Роль общения в формировании личности
Введение
Общение, по мнению многих отечественных психологов, довольно многогранное понятие, поэтому невозможно дать ему исчерпывающее определение.
Ядром общения Л.С. Выготский прежде всего считал посыл мыслей, переживаний, главным процессом которого выступает взаимопонимание (Л.С. Рубинштейн). Общение можно рассматривать и как информационный процесс, и как взаимоотношения людей, и как процесс их взаимосвязи, сопереживания и взаимопонимания друг друга.
Общение может происходить в ходе какой-либо деятельности или быть самостоятельным видом деятельности «чистое общение» (Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев). Г.М Андреева в своих работах показала зависимость общения от совместной деятельности. Общение влияет на результаты совместных действий. Она подчеркивает, что общение и деятельность - понятия, не сводимые друг к другу, однако напрямую влияют друг на друга.
С.Л. Рубинштейн считал, что люди открываются друг другу через отношения. Наше отношение к другому человеку предполагает и его отношение к нам. Из этого следует сделать вывод, предмет и цель общения – это партнер, результатом взаимодействия становится уровень взаимопонимания, сопереживания.
Понятие и виды общения
Общение – это вид деятельности, направленный на обмен информацией между людьми для установления между ними взаимопонимания, добрых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния друг на друга.
Общение бывает:
- непосредственным (в прямых контактах друг с другом)
- опосредствованным (прямых контактов нет)
- вербальным (предполагает усвоение языка, по коммуникативным возможностям превосходит все формы невербального общения, хотя и не может его полностью заменить)
- невербальным (не используется звуковая речь, общение с помощью жестов, мимики, пантомимики, телесные, сенсорные контакты).
Роль общения в психологическом развитии человека
Общение играет огромную роль в становлении и развитии личности. Через общение формируется разумное и культурное поведение человека.
Включенность человека в биологические, экологические, социальные системы определяет сложность детерминант и потенциалов индивидуального развития. Потенциалы развития включают в себя: индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, с помощью деятельности человека преобразуются в сочетание потенциалов личностного развития. Если с рождения человека лишить общения с людьми, он никогда не станет цивилизованным, культурно-нравственным гражданином, он только внешне будет напоминать человека, оставаясь внутри животным. Это описано во многих литературных источниках, человек, лишенный долгое время общения с себе подобными, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее, остается биологическим существом в своем психическом развитии.
Для психического развития ребенка огромное значение имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает с помощью общения, так как вплоть до начала обучения в образовательных центрах, а точнее до наступления подросткового возраста, он не способен к самообразованию и самовоспитанию.
Техника и приемы общения
Когда говорят о развитости у человека навыков общения, прежде всего имеют в виду технику и средства общения.
Техника общения – это способы настройки человека на общение с людьми, а приемы – это средства общения, которые предпочитает человек, включая вербальный и невербальный способ.
Применяемые на практике техника и приемы общения зависят от возрастных особенностей. У детей они отличаются от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и ровесниками иначе, чем это делают ученики старшей школы. Приемы и техника пожилых людей значительно отличаются от общения молодых.
Дети более импульсивны и непосредственны в общении, чаще всего они используют невербальные средства, а общение имеет более эмоциональный характер. С возрастом общение становится более взвешенным, вербальным, размеренным. Обратная связь совершенствуется.
Профессиональность общения проявляется на этапе выбора тона высказывания и в специфических реакциях на отношение партнера по общению. Актеры применяют в основном игровой стиль общения, из–за частого исполнения различных ролей они продолжают «играть» в человеческих отношениях. Учителя и руководители чаще используют высокомерный, менторский тон. Врачи, особенно психотерапевты, используют в общении с людьми повышенное внимание и сочувствие.
Развитие общения
Основные этапы развития общения у человека до поступления в школу
1. 2-3месяца. Основное средство – примитивная мимика и элементарная жестикуляция
2. 2-3 месяца до 8-10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств.
3. 8-10 месяцев до 1.5 года. Переход к использованию языка как средства общения
4. 1.5 до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности игры
5. 3 до 6-7 лет. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.
С поступлением в школу у ребенка ускоряется интеллектуальный и личностный рост, содержание общения углубляется, совершенствуются его цели и средства.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка