Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте на тему "Звук [а], буква А"
Данный материал будет полезен учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, родителям; рассчитан для детей 5-7 лет.
Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.
Задачи:
- знакомить детей со звуком [а], его характеристикой:
- давать понятие о местонахождении звука в слове (начало слова);
- познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;
- познакомить с отличием звука от буквы;
- развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие;
- развивать артикуляционную, мелкую моторику;
- учить выделять звук из ряда гласных звуков.
Ход занятия
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, у нас сегодня в гостях попугай по имени Арчи. Он приготовил для вас задание:
Послушайте и назовите первый звук в словах:
автобус, антенна, арбуз, акробат.
- Правильно, слышится звук [а]. Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.
- Представьте себе картинку: плачет ребенок. Какой звук он произносит, когда плачет? (звук [а])
- Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].
2. Уточнение артикуляции звука.
- Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука [а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук [а]. Молодцы.
- Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать.
3. Игра «Поймай звук»
- Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши: а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.
4. Игра «Длинный – короткий»
У меня есть две полоски: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.
5. Пальчиковая гимнастика.
- Пришло время немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.
Мы делили апельсин.
(Разламывают воображаемый апельсин.)
Много нас,
(Показывают 10 пальцев.)
А он один.
(Показывают один палец.)
Эта долька – для ежа.
(Загибают по одному пальчику,
Эта долька — для стрижа.
начиная с большого на левой руке.)
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура.
(Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас – беда!!!
(Сжимают кулаки и прижимают к груди.)
Разбегайтесь – кто куда!
(«Бегут» пальцами по столу.)
6. Работа на раздаточных листах.
- Ребята, Арчи принес для вас листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].
- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].
7. Знакомство с буквой А.
- Ребята, посмотрите, что у меня изображено. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
- Найдите букву А на своем листочке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
- Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом.
- Послушайте правило отличия звука от буквы: звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.
- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
- Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.
Итог занятия.
- Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (попугай Арчи)
- Назовите первый звук в его имени А – а – Арчи (звук [а])
- Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].
- А с какой буквой мы познакомились? А.
- Каким цветом обозначается звук [а]? красным.
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
- Давайте попрощаемся с попугаем Арчи.
- Наше занятие окончено.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Рыбы
Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе
Похожие статьи:
Конспект занятия – путешествия на тему «Школа» в подготовительной группе
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе
Сценарий логопедического мероприятия с родителями в нетрадиционной форме в подготовительной группе детского сада
Сценарий логопедической игры в подготовительной группе детского сада