Логопедическое занятие для старших дошкольников ДОУ
Занятие рассчитано на детей дошкольного возраста, и включает в себя не только использование коррекционных игр, направленных на воспитание у детей чёткой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом. В это занятие так же включены игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия. Содержание занятия составлено с учётом ведущей деятельности дошкольников.
Тема «Звук [б]»
Коррекционно-образовательные цели. Закрепление правильного произношения звука [б]. Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Деление слов на слоги.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического восприятия, внимания, речевого дыхания, общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, самостоятельности, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Оборудование: предметные картинки на звук [б], ленточки синего цвета и массажные мячики по количеству детей, магнитофон, CD диск, игрушка собаки, «волшебный» цветок, наклейки для каждого ребёнка.
Ход
1. Организационный момент (дети стоят в кругу).
Приветствие. Дети передают друг другу «волшебный» цветок и приветствуют друг друга: «здравствуй, умная Алина», «здравствуй, добрый Ярослав» и т.д.
Самомассаж лица и шеи (выполняется под музыкальную композицию Эдварда Грига «Утро»).
Мы теплом своих ладошек (Растираем ладони.)
Расслабляем всё лицо, (Проводим ладонями перед лицом.)
А потом, учась у кошек, (Поглаживаем лицо сверху вниз
Книзу делаем кольцо. справа и слева.)
Лобик гладим, разминаем, (Поглаживаем и разминаем лоб.)
Брови щиплем, а потом (Пощипываем брови.)
Мы на щёчки убегаем – (Переходим пальцами на щёки.)
Их погладим, разомнём. (Поглаживаем и разминаем щёки.)
Пощипаем, пощипаем (Пощипываем щёки.)
И по кругу их помнём, (Делаем круговое разминание щёк.)
А потом понажимаем (Нажимаем пальцами на мышцы щёк.)
И немножко потрясём. (Легко потряхиваем щёки пальцами.)
Как из краника водичка, (Поглаживаем носогубные складки
Мы стекаем прямо вниз, сверху вниз.)
Кружит пёрышка частичку (Делаем спиралевидные движения вниз
Ветра юного каприз. по носогубным складкам.)
Губку верхнюю погладим (Поглаживаем верхнюю губу.)
И пощиплем, и помнём. (Пощипываем и разминаем верхнюю губу.)
И на нижнюю уходим – (Поглаживаем нижнюю губу.)
Тоже щиплем, тоже мнём. (Пощипываем и разминаем нижнюю губу.)
А потом их сложим вместе, (Соединяем вытянутые вперёд губы.)
Чтобы обе пощипать, (Разминаем обе губы.)
И затем на этом месте
Будем пальцами стучать. (Делаем пальцевый душ для губ.)
Губки гладим. Под губами (Поглаживаем губы.)
Начинаем разминать. (Разминаем подбородок.)
Подбородок нам бы с вами (Перетираем подбородок между пальцами.)
Оттянуть и постучать. (Поколачиваем пальцами.)
И щипаем прямо к мочкам, (Пощипываем нижнюю челюсть.)
А потом ладонью всей (Поглаживаем шею сверху вниз раскрытой
Вниз по шее – с проволочкой – ладонью с отставленным большим
Мы стекаем, как ручей. пальцем.)
Упражнение на развитие речевого дыхания.
Подняться на носки – вдох носом, опуститься – выдох ртом.
Логопед: Вдохнём всё хорошее – радость, здоровье; выдохнем всё плохое – грусть, злость.
Дети проходят за парты.
2. Введение в тему. Выставляется игрушка собаки.
Логопед: К нам в гости пришёл Буська. Он хочет с нами изучать звуки. Какой первый звук в кличке Буська? (Звук [б]).
Произнесение, характеристика звука [б]: артикуляция (при произнесении звука [б] губы крепко сжимаются, язык спокойно лежит во рту, воздушная струя быстрая).
Логопед: Звук [б] гласный или согласный?
Дети: Согласный, его нельзя пропеть, протянуть.
Логопед: Приложите руку к горлышку и определите, как мы произносим звук [б] – с голосом или без голоса?
Дети: С голосом, значит, звук [б] звонкий.
Логопед: Загибайте пальчики и повторите, какой звук [б].
Дети: Согласный, звонкий.
Логопед: Кружком какого цвета мы обозначим звук [б]?
Дети: Синего.
3. Игра «Помаши ленточкой».
Логопед раздаёт детям ленточки.
Логопед: Возьмите в руки ленточки. Помашите ими, как только услышите звук [б]:
- среди ряда звуков: б, н, п, б, м…
- среди слогов: ба, ма, но, бо, бы, ну, во, бы …
- среди слов: банан,булка, окно, банка….
Логопед: Молодцы! Вы были внимательными.
Логопед убирает ленточки.
4. Отбор картинок на звук [б]
Логопед: Буська принёс картинки и просит ему помочь выбрать картинки со звуком [б].
Дети по очереди подходят к логопеду, выбирают картинки.
5. Физминутка «У жирафа пятна» (включается CD диск).
Движения выполняются в соответствии с текстом.
6. Деление слов на части
Логопед: Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Давайте поможем Буське определить, сколько частей в названиях картинок. (Дети отхлопывают слова).
7. Знакомство с буквой Б.
Логопед: Пришла пора познакомиться с буквой, которая обозначает звук [б].
Б – большая бочка с краном,
Пьём из бочки утром рано. (В. Ковшиков)
На что ещё похожа буква Б?
8. Игра «Не спеши, не торопись, говори – не ошибись»
Логопед: А теперь поиграем в игру «Не спеши, не торопись, говори – не ошибись».
Бы-бы-бы – на поляне есть дубы.
Бу-бу-бу – сидит дятел на дубу.
(Дети повторяют хором, по рядам).
9. Игра с массажными мячиками «Ёжик»
Логопед: Буська предлагает нам поиграть с массажными мячиками, которые похожи на ёжиков.
Ёжик, ёжик, шар колючий,
До чего же ты живучий!
Я качу тебя, качу –
Всё раскрыть тебя хочу. (Катаем мячик в руках.)
Ёж иголки завернул (Обхватываем мячик поочерёдно ладонями.)
И, наверное, заснул.
Положу тебя – поспи,
Сил на зиму накопи. (Собираем мячики в корзинку.)
10. Игра «Доскажи словечко»
Логопед: В игре «Доскажи словечко» нужно добавить слово!
На земле и под водой Из карманов у Аркашки
Ищет ключик золотой, Вечно сыплются бу…(мажки)
Всюду нос суёт он длинный
Кто же это? (Буратино)
На ветке не птичка –
Зверёк – невеличка.
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это? (Белка)
11. Подбор слов со звуком [б]
Логопед: Ну а сейчас давайте подарим Буське слова, которые начинаются со звука [б]. (Дети передают «волшебный» цветок и называют слова).
12. Итог
Логопед: С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Назовите игры, которые вам понравились.
- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, помогли Буське.
Логопед дарит детям наклейки на тетради.
Использованная литература
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 160 с.
2. Крупенчук О.И. Комплексная методика коррекции нарушений слоговой структуры слова. – СПб.: Литера, 2013. – 96 с.
3. Крупенчук О.И. Графомоторные задания для левшей // Логопед. – 2012. – № 6. – С. 95-103.
4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2007. – 704 с.
5.Пятибратова Н.В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 112 с.
6. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с
общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и
воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 77 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»