Проект по развитию речи в детском саду в подготовительной группе "Мы - маленькие сказочники"
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ТНР МОУ «Бендерский детский сад №9» город Бендеры
Описание: Предлагаю ознакомиться с педагогическим проектом «Мы – маленькие сказочники». Этот проект будет интересен для воспитателей, педагогов начальной школы. Участники данного проекта – дошкольники с ОВЗ первого года обучения.
Назначение: реализация с дошкольниками 6-7 лет в ДОУ
Тип проекта: творческо – познавательный, групповой, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: декабрь 2018 г. – февраль 2019 г.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы №7 «Звоночки» МОУ «Бендерский детский сад №9».
Руководитель проекта: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель.
Актуальность: Сегодняшние дошкольники совершенно не любят и не хотят читать. Всевозможные гаджиты, компьютер поглощают ребенка, удерживая его внимание и заполняя его жизнь и душу. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Бедность словарного запаса, неумение грамотно формулировать свои высказывания, трудности, при объяснении простых объектов и явлений, ограниченное общение дома со взрослыми, малое знакомство с книгами – вот то, что сегодня тревожит педагогов.
Несомненно, что в первую очередь в наше непростое время проблеме развития речи и словотворчества дошкольников необходимо уделять особое внимание. В этом нам помогают наши любимые, знакомые и незнакомые сказки. Эта поистине огромная сокровищница опыта, словаря, культуры, традиций помогает дошкольникам в освоении богатейшего языкового наследия русского народа. Дошкольники очень любят сказки, сюжеты их захватывают, очаровывают, через них они познают окружающий мир, взаимоотношения между людьми, решаются вопросы уважения к друзьям, взрослым. Самое главное, что именно сказка способствует развитию дошкольников, приобщая их к истокам и традициям своего народа.
Детские сочиненные сказки, несомненно способствуют развитию словотворчества, расширяют представления о сюжете, главных героях, о том, что есть у сказки зачин (начало), середина, в которой разворачивается сам сюжет и окончание (концовка), где можно выразить то, для чего эта сказка придумана. Все это способствует развитию речи дошкольников, особенно с ОВЗ и их успешной подготовке к школе.
В этом творческо – познавательном проекте дошкольники самостоятельно сочинили новогоднюю сказку с полюбившимися им сказочными персонажами.
Проблема: недостаточно развит словарный запас, неумение высказывать свои мысли и грамотно строить предложения, развивать сюжет сказки, используя фантазию и творчество – вот над этим мы и работали с дошкольниками.
Цель проекта: Формирование желания самостоятельно придумать свою новогоднюю сказку, используя знакомые персонажи.
Задачи проектной деятельности:
1. Помочь развитию словарного запаса дошкольников, обращая внимание на различные авторские зимние и новогодние сказки.
2. Сформировать желание самостоятельно придумать героев, сюжет, зачин и концовку своей новогодней сказки.
3.Способствовать словотворчеству дошкольников, посредством выстраивания сюжетной линии в новогодней сказке.
4.Предложить рекомендации родителям по расширению словарного запаса дошкольников и развитию словотворчества.
5.Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Обеспечение проектной деятельности:
- методическое: подбор различных авторских зимних и новогодних сказок;
- материально – техническое: ноутбук, проектор, презентации о русских народных сказках, о творческих рисунках своей новогодней сказки.
Предполагаемые результаты:
- расширение представлений дошкольников о средствах выразительности, используемых в сказках, их построении и сюжетной линии;
- развитие желания самостоятельно сочинить новогоднюю сказку, используя знакомые персонажи.
- формирование словотворчества при сочинении новогодней сказки;
- обогащение представлений родителей о детском словотворчестве и его результатах в сказках;
-вовлечение детей, родителей в совместную деятельность по знакомству со сказками, осознание ценности и значимости совместного творчества детей и родителей;
-создание атмосферы эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Презентация проекта: выступление педагога Павловой В.В. на педсовете в ДОО
Методы проекта: беседы, НОД «Авторские зимние и новогодние сказки», квест по новогодним сказкам, совместная продуктивная деятельность.
Продукт проектной деятельности: создание детской книги «Наши новогодние сказки»
Практическая значимость исследования:
- обобщены представления дошкольников об авторских зимних и новогодних сказках;
- составлены каждым воспитанником свои новогодние сказки.
- составлен сценарий квеста «Новогодние сказки»
- систематизированы новогодние сказки воспитанников;
-предложены консультации по приобщению дошкольников к словотворчеству и сочинению сказок для родителей
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: (декабрь 2018)
Работа с детьми:
- Обсуждение тематики проекта
- Знакомство с авторскими новогодними и зимними сказками
- Участие в международном творческом интернет – конкурсе для детей и педагогов «Новогодняя карусель»
- Работа с родителями:
- Анкетирование родителей
- Обсуждение целей, задач и путей реализации проекта
Работа педагога:
- Подбор авторских новогодних и зимних сказок для воспитанников;
- Разработка плана проекта
- Анализ предметно – развивающей среды и необходимых условий для реализации проекта
- Подбор иллюстративного и литературного материалов для реализации проекта
Практический этап: (январь 2019 – февраль 2019)
Работа с детьми:
- Знакомство дошкольников с зимними и новогодними сказками и экскурсия в библиотеку
Русские народные сказки:
«Морозко», «Зимовье зверей», «По щучьему веленью», «Как лиса волку шубу шила», «Два Мороза», «Лисичка-сестричка и волк», «Про Королька, про Зиму, про Орла и про Королевского сына» (французская)
Авторские сказки:
Г. X. Андерсен "Ёлка", Г. X. Андерсен "Снежная королева", Г. X. Андерсен "Снеговик", Братья Гримм "Бабушка Метелица", П.Бажов «Серебряное копытце», Ю.Яковлев «Умка», В.Одоевский «Мороз Иванович», В.Сутеев «Ёлка», Э.Успенский «Зима в Простоквашино», С.Маршак «12 месяцев», Спиридон Вангели «Приключения Гугуцэ», Павлова В.В. «Сказка Как Разбойники хотели украсть Новый год и что из этого вышло…»
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/novogodnii-detektiv-dlja-detei-6-7-let.html, Павлова В. В. «Сказка о новогодних традициях разных стран для старших дошкольников»
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/novogodnja-skazka-puteshestvie-dlja-starshih-doshkolnikov-5-7-let.html, Павлова В.В. «Новогодняя сказка для старших дошкольников 5-7 лет»
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/novogodnja-skazka-dlja-starshih-doshkolnikov-5-7-let.html, Павлова В. В. «Зимняя сказка для старших дошкольников 5-7 лет. Три брата»
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/zimnja-skazka-dlja-starshih-doshkolnikov-5-7-let-tri-brata.html, Павлова В.В. «Сказка о Гугуцэ и брате Зиме»
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/zimnja-skazka-dlja-doshkolnikov.html
- Просмотр презентации «Авторские зимние и новогодние сказки»
-
Новогодние сказки, сочиненные дошкольниками:
Сказка «Новогодние приключения пиратов» - Горбачев Сергей;
Сказка « Весёлый праздник» - Оксани Константин;
Сказка « Ёлочка и Дед Мороз» - Бундуки Артем;
Сказка « Снеговик – помощник» - Капитальчук Кирилл;
Сказка « Новогодние мечты» - Панина Арина;
Сказка «Дед Мороз и Снежный король» - Стефанко Константин;
Сказка «Приключения Метелицы» - Василиян Офелия
Сказка « Путешествие Снеговика» - Диденко Максим
Сказка «Путешествие Деда Мороза в Африку» - Костишин Кирилл
Сказка «Новогоднее путешествие Незнайки и Кнопочки» - Чернаев Илья
Сказка «Новогодние приключения мальчика Егора» - Ботнарь Дмитрий
- Дидактические игры о русских народных и зимних сказках, творческие игры.
- Изобразительная деятельность, сюжетное рисование по своим зимним и новогодним сказкам
- НОД «Зимние и новогодние сказки»; НОД по развитию речи «Рассказываем свои новогодние и зимние сказки»
- Квест для детей старших дошкольников «Новогодние приключения по сказкам»
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog69554/kvest-dlja-doshkolnikov-podgotovitelnoi-grupy-tema-novogodnie-skazki.html
- Выставка детских работ «Мы рисуем иллюстрации к новогодним сказкам»
Работа с родителями:
- Проведение бесед «Приобщение детей к чтению сказок о зиме и Новом Годе», «Наши любимые зимние сказки»
- Проведение консультаций «Как приобщить ребенка к чтению дома?», «Сочинение сказок о зиме и Новом Годе это интересно»
- Рекомендации по развитию словотворчества и сочинению своей сказки о зиме.
- Привлечение к обогащению и пополнению развивающей среды группы
Оснащение развивающей образовательной среды:
- Пополнение уголка книги зимними и новогодними сказками различных авторов
- Оформление книги «Наши новогодние сказки»
Заключительный (февраль 2019)
- Викторина «Наши новогодние сказки»
- Итоговое анкетирование родителей.
- Создание совместно с детьми книги «Наши новогодние сказки»
- Анализ и обобщение результатов деятельности
Реализация проекта:
При ознакомлении дошкольников с зимними сказками, увидели, что детских сказок о зиме и Новом годе воспитанники практически не знают, тем более не могут передать содержание сказки. Поэтому мы решили обогатить познания дошкольников по этому вопросу и предложить дошкольникам самим побывать в роли таких сказочников.
Объектом нашего творчества стали авторские детские новогодние сказки, собрав которые. Мы решили сделать книгу «Наши новогодние сказки»
Почему именно зимние и новогодние сказки стали
объектом нашего проекта:
- Детям всегда интересны сказки, их сюжет захватывает и увлекает.
- Дети слушали с огромным интересом короткие русские народные сказки, авторские сказки о зиме и новом годе. Герои этих сказок знакомы детям и им было очень интересно не только послушать знакомые сказки, но и придумать свои, проявив фантазию и творчество.
- Дошкольники запомнили, что для того, чтобы получилась сказка, ее необходимо правильно задумать, а потом можно изобразить и героев сказки.
- Героев своих новогодних сказок дошкольники могут изобразить при помощи сюжетного рисования, выполнять работы в различных техниках, используя краски или карандаши
Результаты реализации проекта:
Дошкольники узнали очень много интересного о зимних и новогодних авторских сказках, повысился их познавательный интерес, обогатился словарный запас.
Дошкольники закрепили умения и навыки при работе с цветными карандашами, отображали своих героев сказок в сюжетных иллюстрациях.
При поддержке родителей пополнили уголок книги зимними и новогодними сказками, а так же сделали свою книгу «Наши новогодние сказки»
Опыт работы над проектом «Мы – маленькие сказочники» был представлен на педагогическом совете в ОДО.
Оценка эффективности реализации проекта:
Создали в группе условия для приобщения дошкольников к ознакомлению с авторскими зимними и новогодними сказками и к сочинению своих сказок посредством игровой и художественной деятельности. Детям очень понравилось сочинять такие сказки, в которых главные герои, как и они сами попадают в различные ситуации и с ними происходят приключения. Дошкольники изобразили героев своих сказок и создали книгу «Наши новогодние сказки». Родители тоже познакомились с детским словотворчеством и увидели, как их дети смогли сами изобразить героев собственных сказок.
Рассматривая работу над проектом и анализируя ее, пришли к выводу о том, что данное направление в работе актуально и дает положительные результаты.
Литература:
Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе детского сада».
Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи в подготовительной группе»
Рекомендуем посмотреть:
Индивидуальный проект по сказкам для ребёнка подготовительной группы
Проект для детей средней группы. Тема: Сказки
Детско-родительский проект в старшей группе детского сада "Под грибом! По сказкам В. Сутеева"
Проект по сказкам для детей средней группы в детском саду