Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока по окружающему миру 2 класс «Путешествие по Москве». Школа России

Урок окружающего мира во 2 классе на тему: «Путешествие по древней Москве»
Цели: дать учащимся некоторые сведения об истории Москвы; воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине; продолжить отрабатывать навыки выразительного чтения стихотворений, умение рассказывать.
Оборудование: рисунки детей о Москве, иллюстративный материал «Москва - Кремль».
Опережающее задание учащимся:
а) Нарисовать рисунки «Московский Кремль», «Башни Кремля», «Царь-колокол и Царь-пушка».
б) Подготовить небольшое сообщение о Москве.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина», - писал большой патриот, русский прозаик М. М. Пришвин. История и судьба всей России немыслима без Москвы.
Москва!
Твоя святая сила
Особую таит красу:
Под сердцем ты меня носила,
А в сердце я тебя несу.
III. Работа по теме урока.
Учитель.
Знаем ли мы Москву? И да, и нет. Да, потому что много читали, видели, слышали. Нет, потому что Москва - увлекательное путешествие в дальние и ближние пласты истории. Москву нельзя не любить, но когда ее могущественная красота, обладающая всепокоряющей силой, откроется в разнообразных чертах и подробностях, Москва станет еще ближе. Сегодня мы проведем урок по теме «Древняя Москва».
- А знаете ли вы, что обозначает слово «Москва»? (Ответы детей.)
1. Беседа об истории Кремля.
- Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите? (Красная площадь. Кремль.)
Это самая главная часть города. С Кремля и началась Москва. Но тогда Кремль имел совсем другой вид. Послушайте, каким был Кремль в самом начале создания Москвы.
1-й ученик.
Вот он, славный Кремль сосновый, -
За бревенчатой стеной!
Так родился город новый,
И назвался он Москвой.

Да не город - деревушка,
На пригорочке - церквушка,
Кучка княжных теремов
Да десятка два домов.
Строительство Кремля началось еще при Юрии Долгоруком. А вы знаете, как возникло слово «Кремль»?
В борах, среди болот или на опушках рос крупный лес. Он назывался «Кремль» или «кремлевник». Есть и другое объяснение: «Кремль - крепость внутри».
Целый век Кремль был деревянным. Но пожары в то время были не редкостью, сгорел Кремль дотла, решили москвичи построить новый Кремль.
2-й ученик.
И прошло 130 лет,
Прежде чем увидел свет
Кремль Московский, только новый -
Не дубовый, не сосновый,
На дороге, близ Коломны,
День-деньской народ снует,
Для Кремля в каменоломне
Возят камень целый год.
И былой стене на смену
Строит каменную стену
Терпеливый наш народ.
И стала Москва белокаменной. Лишь в XV веке перестроили Москву, был построен новый Кремль, из красного кирпича, тот самый, что стоит и поныне.
3-й ученик.
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
2. Беседа о Красной площади.
Посетим главную площадь нашей страны - Красную. Почему площадь называют так?
Ученик. Красная площадь получила свое название в конце XVII века, когда она была отстроена красивыми каменными зданиями. «Красная» - значит красивая. Еще Красную площадь называли «Пожар», так как здесь были деревянные торговые ряды, которые часто горели. Случалось, площадь выгорала дотла. Но проходило время, и она отстраивалась заново. При Петре I все торговые ряды на Кремлевской площади были спасены.
3. Беседа о храме Василия Блаженного.
Выйдем из Кремля. На Кремлевской площади мы увидим
замечательный памятник русского архитектора XVI века - Покровский собор, или храм Василия Блаженного. Он был сооружен по приказу царя Ивана Грозного в честь взятия русскими войсками Казани. Покровский собор состоит из 9 церквей. Форма собора - восьмиугольная звезда с одной церковью в центре. Сам собор кажется кружевной пирамидой. О нем существует удивительная легенда. После постройки собора царь Иван Грозный призвал к себе зодчих и спросил, могут ли они построить храм еще лучше, еще краше этого. Мастера ответили, что смогут сделать это. Царь не захотел, чтобы еще где-нибудь было здание, которое затмило бы Покровский собор. Он приказал выколоть славным умельцам глаза.

4. Беседа о Царь-пушке и Царь-колоколе.
Сияющие рубиновые звезды, башенные часы с колокольным
боем, колокол-великан, который никогда не звонил, огромная пушка, которая никого не убила. Все эти интересные вещи, собранные в Кремле, мы называем «достопримечательностями». Послушайте о них.

Ученик. Жили-были когда-то в Москве пушечных дел мастера. Пушки делали с душой - для защиты Отечества старались. Украшали их узорными орнаментами. Их делал мастер- литейщик Андрей Чохов. Орудия, что он отливал, будто из волшебной сказки получались. Как-то разнеслась по Москве тревожная весть: идет на Москву крымский хан со своей ордой.
Созвал Чохов своих друзей - пушечных дел мастеров, и отлили они вместе пушку, какой свет не видывал. Весила она 2400 пудов и стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышение для защиты Спасских ворот и моста через Москву-реку. Только не дошла орда до Москвы - повернула вспять, испугавшись солнечного затмения. А чоховскую пушку за красоту и величину прозвали Царь-пушкой. И стоит сейчас пушка в Кремле возле собора Двенадцати апостолов. Памятник мастерству, а не войне.
Ученик. Много у Москвы было врагов в старину, а один из самых злейших - пожары. Однажды огонь добрался до белозолотой звонницы Ивана Великого и слизнул жадным языком деревянные сваи, на которых был подвешен огромный колокол. На 10 верст он гудел, 100 человек его язык раскачивали. И вот разбился колокол на куски. Решили опечаленные горожане новый колокол отлить. Стали искать мастеров. Вызвались Иван Федорович Моторин да его сын Михаил. Решили они такой колокол отлить, какого еще не бывало. И отлили. Было это в XVIII веке. Весил чудо-колокол 12000 пудов. Но вот досада! Когда колокол еще в лесах стоял, новый пожар случился, леса сгорели, а колокол раскололся, треснул, и откололся от него большой кусок.
Моторины с горя и трогать его не стали. Так и пролежал колокол-великан в земле целый век.
Через 100 лет о нем вспомнили, извлекли из земли, поставили на гранитный постамент. Назвали почтительно - Царь- колокол. Стоит и сейчас он у подножия колокольни Ивана Великого, с которой ему так и не суждено было зазвучать.

5. Викторина.
За правильный ответ - по 1 баллу.
1. Год основания Москвы. Кто ее основал?
2. Герб Москвы. Кто изображен на нем?
3. Кто такой Юрий Долгорукий?
4. Кто такой Иван Калита? В чем его заслуги?
5. Чем прославился Дмитрий Донской?
6. Как в Москве появился Китай-город?
7. Как возникло слово «Кремль»?
8. Почему главную площадь нашей страны называют Красной?
9. По приказу какого царя был сооружен храм Василия Блаженного?

IV. Подведение итогов урока.
Вот и завершилась экскурсия по Москве.
Обещайте мне, что вечно будет
На земле существовать Россия,
Не спалят ее и не остудят
Никакие бедствия лихие.
Обещайте мне, что этот город,
Гордо именуемый Москвою,
Будет вечно древен, вечно молод,
В летних парках шелестеть листвою.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Наша дружная семья. Школа России Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Имя города, села, посёлка Окружающий мир, 2 класс. Красная книга. Конспект урока Конспект интегрированного урока в начальной школе с презентацией, 2 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по окружающему миру «Животные леса», 2 класс. Школа 21 века

Конспекты уроков по окружающему миру, 2 класс. Наш «космический корабль» - Земля

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - союз народов России. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Сутки и неделя. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Мы - жители Вселенной. УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему миру «Безопасность на дороге», 1 класс. Школа России | Игра в 6 классе на нравственную тему. Сценарий
Опубликовано: 1604 дня назад (4 июля 2020)
Просмотров: 2577
+2
Голосов: 2
Наталья Косарева # 4 июля 2020 в 21:44 +2
очень познавательная и интересная информация дана об истории города!
Голосую!