Конспект интегрированного урока в начальной школе с презентацией, 2 класс
Интегрированный урок окружающего мира и изобразительного искусства «Что такое погода? Художник изображает настроение» для обучающихся 2 класса. Технологическая карта урока
Автор: Новоселова Любовь Сергеевна, студентка ГАПОУ СО Северного педагогического колледжа города Серов Свердловской области Описание: данный урок построен так, что обучающиеся узнают что-то новое самостоятельно. Информация подобрана в соответствии с темой урока и возрастными особенностями обучающихся. Урок сочетает в себе две предметные области окружающий мир и изобразительное искусство, это позволяет лучше усвоить тему. Разработка будет интересна учителям начальных классов и студентам, которые осваивают педагогическую профессию. Тема урока: «Что такое погода? Художник изображает настроение». УМК: «Школа России». Тип урока: интегрированный урок, открытие нового знания. Цель урока: ознакомление обучающихся с компонентами, из которых складывается погода (температура, облачность, осадки, ветер), и с художественными средствами, с помощью которых можно передать настроение природы (цвет, мазок); развивая умение сравнивать объекты (характеристики погоды, репродукции картин), устанавливать основания для сравнения; воспитывая стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Задачи урока: Дидактические:
1. Познакомить обучающихся с компонентами, из которых складывается погода (температура, облачность, ветер, осадки) посредством работы в группах.
2. Рассказать обучающимся, как предсказывают погоду с помощью народных примет во время выполнения интерактивного задания.
3. Формировать умение выражать свое отношение к услышанным музыкальным фрагментам посредством выполнения творческой работы. Развивающие:
1. Развивать у обучающихся умение оценивать свою работу в соответствии с предложенными критериями во время работы с листами самооценки.
2. Развивать у обучающихся умение находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде во время выполнения заданий в группе и в парах.
3. Развивать у обучающихся умение коллективно строить действия по достижению цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы посредством работы в группах. Воспитательные:
1. Воспитывать у обучающихся уважительное отношение к сверстникам в ходе выполнения заданий в парах и в группах.
2. Воспитывать у обучающихся стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности посредством создания рисунка. Ключевые понятия: погода, цвет, мазок Планируемые результаты: Предметные:
1. Обучающиеся познакомились с компонентами, из которых складывается погода (температура, облачность, ветер, осадки) посредством работы в группах.
2. Обучающиеся узнали как предсказывают погоду с помощью народных примет во время выполнения интерактивного задания.
3. Обучающиеся выразили свое отношение к услышанным музыкальным фрагментам посредством выполнения творческой работы. Метапредметные:
Обучающиеся оценивали свою работу в соответствии с предложенными критериями во время работы с листами самооценки.
Обучающиеся правильно нашли в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде во время выполнения заданий в группе и в парах.
Обучающиеся продемонстрировали умение коллективно строить действия по достижению цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы посредством работы в группах. Личностные:
1. Обучающиеся продемонстрировали уважительное отношение к сверстникам в ходе выполнения заданий в группах и в парах.
2. Обучающиеся показали стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности посредством создания рисунка. Оборудование учителя: учебник, презентация, интерактивное задание, компьютер, мультимедийная доска, карточки для работы в группах и индивидуально, карточки с условными обозначениями, таблица для игры «Да - нет», карточки для самооценки, музыкальные фрагменты, репродукции картин, стихотворение о море. Оборудование обучающихся: планшеты, альбомные листы, ёмкости с водой, кисти, гуашь. Зрительный ряд: И.К. Айвазовский «Морской пролив с маяком», «Буря на море» Музыкальный ряд: Вивальди «Шторм», Бетховен «Лунная соната. Морской бриз», А.Фрейндлих «У природы нет плохой погоды» Литературный ряд: А. Игнатова «Спокойное море»
Ход урока
Приветствие. Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
-Сегодня у нас будет необычный урок, поэтому нам нужно хорошо к нему подготовиться. Проверим вашу готовность к уроку, у вас на партах должны находиться листы самооценки (Приложение 1), цветные карандаши, альбомные листы, ёмкости с водой, кисти, гуашь.
- Предлагаю вам послушать фрагмент песни для того чтобы определить, чему будет посвящен наш урок. (Звучит куплет из песни «У природы нет плохой погоды»)
- Вы догадались, чему будет посвящен наш урок? (погоде)
- Да, сегодня на уроке мы поговорим о погоде.
- Почему в песне говорится о том, что у природы нет плохой погоды? (Каждая погода необходима для природы и человека)
- Потому что каждая погода важна для природы и человека, погода совпадает с нашим настроением, когда-то нам весело, когда-то нам грустно и хочется плакать.
- Для того чтобы узнать точную тему урока, предлагаю вычеркнуть из записи, которая представлена на слайде все цифры. Ч2Т5О 7ТА7КОЕ1 ПО5ГО7ДА? ХУ3ДО4ЖН2ИК ИЗ1ОБРА4ЖА9ЕТ НА1СТРО55ЕН7ИЕ
-Правильно, тема урока: «Что такое погода? Художник изображает настроение»
- Какую цель мы поставим перед собой? Цель урока: узнать, что такое погода и как она связана с настроением природы.
- Перед вами задачи нашего урока, но в них перепутались слова. Расставим слова в правильном порядке, чтобы узнать задачи урока. Помогут нам цифры, которые написаны над словами.
- Мы сегодня должны:
- Узнать, из чего складывается погода.
- Узнать, как люди предсказывают погоду.
- Попробовать передать настроение природы с помощью художественных средств.
- Прочитаем первую задачу урока.
- Что нам нужно сделать? (узнать, из чего складывается погода)
- Каждое утро мы спрашиваем погоду у родителей, смотрим в окно, следим за ней в интернете. Зачем мы это делаем? (Для того чтобы одеться так, чтобы нам не было ни жарко, ни холодно.)
- Опишите, какая погода была, когда вы шли в школу? В помощь вам будут опорные слова: солнечно, облачно, дождь, ветер, осадки, пасмурно, холодно, тепло.
- Вы описали погоду, которая была, когда вы шли в школу. Теперь попробуйте объяснить, что такое погода?
- Я вижу, что вы затрудняетесь ответить на этот вопрос. Для того чтобы вы смогли ответить на него, нам нужно узнать из чего будет складываться погода. Предлагаю вам разделиться на 4 группы по 5 человек. Те, кто остался, будут работать индивидуально.
- В группах вам необходимо будет разгадать ребус и выполнить задания, которые представлены на карточке (Приложение 2). На работу у вас есть 5 минут. По завершению работы покажите мне свою готовность, подняв руку.
- Для индивидуальной работы, я раздам вам карточку (Приложение 3), на которой изображена погода, вам нужно также за 5 минут, приготовить рассказ –описание погоды по картинке.
- Теперь вы можете приступать к работе.
- Проверим, что у вас получилось.
- Первая группа, какое слово было зашифровано в ребусе? Какие задания вам нужно было выполнить?
- Спасибо первой группе, она рассказала нам о том, что температура один из компонентов, из которых складывается погода.
- Теперь вторая группа, представит нам итоги своей работы.
- Вторая группа рассказала нам о том, какая бывает облачность и как она обозначается.
- Третья группа, какое слово было зашифровано у вас? Какие задания вам нужно было выполнить?
- Третья группа помогла нам вспомнить причины возникновения ветра, с которыми мы познакомились в 1 классе.
- Сейчас последняя группа представит нам итоги своей работы.
- Четвертая группа рассказала нам, какие осадки бывают.
- Нам осталось проверить, как справились с заданием те, кто работал индивидуально. Расскажите, какая погода изображена на ваших карточках.
- Вы все хорошо справились с заданием, сейчас пришло время оценить свою работу.
- Возьмите свои листы самооценки. Если вы справились с заданием и/или успешно смогли поработать в группах, то раскрасьте круг в зеленый цвет. Если вы справились с заданием, но у вас были сложности при выполнении или во время работы в группах, то раскрасьте квадрат в желтый цвет. Если вы не справились с заданием и не смогли поработать в группе, то раскрасьте треугольник в красный цвет.
- Отложите свои листы самооценки.
- Вернемся к нашему вопросу, можем ли мы на него теперь ответить? (да)
- Что такое погода? (Погода – сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.)
- Правильно.
- Мы с вами выполнили первую задачу урока, узнали, из чего складывается погода, а значит, выполнили первую задачу урока. Пришло время отдохнуть и выполнить физкультминутку.
- Все встаем со своих мест и повторяем за мной. Физкультминутка
Капля первая упала - кап! Поднимают руки вверх
И вторая пробежала - кап! Руки в стороны
Мы на небо посмотрели, Поднимают голову вверх
Капельки кап-кап запели, Наклоны головы вправо-влево
Намочились лица, Наклоны головы вперед - назад
Мы их вытирали. Поднимают руки вверх и встряхивают кистями рук
Туфли - посмотрите - Наклоны вперед
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем Плечами вверх-вниз
И все капельки стряхнем. Встряхивают кисти рук
От дождя убежим, Бег на месте
Под кусточком посидим. Присаживаются на свои места.
- Мы отдохнули и теперь можем продолжить работу.
- Прочитаем вторую задачу урока.
- Мы должны узнать, как люди предсказывают погоду.
- Метеорология – наука, которая изучает погоду.
- Знаете ли вы, как называют ученых, которые изучают погоду и составляют прогноз?
- Этих ученых называют синоптики.
- Они в своей работе используют специальные условные обозначения. Предлагаю вам подписать их в парах.
- Сейчас я раздам вам карточку (Приложение 4), на которой представлены 6 изображений. Вам нужно будет подписать их названия, в помощь вам будут слова для справок. На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты. По завершению работы покажите мне свою готовность.
- Проверим, что у вас получилось, для этого сравните с ответами, которые представлены на слайде. Рядом с правильным ответом поставьте знак «+».
- Возьмите свои листы самооценки. Если вы не допустили ошибок, то раскрасьте круг в зеленый цвет. Если вы допустили 1 или 2 ошибки, то раскрасьте квадрат в желтый цвет. Если вы допустили больше двух ошибок, то раскрасьте треугольник в красный цвет.
- Отложите листы самооценки.
- Мы с вами тоже можем побыть в роли синоптиков и нам необязательно иметь, какое-то специальное оборудование. Нам нужно знать всего лишь народные приметы, которые складывал народ на протяжении многих лет.
- Предлагаю вам поработать самостоятельно, для этого вам понадобиться планшет.
- Вам нужно будет включить планшет, зайти в приложение сканер QR-кодов, отсканировать код и перейти по ссылке. Там вам откроется задание, в котором вам нужно будет закончить народные приметы (Приложение 5).
- Но сначала нам нужно вспомнить правила работы с планшетом.
1. Работать сухими и чистыми руками.
2. Работать на планшете над партой.
3. Аккуратно относится к нему во время работы.
- Теперь вы можете приступать к работе. Если у вас будут, какие-то вопросы или трудности, то поднимите руку я подойду к вам и помогу.
- По завершению работы покажите мне свою готовность.
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Сейчас возьмите листы самооценки и оцените свою работу. Если вы без ошибок справились с этим заданием, то раскрасьте круг в зеленый цвет. Если вы допустили 1 или 2 ошибки, то поставьте раскрасьте квадрат в желтый цвет. Если вы допустили больше двух ошибок, то раскрасьте треугольник в красный цвет.
- Отложите свои листы самооценки.
- Мы с вами выполнили вторую задачу урока, а значит, пришло время отдохнуть и выполнить физкультминутку. Все встаем со своих мест и повторяем движения за мной. Физкультминутка
Ветер веет над полями, Плавно качают руками над головой.
И качается трава.
Облако плывет над нами, Потягивания – руки вверх.
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит. Наклоны вправо-влево, вперёд- назад.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм, Ходьба на месте.
Там немного отдохнём.
- Мы отдохнули и теперь можем продолжить работу.
- Нам осталось выполнить последнюю задачу урока, но сначала вспомним, как называется тема нашего урока.
- Да, тема урока «Что такое погода? Художник изображает настроение».
- Подумайте, зависит ли наше настроение от погоды, которая за окном?
- Мнения разделились. Какое настроение у вас, когда на улице ярко светит солнце, тепло, дует легкий ветер? (хорошее)
- И погода хорошая, и настроение у нас хорошее.
- А сейчас представьте, что на улице пасмурно, идет сильный дождь, холодно, дует ветер. Как изменилось ваше настроение? (настроение изменилось)
- Да, в плохую погоду нам часто грустно, у нас плохое настроение.
- Какой вывод мы можем с вами сделать? (настроение зависит от погоды)
- Наше настроение зависит от погоды за окном, потому что одно и то же место, но в разную погоду вызывает у нас разные эмоции.
- На слайде представлены слова, которыми мы можем охарактеризовать погоду. Разделим их на две группы. (Холодная, тёплая, дождливая, солнечная, безветренная, ветреная.)
- В первую поместим те, которые характеризуют хорошую погоду, а во вторую те, которые характеризуют плохую погоду.
- Начнем выполнять это задание с первой парты третьего ряда. Хорошая погода: теплая, солнечная, безветренная Плохая погода: холодная, дождливая, ветреная
- Мы можем сделать вывод, что в зависимости от погоды природа меняет свое настроение.
- Природе погода помогает передавать настроение. А что же может помочь художнику передать настроение природы?
- Подумайте, как мы можем передать настроение природы с помощью художественных средств? Чтобы вы смогли ответить на этот вопрос, предлагаю вам рассмотреть картины всемирно известного художника Ивана Константиновича Айвазовского.
- Он известен как художник-маринист. Подумайте, что он рисовал?
- Дам вам небольшую подсказку вы с родителями часто там бываете летом.
- Конечно, летом вы часто с родителями бываете на море. Я хотела бы перед тем, как показать репродукции картин Айвазовского прочитать вам стихотворение Анны Игнатовой «Спокойное море». Сегодня такое спокойное море!
Спокойно качаются в море буйки.
Рыбацкая лодка идёт на моторе,
А в лодке спокойно сидят рыбаки.
И солнце спокойно сияет над нами,
И море блестит, как огромный алмаз.
Мы плавать идём с надувными кругами,
И море спокойно. Спокойно за нас.
- Сейчас посмотрите на репродукции картин и определите, к какой из них больше подходит прочитанное стихотворение? (К первой картине, которая называется «Морской пролив с маяком».)
- Конечно, «Морской пролив с маяком».
- Вернемся к нашему вопросу. С помощью чего художник изображает настроение природы? (С помощью цвета)
- Правильно, с помощью цвета.
- На какие группы мы можем разделить цвета? (теплые и холодные)
- Да, на теплые и холодные. Какие цвета использованы в картине «Морской пролив с маяком»? (теплые)
- Теплые, какое настроение природы, моря они передают? (хорошее, спокойное)
- Действительно, на картине изображено спокойное море, погода хорошая и теплые цвета только подчеркивают это.
- Посмотрите на вторую картинку под названием «Буря на море». Какие цвета использовал Айвазовский для её написания? (холодные)
- Холодные, серые мрачные цвета. Для чего он это делал? (для того чтобы передать плохое настроение моря)
- Конечно, для того чтобы передать, плохую погоду, шторм на море.
- Какой вывод мы можем сделать? )(Теплые цвета – хорошее настроение. Холодные цвета – плохое настроение.)
- Теплые, мягкие цвета помогают художнику передавать радостное, спокойное и хорошее настроение природы, а холодные и серые цвета – грустное и плохое настроение.
- С помощью чего ещё художник может передавать настроение природы на картине? Кто был внимательным и заметил это на репродукциях картин. (От того как мазки наносятся на бумагу.)
- Настроение в картине во многом зависит от того, как художник положил краску на бумагу или холст.
- Как художник положил краску на первой картине? (ровно и гладко)
- Да, краска нанесена ровно и гладко, это позволяет передавать художнику спокойное и хорошее настроение природы.
- А как краска положена на второй картине? (неровно и густо)
- Краска нанесена густо, неаккуратно, если присмотреться, то можно заметить неровности и шероховатости на картине. Это позволяет передать шторм, сильный ветер, волны, которые взмывают вверх.
- Итак, мы с вами выяснили, что художнику передавать настроение природы помогает не только цвет, но и то, как он наносит краску на поверхность листа.
- Сегодня мы с вами тоже попробуем себя в роли маринистов.
- Но сначала вспомним, как можно нарисовать море. Посмотрите на доску, я покажу вам, как можно сделать набросок. (Педагогический рисунок)
- Я предлагаю послушать две музыкальные композиции и нарисовать рисунки к ним, передав настроение природы, моря.
- Первая музыкальная композиция Вивальди «Шторм».
- Что вы представили перед собой во время её прослушивания? (Мрачное небо, высокие волны, разрушенные корабли)
- Прослушаем следующую музыкальную композицию Бетховен «Лунная соната. Морской бриз».
- Что вы представили перед собой теперь? (Небольшие волны, солнце, которое ярко светит, легкий ветерок, корабли, которые медленно передвигаются по морской глади.)
- Сейчас вам нужно будет разделить лист бумаги на две части. В первой части вам нужно будет море во время шторма. Во второй части нужно будет нарисовать море в спокойном состоянии.
- Передать настроение моря вам помогут цвет и то, как вы будете наносить краску на лист. Работать вы будете гуашью.
- Послушайте критерии, по которым будет оцениваться ваша работа.
1. Аккуратность.
2. Цветовое решение
3. Передача настроения моря
4. Интересное название каждого рисунка
- Теперь вы можете приступать к работе. Если у вас возникнут сложности, то поднимите руку, и я подойду к вам и помогу.
- Предлагаю устроить выставку рисунков. Сначала свои работы нам покажет первый ряд, потом второй, потом третий. (Пример работы, которая могла получиться у детей)
- Как называются ваши рисунки? Какие цвета вы использовали в своей работе?
- У вас получилось передать настроение моря и во время шторма и во время спокойной и почти безветренной погоды.
- Наш урок подошёл к концу, подведем его итоги с помощью игры «Да - нет».
- Если вы согласны с тем, с то я говорю, то вы ставите в таблице (Приложение 6), которую я вам сейчас раздам, знак «+». Если вы не согласны с тем, что я говорю, то вы ставите знак «-».
1. Мы следим за погодой, чтобы правильно одеться, чтобы нам не было ни жарко, ни холодно. (+)
2. Погода зависит от осадков, влажности, облачности и времени. (-)
3. Дождь, снег, град – это осадки, которые можно встретить. (+)
4. Наука о погоде – метеорология. (+)
5. Синоптики – это ученые, которые наблюдают за звездами. (-)
6. Синоптики составляют прогноз погоды, используя специальные условные обозначения. (+)
7. Народные приметы помогают людям предсказывать погоду. (+)
8. Наше настроение зависит от погоды за окном.(+)
9. Хорошее настроение погоды мы передаем холодными цветами, а плохое - теплыми. (-)
10. Настроение природы художник может передать с помощью цвета и мазков. (+)
- Сейчас обменяйтесь карточками со своим соседом по парте и сравните ответы с ответами, которые представлены на слайде.
- Возьмите лист самооценки.
- Если вы не допустили ошибок, то раскрасьте круг в зеленый цвет. Если вы допустили 1 или 2 ошибки, то раскрасьте квадрат в желтый цвет. Если вы допустили больше двух ошибок, то раскрасьте треугольник в красный цвет.
- Подведем итоги урока.
- Достигли ли мы с вами поставленную цель?
- Все ли задачи выполнили?
- Внимательно посмотрите на свой лист самооценки. Если у вас больше зеленых кругов, то вы получаете отметку 5, поставьте её на листе самооценки. Если у вас больше желтых квадратов, то вы получаете отметку 4, поставьте её на листе самооценки. Если у вас больше красных треугольников, то вы получаете отметку 3, поставьте её в листе самооценки.
- Передайте листы самооценки мне на первую парту.
- Пришло время домашнего задания.
- Понаблюдайте за погодой в течении двух дней и заполните таблицу (Приложение 7), которую я вам сейчас раздам.
Также попробуйте найти картины великих художников, которые показывают разное настроение природы.
- Запишите домашнее задание в дневник, а теперь обменяйтесь дневниками и проверьте наличие задания у вашего соседа.
Технологическая карта урока «Что такое погода? Художник изображает настроение» для обучающихся 2 класса
Доброе утро, Любовь Сергеевна. Познакомилась с Вашим материалом. Он очень интересен, насыщен, видно, что разрабатывался продолжительное время. Мне понравилась организация индивидуальной, групповой и парной работы. Нельзя не отметить интеграцию окружающего мира с изобразительным искусством. Спасибо за красочную презентацию и готовые приложения. Ваш урок относится к разряду бери и пользуйся и не требует переделок. Рада буду познакомиться с другими Вашими материалами.
Доброе утро, однокурсница. Когда ты все успеваешь? Мне понравилось не только содержание урока, формы деятельности на уроке, но и блок целеполагания. Мне всегда сложно поставить правильные цели и задачи, а у тебя это вышло просто, понятно и правильно. Спасибо, что делишься своими наработками. Многие делают, это сейчас платно, удачи в конкурсе!
Спасибо за приглашение! Очень интересный и познавательный материал вы представили! Весьма точно и логично составлена технологическая карта!
Удачи успехов в учебе!
Доброго времени суток! Любовь Сергеевна, спасибо за такой грамотный, интересный и до мелочей продуманный материал. Ваш конспект логичен, в нем прослеживается система, задействованы все формы деятельности для работы с обучающимися. Яркости материалу добавляет использование иллюстративного материала, есть и разные виды контроля и самоконтроля, что , конечно, будет способствовать активной деятельности на уроке. Разработка интегрированных уроков - дело не из лёгких, но Вы успешно справились. Удачи Вам в педагогической деятельности и конкурсе.
Содержание занятия заслуживает только положительной оценки, всё продумано, чётко выстроено. Публикация яркая, мне очень понравилось. Молодцы! Голос + 4.
С уважением. В.П.
Здравствуйте, Ваша публикация очень яркая и наполнена разнообразными видами образовательной деятельности. Дети будут заинтересованы и довольны. Яркие иллюстрации несомненно раскрывают и дополняют ваш урок. Спасибо и удачи!