Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий праздника о народном искусстве для детей начальной школы

Праздник в начальной школе. Чудеса народного искусства
Автор: Обухова Нина Фёдоровна, учитель МБОУ «Гридасовская СОШ» Обоянского района, Курской области.
Описание: мероприятие направлено на развитие чувства красоты, творческих способностей, интереса к истории и культуре своего народа. Предназначено для детей дошкольного и школьного возраста. Может проводится как внеклассное мероприятие, а также во время школьных каникул. Данный материал могут использовать в своей работе учителя-предметники, классные руководители, старшие вожатые, а также воспитатели дошкольных учреждений.

Цель: духовно-нравственное воспитание детей, формирование у них познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным искусством.
Задачи:
1. Развивать интерес к народному искусству.
2. Формировать представления об особенностях русского народного творчества.
3. Воспитывать любовь и чувство интереса к истокам народного творчества, уважение к работам народных мастеров.
Оборудование: компьютер, изделия народных промыслов России, открытки, репродукции.
Ход мероприятия:
Ведущая: сегодня подивиться на искусство добрых рук мастеров можно и на нашем празднике. Представим себе, что мы отправились в музей. В нашем «музее» вы видите на стенах яркие росписи, глиняные и деревянные игрушки, предметы народных мастеров.
Один из таких предметов я держу в руках. (Показывает большую хохломскую чашу).

Что это? (ответы детей).
Чем отличается эта чаша от обыкновенной посуды?
Дети: (предположительный ответ). Она как золотая. Украшена цветами, травами.
Ведущая: правильно. Она золотая. Золотая Хохлома- яркое, самобытное явление русского народного декоративно-прикладного искусства. Этот традиционный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю.
(Тихо звучит народная мелодия. Появляется «Экскурсовод». Ведущая передает ему хохломскую чашу).
Экскурсовод: Ребята, я рассказу вам сказку о том, как впервые появилась такая посуда.
В давние времена жил в Москве мастер-живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Мастер любил свое ремесло, но больше всего он любил вольную жизнь и однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе обычную избу, а переступишь через порог-глаз отвести нельзя от мебели да от посуды. Как будто солнце поселилось в избе мастера. Знал он, как из простой деревянной посуды сделать праздничную. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным вареным маслом и ставил в печку. От жара масло желтело, а олово сквозь него становилось похоже на золото. Слава о мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди полюбоваться его мастерством. Многие селились рядом с ним. Дошла слава мастера и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца.
Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Живописец исчез, но мастерство осталось. Подхватили его односельчане, стали всем продавать красивую расписную посуду.
Ведущая: а местом продажи являлось село Хохлома. И вся посуда стала называться хохломской. Деревянная посуда была распространена на Руси с давних времен: деревянную ложку или миску можно было увидеть на столе у боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатого вотчинника и в царском обиходе.


Много хохломских вещей продавалось на ярмарках.
(Появляются веселые скоморохи).
1-й Скоморох: Ярмарку - начинаем, гостей приглашаем!
2-й Скоморох: Собирайся - ка, народ,
У нас ярмарка идет.
А на ярмарке что есть,
Вам всего не перечесть.
3-й Скоморох: Мы ребята озорные
Мы ребята удалые!
Всех на Ярмарку зовем,
Мы игрушки продаем!
Скоморохи ходят между рядами детей и показывают народные игрушки.

Ведущая: Ребята, а вы знаете, что такое игрушка?
Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Они создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином, который работал один или в содружестве с членами своей семьи в отдаленных, оторванных от торговых центров селах или деревнях.
Вошли они в нашу жизнь еще с 10 века.
Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки с озорным и веселым названием «Свистунья». Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы. Существуют филимоновские свистульки, дымковские и каргопольские игрушки.
Ребята, а вы знаете, когда впервые появились глиняные игрушки?
Дети:
Экскурсовод: я вам сейчас расскажу. Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки.
В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.
Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Лепили их женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время- большей частью зимой и весной до покосов.
Яркая, жизнерадостная, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.
Различаются они по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. А вообще их лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Появляется Петрушка:
Здравствуйте, ребята!
Узнаете меня?
Я веселая народная игрушка,
А зовут меня…..(Петрушка).
Петрушка: Я самый веселый на свете, за это и нравлюсь я детям. Я пришел к вам не один, а привел своих друзей. А где же они?
Ведущая: не волнуйся, Петрушка, они давно уже пришли, и сейчас мы познакомим их с ребятами.
Петрушка: а пусть ребята сами отгадают, кто пришел со мной. Отгадайте загадку:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Дети: матрешка.
Ведущая: правильно (показывает матрешку).
Выполнена эта кукла мастерами из Сергиева Посада. Но она необычная. Как вы думаете, почему?
Дети: (приблизительный ответ) в ней прячется несколько кукол.
Петрушка: (раскрывает матрешку и выставляет все куклы)
Вот Дашка, Машка, Наташка,
Три штучки в одной кучке.

Ведущая: где впервые появилась матрешка, вам расскажет наш Экскурсовод.
Экскурсовод: первая матрешка была милой, простой девочкой в русском народном костюме.
По сравнению с другими игрушками, деревянная расписная куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст, так как самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет.
Прообразом матрешки могли послужить «писанки» - деревянные, расписные пасхальные яйца. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее.

В России деревянная расписная кукла появилась в XIX веке. В это время стал активно возрастать интерес к русской культуре и искусству. Возникло целое художественное направление «Русский стиль». Одним из первых центров по возрождению русской культуры стал Мамонтовский кружок.
Савва Иванович Мамонтов (1841 – 1918гг.), крупный российский промышленник, покровитель и знаток искусств, собрал вокруг себя группу видных русских художников. Среди них были И.Е. Репин, М.М. Антокольский, В.М. Васнецов, М.А. Врубель и другие. В подмосковной усадьбе Мамонтова «Абрамцево» были созданы художественные мастерские, в которых производились и коллекционировались предметы народного искусства, в том числе игрушки. Для возрождения и развития традиций этой игрушки в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». В этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы.
Ведущая: Петрушка, расскажи ребятам, как рождается матрешка.
Петрушка: сначала токарь из дерева вытачивает плавную, округлую форму (показывает заготовку), а затем художник её расписывает.
Сейчас учитель изобразительного искусства ( называет И.О. преподавателя) продемонстрирует, как это делается. Народная мудрость гласит, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Учитель ИЗО: (вынимает образцы поэтапной росписи матрешки) для моей работы требуются гуашевые краски, беличьи кисти и деревянные заготовки.
(Затем из зала желающие ребята совместно и под руководством учителя ИЗО под тихую народную мелодию раскрашивают куклы).
Учитель ИЗО: работы готовы. А чтобы краска не пачкала руки и блестела, я потом покрою все матрешки лаком.

Ведущая: спасибо вам всем за то, что вы на практике показали, как можно расписать матрешку.
Петрушка: а я знаю об этих красивых куклах стихотворение:
Все они Матрешеньки,
Все они милешеньки.
Все с аленькими щечками
Под пестрыми платочками.
Нарядные, пригожие,
Чуть на меня похожие.
( Появляются скоморохи, играющие на балалайках «Светит месяц, светит ясный»).
Ведущая: на ярмарках часто звучала музыка. Ребята, кто из вас знает, как называются инструменты, на которых играли наши музыканты?
Дети: балалайки.

Ведущая: правильно.
Скоморох: Балалайка я- игрунья.
Развеселая певунья.
Просто я устроена-
Из дощечек скроена,
Три струны, да три угла-
Вот и все дела.
Ведущая: балалайка – традиционный музыкальный инструмент, ставший символом русской культуры. Под неё можно танцевать, петь песни и частушки. Сейчас балалайка входит в состав большинства оркестров народных музыкальных инструментов.
Экскурсовод: первое упоминание о балалайке в письменных источниках относится к 1688 году. В 17 веке балалайка была инструментом скоморохов. Во времена царствования Алексея Михайловича народным инструментам была объявлена настоящая война. По указу царя надлежало собрать и сжечь домры, балалайки, гусли и рожки. После смерти царя борьба с народными инструментами прекратилась, а балалайка получила распространение в крестьянской среде. Навыки игры на ней передавались от отца к сыну. Под неё люди плясали и пели. В конце 20 века этот инструмент потерял свою былую популярность.
Ведущая: к счастью, в последнее время балалайка стала вновь набирать популярность в молодежной среде. Это связано с появлением интереса к своим корням, к истории и культуре своего народа, в том числе и музыкальной.
(В зале появляется школьный фольклорный ансамбль «Соловушка» в русских народных костюмах. Звучит песня «Посею лебеду»).
Посею лебеду.
Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,
По зеленым по дубравушкам,
По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,
Со удалым добрым молодцем,
Со удалым добрым молодцем.

Раздушечка, казак молодой,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?

Ведущая: ребята, вы заметили, что наши девочки из фольклорного ансамбля были в красивых расписных платках?

Что вы можете о них рассказать?
Дети:
Экскурсовод: я помогу вам, ребята. Это павлопосадские платки.

Их история начинается с конца 17 века. Благодаря российским мастерам, этот головной убор известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки, кроме эстетической ценности, обладают также широчайшим практическим применением.
Впервые о Павлово-Посадской фабрике (Московская область) по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Изначально платок представлял собой элемент национального костюма, его надевали по случаю праздника или торжества или, наоборот, в печали (недаром фабрики производили платки для разных житейских ситуаций).
Со временем павловопосадские платки получили более широкое применение: сегодня они являются любимым головным убором и украшением многих модниц, его носят в повседневной жизни, в любое время года. Павловопосадские платки и по сей день считаются самыми красивыми, качественными и шикарными. Для многих женщин — это лучший подарок.
Петрушка: а сейчас я проведу викторину:
1.Продолжи фразу:
- хохломская….(посуда);
- со своим (самоваром) в Тулу не ездят;
- оренбургский…(пуховый платок);
- дымковская…(игрушка);
- вологодское…(кружево);
-жостовский …(поднос).
2. Отгадай: эта роспись на белом фарфоре- синее небо, синее море, синь васильков, колокольчиков звонких, синие птицы на веточках тонких (гжель).
3. Как по-другому можно назвать мелкое ручное производство? (ремесло).
4. Как называется сырье для получения дёгтя путем сухой перегонки, которое также используется для выделки посуды, корзин, для обшивки речных лодок? (береста)
5. Как называется самобытный вид русского народного искусства- декоративная роспись деревянных изделий? ( хохлома).
6. Кто самый популярный герой богородской игрушки? (медведь).
Молодцы, ребята! (Петрушка раздает ребятам, ответившим правильно, памятные сувениры).
Ведущая: вот и подошел к концу наш праздник и экскурсия по «музею». Надеемся, что вам очень понравилось, и вы уйдете с багажом знаний о народном искусстве. Конечно, мы ещё не все вам рассказали и показали, но это значит, что наша встреча продолжится в следующий раз.
Экскурсовод:
Времена теперь другие.
Как и мысли и дела.
Далеко ушла Россия, от страны, какой была.
Умный, сильный наш народ.
Свою землю бережет.
А преданья старины забывать мы не должны.
Слава русской старине- слава нашей стороне!
Ведущая, Экскурсовод, Петрушка: (все вместе) До свидания! До новой встречи!

(Праздник может иметь и вторую часть, в которой проводятся народные детские игры).

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника в начальной школе "О спорт, ты - мир" Семейный праздник в коррекционной школе. Сценарий Праздник чая в начальной школе. Сценарий Семейный фольклорный праздник для младших школьников. Сценарий

Похожие статьи:

Конспект классного часа в начальной школе. Моя семья

Праздник прощания с учебным годом. Сценарий

Юмористические сценки для детей начальной школы

День лицея. Сценарий для начальной школы

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Народные промыслы России

Участник №11 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2018 года
Экологический проект на тему: Насекомые, 8 класс
Опубликовано: 2137 дней назад (23 мая 2018)
Просмотров: 7013
+3
Голосов: 3
Мария Анатольевна Блинова # 24 мая 2018 в 15:13 0
Формирование у них познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным искусством.
Голос.
Нина Федоровна Обухова # 25 мая 2018 в 09:26 +1
Здравствуйте, Мария Анатольевна! Спасибо за комментарий.