Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Обобщение опыта работы учителя химии. Исследовательская деятельность

Обобщение опыта по теме «Моя исследовательская деятельность»
Автор: Гудошникова Елена Владимировна
Место работы: МКОУ лицей пгт Красная Поляна Вятскополянского района
Кировской области
Образование:
Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Государственный педагогический институт им В.И. Ленина
Специальность: химия
Квалификация: учитель химии
Награды:
• Почетная грамота МО РФ «За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников» приказ от 2010 г
Звание: «Ветеран труда».
Педагогический стаж 30 лет
Квалификационная категория: высшая

Исследовательская деятельность – это форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. Главная цель учебно – исследовательской деятельности – образовательный результат, направлена на обучение учащихся. Способствует развитию исследовательского стиля мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей. Только дети, имеющие потребность узнавать новое, способны принимать участие в исследовательской работе. Естественно, что и педагог должен быть сам заинтересован в процессе. Он должен любить детей, иметь желание сотрудничать с ними: удивляться, искать пути решения проблемы, радоваться, огорчаться. В качестве педагога дополнительного образования я занимаюсь учебно - исследовательской деятельностью с 2004 года.
Никакие правила и стереотипы в данном направлении работы не приведут к успеху. Процесс начинается с удивления. Небольшой занимательный опыт или факт приводит к вопросу «почему?». Возникает интерес и желание найти разгадку. Постепенно рамки изведанного расширяются: причины изучены, переходим к следствиям. Зачем нужно было это изучать, пригодятся ли полученные знания в дальнейшей практической деятельности?
Выбор темы работы связан в первую очередь с индивидуальными особенностями учащихся. За основу принимаются имеющиеся знания ребёнка, определяется задача: расширить знания, сделав шаг вперёд. Учащиеся, изучающие основы неорганической химии, привлекаются к учебным исследования в области органической. Выполняют работы качественно, о чём свидетельствуют результаты выступлений на конференциях разного уровня.
Например, в 2005 году ученики 9-го класса, изучающие неорганическую химию, выполняли исследования по темам «Исследование растений на содержание дубильных веществ», «Качественный анализ растений на содержание витамина С», «Качественный анализ растений на содержание маннита». Эти работы по органической химии были достойно представлены на конференциях учащихся. Первая работа заняла 2 место на V1;; Поволжской научной конференции учащихся ( г Казань).
2007 год. Работы девятиклассников: «Удивительный мир красящих веществ», «Определение фруктозы в растениях» - грамоты « За успехи..» V111; Поволжская научная конференция учащихся.
2008год. Работа ученицы 11 класса «Тайны аспирина» - 3 место районная конференция; Грамота « За успехи..» на 1Х Поволжской научной конференции учащихся.
2009 год. Исследования выпускницы «Земля-кормилица» - 1 место районная конференция; Грамота « За успехи..» на Х Поволжской научной конференции учащихся.
2017 год Работа «Выделение кофеина из разных сортов кофе» 9класс-3 место XVI1; районная научно-практическая конференция учащихся; 1 место XII школьная конференция исследовательских работ
2017 год. Работы учениц 11-го класса «Настоящее чудо в таблетках»- 2 место Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Свобода творчества» Диплом победителя ; 2 место XVI районная научно-практическая конференция учащихся; 3 место XII школьная конференция исследовательских работ учащихся;
«Тайны лекарственного препарата» - 3 место II Всероссийская (XVIII Поволжская) научная конференция учащихся им. Н.И.Лобачевского
Учащиеся, овладевшие основами неорганической и органической химии, занимаются исследованиями в области коллоидной или биоорганической химии.
2006 год. Ученицы 11-го класса выполняли работы «Коллоидное состояние веществ – золь. Получение и исследование устойчивости золей», «Коллоидное состояние веществ – гель. Получение и исследование устойчивости гелей». Первая работа заслужила 2 место на V11; Поволжской научной конференции учащихся.
2010 год. Работа десятиклассника «Мир эмульсий» заняла 1 место на межрегиональных научно – исследовательских педчтениях им Николая Савина (Татарстан); Была награждена грамотой « За успехи..» на Х1; Поволжской научной конференции учащихся (г Казань).
Ученики, «немного странные» по мнению окружающих, хорошо включаются в индивидуальную исследовательскую работу. Их работы, как правило, очень глубокие. Любое наблюдаемое явление такие учащиеся объясняют подробно, доходят до «самых корней».
2015 год. Ученик 9 - го класса выполнил работу «Мыльные исследования» /1 место XVI районная научно-практическая конференция учащихся/. Настойчиво варил мыло в школьной лаборатории, все неудачные попытки объяснил с научной точки зрения. Юный исследователь погрузился в мир физики: изучил поверхностное натяжение, явление интерференции.
Ошибочно думать, что исследовательская деятельность возможно только со старшеклассниками. Ею хорошо занимаются и ученики среднего звена. Тактика в данном случае другая. В 2015 году пятиклассники выполняли небольшие практические задания по темам: «Изучение температурного режима в школе», « Плотность», « Живая вода». Оформление работ не планировалось. Во внеурочное время с заинтересованными ребятами учились работать с физическими приборами (ареометром, весами, барометром, термометром) и лабораторной посудой. Практиковались в построении графиков, используя ИКТ, пробовали сравнивать, обобщать. Вся практика была выполнена на хорошем уровне. Подумали: « А может попробуем оформить результаты в виде исследовательских работ?». Сразу встала проблема: оформление, где действуют определённые правила и приемы, пятиклассникам не под силу.
Решение вопроса было найдено на следующий учебный год: ученики 11го класса, имеющие опыт выступления на конференциях, стали консультантами для малышей. Такой симбиоз дал прекрасный результат: 1, 2, 3 места на ХV районной научно-практической конференции учащихся.
Совместные действия со старшеклассниками благоприятно повлияли на дальнейшие исследования. На следующий год группа уже семиклассников самостоятельно выполнила и оформила работу «Исследование свойств осадочной горной породы – глины». Работа была представлена на школьном и районном уровнях, заняв призовые места. А уже будучи восьмиклассниками сделали и защитили работу «Молоко-это здорово!»
Наиболее подготовленные ученики занимаются работой широкого спектра. В 2012 г выполнены работы по темам: «Комплексное исследование озера Лесное», «Комплексное изучение старичного озера Бутылка», « Чудо озеро». Интегрированные исследования озер показали, полученные в школе знания, широко применяются в практической деятельности человека. Одна из работ стала призером областной научно-исследовательской конференции юных исследователей окружающей среды в номинации «Человек и природа». Все работы стали призерами школьной VIII научно-практической конференции.
Сложная работа по краскам «Мы живём на радуге…», выполненная ученицей 10- го класса, потребовала знаний органической, неорганической химии и химии вмс. Исследования были высоко оценены на разных уровнях: 2 место XII школьная конференция исследовательских работ; 3 место открытый конкурс научно-исследовательских работ учащихся и студентов фармацевтических, медико - фармацевтических и медицинских колледжей (Пермская фармакадемия).
Надо отметить, что занятия исследовательской деятельностью – «заразительный» процесс. Ученики вновь и вновь обращаются к подобной работе.
Например. В 2005 году ученица, изучающая дубильные вещества, в 2006 году исследовала и получала эфирные масла. В 2009 году ученик, выполнивший работу «Удивительный мир селитр», погрузился в «Мир эмульсий».
За 13 лет работы в данном направлении моими учениками выполнено больше 50 учебных исследований разной тематики. Каждый год работы становятся призёрам школьной, районной конференций. Отмечены работы и на Всероссийском уровне.
Занятия учебной исследовательской деятельностью способствуют получению глубоких знаний по предмету, расширяют кругозор, повышают культурный уровень. Использование электронной презентации для представления работы способствует развитию информационной и коммуникативной культуры. Ребёнок – исследователь чувствует уверенность в своих силах и возможностях. Проблем с выбором будущей профессии у таких учащихся, как правило, не возникает. Три мои исследователя закончили химический факультет Казанского Федерального Университета. Работают по профессии «химик». Более 20 закончили химико – технологический, медицинский ВУЗы. Есть выпускники, получающие специальности: учитель химии, учитель биологии. В институтах они продолжают заниматься исследованиями, из учебных исследования переросли в научные. Результатами последних являются курсовые работы, дипломы, диссертации.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по химии для 8 класса Конспект урока химии 9 класс. Кислородные соединения углерода Кроссворд с ответами по анатомии для учащихся 8 класса Создание авторских учебных пособий по химии

Похожие статьи:

Конспект интегрированного урока по ОБЖ и химии в 11 классе

Методическая разработка урока химии 9 класс

Конспект урока химии для 9 класса

Конспект урока химии для 10 класса по теме «Изучение метанола и этанола»

Практические работы по химии 9 класс

План - конспект вводного урока химии c презентацией, 8 класс. Предмет и задачи химии | Конспект урока химии с презентацией, 9 класс. Водородные соединения неметаллов
Опубликовано: 1750 дней назад (31 июля 2017)
Просмотров: 1667
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Татьяна Геннадьевна Серегина # 31 июля 2017 в 17:29 +1
Интересно. Молодец. Голос!!!
Валентина Михайловна Скрипникова # 1 августа 2017 в 08:08 +1
свою просьбу включить вас в число участников вы пишите в конце страницы где конкурс!
Валентина Михайловна Скрипникова # 1 августа 2017 в 08:09 +1
заходите в гости!
Наталия Викторовна Кичкинева # 1 августа 2017 в 14:22 +1
Интересная информация. Хоть и не по моей специализация, но при этом заинтересованность ей не измена.