Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Имя города, села, посёлка
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Имя города, села, посёлка»
Автор: Чернышова Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ "Краснообская СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов" Новосибирского района. Описание:
Урок на тему «Имя города, села, посёлка» предназначен для 2 класса по программе «Перспективная начальная школа». Данный урок является первым в разделе «В родном краю». Целью данного урока является пробудить интерес учащихся к изучению Родины, родного края, родного уголка через изучение истории происхождения названий городов. Материал можно использовать и по другим УМК, и для подготовки к исследовательской деятельности. Тип урока: открытие нового знания.
Данный урок построен с учетом принципов системно-деятельностного подхода. Методы обучения: проблемный, поисковый. Тема: Имя города, села, посёлка Цель: создать условия для усвоения учащимися основных путей происхождения населенных пунктов России (некоторых городов России, посёлка, где живут Маша и Миша, родного села, города); Задачи:
1) образовательные:
- познакомить с историей возникновения некоторых городов России, Алтайского края, родного города или посёлка; познакомить с историей возникновения названий некоторых промыслов в России, художественными промыслами Алтайского края;
2) развивающие:
- развивать мышление, речь, внимание; интерес к изучению родной страны;
3) воспитывать патриотизм, любовь к малой Родине. УУД, формируемые на уроке:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; умение выстраивать конструктивное сотрудничество.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; умение использовать знако-символические средства учебника. Оборудование:
1) О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова «Окружающий мир : 2 кл. – М. 6 Академкнига/ Учебник, 2018. – Ч 2.
2) Федотова О. Н. и др. Хрестоматия : 2 кл. – М. 6 Академкнига/ Учебник, 2018.
3) О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова Окружающий мир : 2 кл. : Тетрадь для самостоятельной работы №2 – М. 6 Академкнига/ Учебник, 2018. – Ч 2.
Ход
1. Мотивация деятельности
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки.
Вправо, влево потянитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Обучающиеся занимают свои места.
Утром солнышко проснулось,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой, на урок возьмем с собой.
Будет он нас согревать, на уроке помогать.
- Улыбнитесь своему партнеру, посмотрите в глаза и мысленно пожелайте успешной работы. Я вам также желаю успеха. А какие качества помогут добиться успеха? (Взаимопомощь, умение слушать, активная работа)
2. Актуализация знаний
Начнем урок с загадки:
Нас не было - оно было,
нас не будет - оно будет;
никто ни у кого его не видел,
а у каждого оно есть.
Послушайте: Саша, Катя, Коля, Настя
- Без чего на свете нельзя обойтись? Что радует слух лучше любой музыки? Конечно же, собственное имя. Зачем вам Имя?
Интересно, что означает твое имя?
А кто уже знает? А если не знаете, то прочитайте.
Чтение о происхождении имени
(У каждого обучающегося на столе лежит запись с происхождением его имени.)
Интересно ли было узнать о происхождении своего имени?
А что же такое имя? (ответы)
Вы посылали письмо в школьный клуб «Мы и окружающий мир». Что указывали после имени? отправителя и имени получателя?
– Что вы перечислили?
- Действительно, любой населённый пункт имеет название, имя.
Работа по хрестоматии с. 129 «Какой город самый лучший» по Ф. Кривину.
Работа в паре Текст для анализа:
Каждый город кому-нибудь дорог. Даже самый маленький, самый неприметный городок. И для его жителей он, конечно, самый лучший, самый любимый, хотя он, может быть, вовсе не лучший, далеко не лучший из городов.
Но когда в нём подольше поживёшь, когда его поближе узнаешь, он привяжет тебя так крепко, что ты никогда не сможешь себя от него отвязать. И где бы ты после него ни жил, ты уже не сможешь забыть этот город, для кого-то, возможно, и ничем не приметный, а для тебя — самый лучший из городов.
На свете нет нелюбимых городов. Никому не нужных, никому не интересных городов. Прочитай слово Г О Р О Д с другой стороны, и ты поймешь, что каждый город кому-нибудь Д О Р О Г.
- Прочитайте текст в паре и расскажите, какой город самый лучший.
- Городов на Земле очень много, самых разных. Для тех, кто в нём живёт, он самый лучший, самый любимый. Попробуй, прочитай слово ГОРОД с другой стороны! Ты поймёшь, что каждый город кому-нибудь ДОРОГ.
Прочитайте на экране названия городов и сёл. Проблемный вопрос:
- Как же появились названия этих населенных пунктов? Обсудите в паре со своим партнером.
Учащиеся затрудняются ответить или делают предположения, которые учитель фиксирует на доске.
3. Целеполагание
- Чему будем учиться на уроке? Поставьте цели на урок для себя. (Узнаем о происхождении названий населенных пунктов России, села Мирного, в котором живут Маша и Миша, села Первомайского, города Бийска) 4. Открытие новых знаний (работа в группах)
1 группа работает с текстом из книги Ю. Крутогорова «Петр I» Группа 1
Задание: Прочитайте текст, определите, как возникло название города Санкт-Петербурга.
Отрывок из книги Ю. Крутогорова «Петр I»:
«А было это так... Петр выкопал ров, вложил в него валун, прикрыл его гранитовой плитой с выгравированной надписью: "От воплощения Иисусу Христа 1703 года, 16 мая, основан царствующий град Санкт-Петербург Великим Государем и Великим князем Петром Алексеевичем, самодержавием России". Строить дома, мосты и дворцы почитали за честь лучшие архитекторы из других стран. Город строился на болотах, на мхах и топях. Ни один город на Руси не возводился с такими страданиями и лишениями со стороны строителей. В слякоть, в пургу и мороз проживали строители города в сырых землянках. Много, очень много народа погибло от непосильного труда, холода и голода. Но и сам Петр I себя не щадил: плотничал, столярничал, токарил...»
Группа 2
Задание: прочитайте тексты и определите, как образовались названия городов Барнаул, Бийск.
Барнаул
Город расположен на левом берегу Оби, в месте впадения в нее реки Барнаулки. До начала XVIII века на месте современного Барнаула находилась небольшая деревенька, названная по месту ее географического положения Усть-Барнаульской (то есть находящейся в устье реки Барнаулки). В 30-е годы XVIII века на месте деревни вырос поселок, название его изменилось на Барнаул, но происхождение по сути осталось прежним: Барнаул – …….связанный с названием реки).
Бийск
Бийск расположен на реке Бия, по обеим ее берегам, правобережье и левобережье соединяет мост. В городе действует пристань. Название является гидронимом («гидро» в переводе с греческого – «вода»), это означает, что слово образовано от наименования реки Бии, то есть Бийск – это населенный пункт на реке Бие.
(Текст из книги А. Лаптева «История географических названий»
Группа 3
Задание: прочитайте текст учебника с.95 и ответьте на вопросы.
Группа 4
Задание: По данному тексту определите, как получило название село Первомайское
4 группа работает с текстом (Из книги: Щеглова Т. К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке)
…Утром 2 мая 1929 г. от здания горкома партии с музыкой и песнями двинулось шествие к месту будущего зерносовхоза (в 7 км от Бийска). День был теплый, солнечный, цвела черемуха... Открылся митинг, на нем выступил директор совхоза Я. Ф. Богомолкин: „Мы пришли сюда, чтобы в торжественной обстановке заложить фундамент нового социалистического хозяйства по производству зерна. Здесь мы построим центральную усадьбу, здесь будет поселок тружеников, и назовем его (все в один голос закричали: «Первомайский»). Я забиваю первый колышек, эта точка будет отмечена на географической карте под именем „пос. Первомайский"»….
Из книги: Щеглова Т. К. Деревня и крестьянство Алтайского края в XX веке .- Барнаул: БГПУ, 2008.
По ходу ответов открываются соответствующие слайды через гиперссылки на слайде 1 приложения 3 а также постепенно открывается общая схема о путях происхождения населенных пунктов через гиперссылку на 1 слайде «как возникли названия городов. Обобщение:
- Какую задачу мы выполнили?
- Ребята. Мы с вами узнали самые распространенные пути происхождения названия городов и сел. Физминутка
5. Первичное закрепление (работа в группе)
- Попробуйте определить как произошли названия населенных пунктов, написанных на доске: Ярославль, Москва, с. Сосновый Бор. (По ходу работа с презентацией через гиперссылки)
- А может ли селение дать своё имя изделию? (Работа в группах по учебнику с. 96-97)
- Обсудите в группе: Зачем городу, селу, посёлку нужно имя?
6. Самостоятельная работа
Творческое задание 74 в тетради для самостоятельных работ. Прочитайте задание. Чем прославилось село Гжель Московской области? Раскрасьте эти изделия по вашему представлению. (Учащиеся выполняют задание под звук балалайки.)
7. Итог урока
- Какую цель ставили? (Определить, как получили название населённые пункты России.)
- Достигли ли мы ее?
- Что нового вы узнали?
- Как же возникали названия населенных пунктов?
- Почему нам важно это знать? (Мы – россияне, граждане своей страны, и нам нужно знать историю своей страны, отдельных городов.)
- У кого возникали затруднения? В чем?
- Кого вы могли бы похвалить за работу в своей группе?
8. Домашнее задание
Задание в тетради для самостоятельных работ с. 53 № 73, 72. Спросить у родителей, бабушек, или найти информацию в библиотеке: как произошли названия других городов вашей малой родины или России, которые вас интересуют или в которых вы хотели бы побывать.
Спасибо за работу! Урок окончен.
Презентация на тему: Как возникли названия населённых пунктов