Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рекомендации учителя-логопеда для семейного чтения художественных произведений со старшими дошкольниками

Рекомендации учителя-логопеда для семейного чтения художественных произведений с дошкольниками
Подготовительная к школе группа
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей и их родителей знаниями, но и сближает всех членов семьи, устанавливает более близкие внутрисемейные контакты. Чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений:
• Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека.
• Побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопросы.
• Семейное чтение дает детям возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное.
• После чтения предлагаемых сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода.
• Чтение сказок позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они не слышат в детском саду, ни во дворе: это такие понятия как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.
В старшем и подготовительном к школе возрасте полезно будет чтение произведений следующих авторов: С.В. Михалкова, А.Л. Барто, А.С. Пушкина, К.И. Чуковского.

Несколько интересных упражнений после прочтения художественных произведений
Тема: «МЫ ЧИТАЕМ. С. В. МИХАЛКОВ»
1. Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ».
Цель: развитие слухового внимания, памяти, сообразительности.
В коридоре смех и топот, ...... В коридоре гул речей.
В кабинете — дядя Степа ...... На осмотре... (у врачей). («Дядя Степа»)
Вы послушайте, ребята, ...... Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята — ...... Их по счету ровно... (пять).(«Котята»)
Мы щенка в воде и мыле ...... Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его ...... Не оставим... (одного). («Трезор»)
Мы едем, едем, едем ...... В далекие края,
Хорошие соседи, ...... Счастливые... (друзья). («Песенка друзей»)

2. Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель: развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы.
Из каких стихотворений эти строчки?
Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая —
Вот компания какая!
(«Песенка друзей»)
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора.
И поэтому щенок перепортил все, что мог. («Трезор»)
Трусы и рубашка
Лежат на песке.
Упрямец плывет
По опасной реке. («Фома»)

Хороши у нас котята —
Раз, Два, Три, Четыре, Пять.
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать. («Котята»)

3. Игры на развитие мелкой моторики (динамическая пауза)
Игра «Просыпался горох»
Цель игры: формирование захвата.
Ход игры: собрать со стола горох.

Игра «Золушка»
Ход игры: собрать бусины в банку.
Тема: «МЫ ЧИТАЕМ. А. Л. БАРТО»
1. Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель: развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы.
С большим серебряным мешком стоит осыпанный... (снежком).
(«В защиту Деда Мороза»)
Я почти не спорил с дедом, не вертелся за обедом,
Я «спасибо» говорил, всех за все... (благодарил). («Снегирь»)
Расту и в дождик, и в мороз. Уже я маму... (перерос). («Я расту»)
Вы меня разденьте сами, я устала, не могу,
Я вам завтра... (помогу). («Помощница»)
Спать пора! Уснул бычок, лег в коробку... (на бочок). («Слон»)

2. Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ».
Цель: развитие слухового внимания, памяти, сообразительности.
Из каких стихотворений эти строчки?
Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла. («Помощница»)
Ярко-розовая грудка, два блестящие крыла.
Я не мог ни на минутку оторваться от стекла. («Снегирь»)
Уложили Таню спать, плачет ревушка опять:
— Ой, не буду спать я! Ой, наденьте платье. («Девочка-ревушка»)
Я на солнышке лежала, руки кверху держала.
Вот они и загорели. («Девочка чумазая»)
Целый день поет щегол в клетке на окошке.
Третий год ему пошел, а он боится кошки. («Машенька»)
И вдруг я вижу — Входит дед, он с бородой, в тулуп одет.
Тулуп до самых пят. Он говорит: А елка где? А дети разве спят?(«В защиту Деда Мороза»)

3. Логическая игра: «Хорошо–плохо»
- Что зимой хорошо? А что плохо?
(Варианты ответов ребенка по каждому времени года).

4. Весенние месяцы.
Ход игры: Выберите из них месяц, в котором два согласных звонких мягких.
(Ребенок называет АПРЕЛЬ, пишет слово на листе, звуковой анализ слова обозначается разным цветом).

5. Заучивание стихотворения «Вовка – добрая душа»
Шла вчера я по садовой, так бала удивлена
Паренёк белоголовый закричал мне из окна:
- С добрым утром! С добрым утром!
Я спросила – это мне? – улыбнулся он в окне,
Закричал ещё кому-то: - С добрым утром! С добрым утром!
Малышам и взрослым людям паренёк махал рукой,
С ним теперь знакомы будем: это Вовка есть такой
Тема: «МЫ ЧИТАЕМ А.С. ПУШКИН»
1. Логопедические пятиминутки.
Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель: развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы.
Из каких сказок Пушкина эти строчки?
В синем небе звезды блещут.
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет. («Сказка о царе Салтане...»)
Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло. («Сказка о мертвой царевне...»)
Вот пошел он к синему морю; видит — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку... («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка
Золотого петушка. («Сказка о золотом петушке»)

2. Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ».
Цель: развитие слухового внимания, памяти, сообразительности.
Его за руку взяла и в шатер свой... (увела).
И в глазах у всей столицы петушок спорхнул... (со спицы).
(«Сказка о золотом петушке»)
Весть царевну в глушь лесную и, связав ее, живую
Под сосной оставить там на съедение... (волкам).
В руки яблочко взяла, к алым губкам... (поднесла). («Сказка о мертвой царевне...»)
Остров на море лежит, град на острове... (стоит).
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный... (дом).
(«Сказка о царе Салтане...»)
С первого щелка прыгнул поп... (до потолка).
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

3. «Что сначала, что потом»
Разложить картинки по порядку событий, происходящих в сказках «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане».

4. Блиц – опрос:
- В каких сказках действия происходят у моря?
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Вот пошел он к синему морю;
Видит, - море слегка разыгралось.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
- С какими словами царица обращалась к зеркальцу?
(«свет, мой зеркальце, скажи…»)
- Что кричал Петушок сидя на спице? («Кири – ку – ку, царствуй лежа на боку»)
- Как старуха бранила старика? («Дурачина ты, простофиля)
- Зачем ходил поп на базар? («Посмотреть кой – какого товара»)

5. Кто лучше знает сказки?
Кто больше вспомнит из сказок?
• Назови всех животных в сказках А.С.Пушкина?
• Назови чудеса, которые были в сказках? (Царь- лебедь, Белочка с золотыми скорлупками, Золотая рыбка, Золотой петушок, Волшебное зеркальце)
• В каких ещё сказках встречается число 7? («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»,
• Сколько превращений было с князем Гвидоном? (3 раза - комар, муха, шмель.)
• Назови сказочных героев, которые живут у Лукоморья?
(Ответ: 10 - кот ученый, леший, русалка, тридцать три богатыря, королевич, колдун, царевна, бурый волк, Баба-Яга, Кащей).
Тема: «МЫ ЧИТАЕМ. К.И. ЧУКОВСКИЙ»
1. Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Цель: Развитие слухового внимания, памяти, чувства рифмы.
И рыщут по дороге слоны и носороги
И говорят сердито: «Что ж нету... (Айболита)!». («Айболит»)
Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник и качает... (головой). («Мойдодыр»)
Загляни-ка ты в кадушку — и увидишь там... (лягушку). («Федорино горе»)
Ехали медведи на... (велосипеде). («Тараканище»)
Прибегали два курчонка, поливали... (из бочонка). («Путаница»)

2. Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ».
Цель: Развитие слухового внимания, памяти, сообразительности.
Из каких сказок К. И. Чуковского эти строки?
И горы встают перед ним на пути, и он по горам начинает ползти.
А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи. («Айболит»)
А посуда вперед и вперед по полям, по болотам идет.
И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу». («Федорино горе»)
И сидят и дрожат под кусточками,
За болотными прячутся кочками. (« Тараканище»)
Солнце по небу гуляло и за тучу забежало.
Глянул заинька в окно, стало заиньке темно. («Краденое солнце»)
Свинки замяукали: Мяу, мяу! кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали: Ква, ква, ква! курочки закрякали: Кря, кря, кря! («Путаница»)

3. Загадки-вопросы
1. От кого была прислана телеграмма Доктору Айболиту? (от Гиппопотама)
2. Кто победил тараканище? (воробей)
3. Что принесли мухе блошки? (сапожки)
4. Почему детям нельзя ходить одним в Африку? (там Бармалей)
5. Как звали бабушку, от которой убежала посуда? (Федора)
6. Что проглотил крокодил? (солнце, мочалку)
7. Куда провалился бегемот? (в болото)
8. Кто спас Муху-Цокотуху? (комар)
9. На чем ехали раки? (на хромой собаке)
10. Кто ехал задом наперед? (кот)
11. Что просили прислать мартышки? (книжки)
12. Кто потушил море? (бабочка)
13. Что ускакало от грязнули, как лягушка (подушка)
14. Что ставил Доктор Айболит больным зверятам? (градусники)

4. «Чьи это вещи?»
1. Любимое лакомство крокодила (Галоша).
2. Крокодил проглотил (Мочалка).
3. То, чем угощали бабочку (Варенье).
4. Чем лечил Доктор Айболит бегимотиков (Шоколад).
5. На чем ехали комарики (Воздушные шарики).

5. Угадай героя сказки.
Он лечил всех зверей. (Айболит)
Разбойник, из-за которого чуть не сгорел Айболит. (Бармалей)
Она нашла денежку и купила самовар. (Муха-Цокотуха)
Он проглотил солнце. (Крокодил)
Бабушка, которая не ухаживала за своей посудой. (Федора)
Он просил шоколад для сыночка. (Слон)
Рыжий и усатый, страшный великан. (Таракан)
Кривоногий и хромой умывальник. (Мойдодыр)
Он спас Муху-Цокотуху. (Комар)

6. Знаю сказку - не одну, рассказать её могу.
Ребенок пересказывает любимую сказку К.И. Чуковского.

Лучшему пониманию содержания произведения, усвоению выразительных средств языка способствует многократное чтение. Короткие тексты можно повторять сразу после первичного прочтения. Для произведений большего объёма
требуется некоторое время на осмысление, а затем перечитываются отдельные, особо значимые части. Напомнить детям содержание материала можно и спустя какое-то время (2–3 недели), коротенькие же стихи, потешки, рассказы лучше повторять часто (например, на прогулке, в ходе режимных моментов). Обычно ребята любят по много раз слушать полюбившиеся сказки, просят рассказать их еще и еще раз.

Рекомендуем посмотреть:

Экскурсия в библиотеку с дошкольниками Из опыта работы воспитателя детского сада Неделя детской книги в младшей группе Конспект итогового игрового занятия для детей подготовительной группы

Похожие статьи:

Лепренс де Бомон «Красавица и Чудовище»

Гауф «Карлик Нос»

Эдвард Лир «Четыре чудных человечка»

Несбит «Звериная книга»

Анна Валенберг «Подарок тролля»

Речевые игры дома. Консультация для родителей
Опубликовано: 1720 дней назад (8 апреля 2020)
Просмотров: 1091
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!