегодняшнего занятия вам пригодится. Спасибо всем.
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы. Тема: «Как зима с весной встречаются»
Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с заиканием: Зимние забавы
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ художественного произведения. Ушинский «Лекарство»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Веселые загадки
Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе
Конспект занятия на тему «Взаимоотношения в семье». Старшая группа
Занятие по эмоциональному развитию в старшей группе