Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Опыт работы учителя начальной школы

Формирование навыка чтения с помощью творческих упражнений с опорой на личностно-деятельностный подход
Введение
В настоящее время проблема чтения находится в зоне пристального внимания, активно предпринимаются меры с целью противодействия снижению интереса к чтению, исходя из понимания его роли для развития общества. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки чтения – это основа учения, и все учащиеся в той или иной мере владеют ими. Но насколько хороши эти навыки, позволяют ли они качественно усваивать разнообразные знания?
Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно. Многие учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте.
Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научился читать или плохо умеет это делать, не может успешно приобретать знания и использовать их на практике. Ведь процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу детей, прежде всего работу над книгой. Недостаточное овладение учащимися техникой чтения, а главное умением понять прочитанное, будет сопровождаться серьёзными трудностями в учебной работе, которые могут привести к неуспеваемости.
Проблема обучения чтению в настоящее время вышла за пределы школьной программы. Культура чтения, умение извлекать максимум информации из прочитанного - главные факторы, определяющие успешность развития личности в целом. Именно благодаря чтению правильному, осознанному достигаются цели, поставленные перед начальным образованием:
- освоение младшими школьниками элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие у них познавательных способностей и умений в освоении образовательных программ основной школы;
- формирование основных навыков учебной деятельности;
- формирование творческой личности, имеющей определённый исследовательский потенциал;
Как писал Горецкий В.Г.: "Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил. Мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов" .
Какую бы деятельность школьника мы не затронули, каждая из них базируется на чтении - правильном, осознанном, быстром. Поэтому, овладение учеником начальной школы высокой техникой чтения – важная задача, стоящая перед учителем.
Можно сделать следующие выводы, что овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения с опорой на личностно-деятельностный подход. Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.
Итак, проблема современного школьника заключается в низкой технике чтения, нежелание читать больше. В наш век, век визуальных технологий развивается желание у детей «лучше посмотреть, чем прочитать».
Отсюда следует цель нашей работы - это разработка методики повышения техники чтения учащихся в начальных классах с опорой на личностно-деятельностный подход, развивать интерес к чтению.
Вышесказанное определило следующие задачи
1) Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2) Обосновать эффективность творческих упражнений с опорой на личностно-деятельностный подход, как средства развития техники чтения.
3) Провести экспериментальное исследование по применению творческих упражнений развития техники чтения с опорой на личностно-деятельностный подход, статистически обработать и проанализировать полученные данные в ходе опытно-педагогической работы .
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, эксперимент, наблюдение, беседа, анализ и обработка данных, полученных в результате исследования.
Структура работы включает: введение, теоретический и практический разделы, заключение, список литературы.
Практическая значимость: возможность использования накопленного материала на уроках литературного чтения учителями начальных классов в целях улучшения техники чтения учащихся.
Скачать Формирование навыка чтения с помощью творческих упражнений с опорой на личностно-деятельностный подход

Рекомендуем посмотреть:

Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика" Художественный мир произведения. Содержание понятия

Похожие статьи:

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Воспитательная система в начальной школе по ФГОС | Проект по русскому языку с презентацией, 2 класс
Опубликовано: 2662 дня назад (23 июля 2017)
Просмотров: 3173
+2
Голосов: 2
Татьяна Александровна Гуня # 27 июля 2017 в 15:03 0
Техника, темп чтения, осознание прочитанного – основные составляющие продвижения младшего школьника к образованию вообще, литературному образованию и развитию читательской самостоятельности.
При использовании приведенных упражнений, различных видов работ с опорой на личностно - деятельностный подход процесс совершенствования техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. Упражнения по развитию техники чтения необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки, другим – не терять приобретенные ранее навыки.
Работа хорошая,понятная!Голосую!
Валентина Андреевна Кутырева # 28 июля 2017 в 19:18 0
Спасибо, Татьяна Александровна, за подробный и положительный отзыв. С уважение Кутырева В.А.