Повышение качества образования дошкольников: проблемы и пути решения
Проблема качества образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растёт, отмечается дефицит дошкольных образовательных учреждений. Мест в дошкольных образовательных учреждениях не хватает. Потребность ДОУ в квалифицированных педагогических кадрах. В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья, «дети с особыми образовательными потребностями» не должны быть изолированы в социуме, отсюда необходимость инклюзивного образования. Меняются особенности социокультурной среды современного общества - это поликультурность, многонациональность, полиэтничность. Необходимо искать новые технологии воспитание и развитие детей, в том числе и у детей, недостаточно владеющих русским языком. В настоящее время меняется социальный заказ родителей, их требования к услугам, предоставляемым дошкольными учреждениями. Если в течение многих десятилетий охрана здоровья и присмотр за детьми для многих родителей рассматривались как основные направления работы детских садов, то сегодня все больше требований предъявляется к образовательным программам основного и дополнительного образования.
Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учётом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.
Качество образования — результат деятельности дошкольного учреждения.
Понятие «качество образовательного процесса» характеризуется по-разному с точки зрения каждого его участника:
Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме. Качество образования связано с климатом в группе и уровнем организации жизнедеятельности детско-взрослого коллектива.
Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:
- обучение без утомления;
- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
- успешность обучения;
- поддержание желания учиться;
- обеспечение возможности поступления в престижную школу;
Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ и родителями воспитанников. Для педагогов качество означает наличие качественного образовательного плана, методических материалов и развивающей предметно-пространственной среды ДОО, соответствующей требованиям ФГОС ДО.
Для – руководителя – это:
- высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ОУ;
- сохранение здоровья детей;
- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;
- успешность деятельности педагогов и детей;
- полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.
Для общества качество связано с теми ценностными ориентациями, и более широко — ценностями воспитанников, которые найдут свое выражение, например, в социализации и последующей учебной деятельности.
Говоря о новом качестве образования, стоит поговорить о личности педагога, и его профессиональной компетентности.
Движущей силой развития ДУ становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все это характеризует творческого педагога.
Во многом высокое качество обеспечивается не только качеством персонала, реализующего деятельность образовательной организации, но и наличием материальных ресурсов, а также качеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий.
Важнейшим инструментом, обеспечивающим качество дошкольного образования, является образовательная программа и методическое обеспечение. Один из путей достижения решения качества дошкольного образования - интеграция. Только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор и проявлять свои интересы и творческие способности.
В детском саду осуществляются все режимные моменты и встраивают в них содержание программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание дошкольного образования осуществляется по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Содержание образовательных областей охватывает все виды детской деятельности.
Качество образования зависит от развития предметно-развивающей среды, обогащение и наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.
Организовать предметно- развивающую среду следует так, чтобы были задействованы все виды деятельности. Создать развивающую среду, отвечающую всем современным требованиям, повышения качества образования, повысить имидж ДОУ невозможно без помощи родителей. Но как привлечь в образовательный процесс родителей? Для этого нужно искать новые формы и методы работы с родителями (это круглые столы, участие в конкурсах, соревнованиях, помощь воспитателю в различных видах деятельности). Влияние семьи является частью процесса качества образования.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный» дефицит, они подвержены стрессам, а детские стрессы – это следствие дефицита положительных эмоций у ребенка и отрицательной обстановки в семье и т. д.
Поэтому одной из задач, стоящих перед педагогами, является сохранение всех аспектов здоровья детей в процессе воспитания и обучения, использование здоровьесберегающих образовательных технологий. С целью сохранения физического и психического здоровья дошкольников следует обеспечить психологический комфорт ребенка. В дошкольном детстве эта составляющая определяет качество образования в целом. Так как именно "благополучный" ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми.
Основных показателей качества дошкольного образования два: уровень готовности выпускников детского сада к обучению в школе и уровень здоровья воспитанников.
Современный подход к решению проблемы качества дошкольного образования в нашем ДОУ.
Один из путей достижения решения качества дошкольного образования - интеграция. Воспитатели в нашем детском саду осуществляют все режимные моменты и встраивают в них содержание программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание дошкольного образования осуществляется по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Содержание образовательных областей охватывает все виды детской деятельности. Общая цель каждого воспитателя- способствовать всестороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон.
Качество дошкольного образования – качество жизни каждого ребенка в детском саду. Эта проблема нерешенная до настоящего времени. На сегодняшний день система дошкольного образования воспринимается как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию. По ФГОС дошкольное образование является первой ступенью образования.
В нашем детском саду выбрана и ведется работа по примерной общеобразовательной программы дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/ «"От рождения до школы"», также введены дополнительные образовательные услуги по подготовке детей к школе, обучению английскому языку, обучению ритмике, рисованию, обучению лепки из соленого теста и т. д.
Влияющим фактором на качество дошкольного образования является то, что в детском саду набран штат воспитателей с высшим педагогическим образованием, имеющим первую квалификационную категорию.
Воспитатели постоянно работают над самообразованием, участвуют в конкурсах. В учреждение также работают все необходимые специалисты: учитель- логопед, педагог по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, медработник. Все специалисты сотрудничают между собой во благо здоровья, развития и образования детей.
Состояние предметно-развивающей среды также является современным подходом к решению проблем качества дошкольного образования. В детском саду постоянно пополняется и совершенствуется развивающая среда. Наличие развивающих игр и игрушек согласно возрастным особенностям.
Влияние семьи также является частью процесса качества образования. Большая работа ведется с родителями воспитанников, это круглые столы, конкурсы, соревнования, проведение мероприятий, в которых принимают активное участие родители вместе с детьми.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка