Конспект урока по литературному чтению для 3 класса на тему: И. Соколов-Микитов «Листопадничек». Школа России
Описание:
Данный материал поможет учителям начальных классов. Он предназначен для детей 3 класса. Учителя могут провести урок литературного чтения по данной теме.
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Соколов-Микитова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведение слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и другие («Школа России») 3 класс/ Автор – С.В. Кутявина; карточки с речевой разминкой.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте.
Учитель: Прозвенел у нас звонок, начинается урок. Давайте прочитаем девиз нашего урока
«Мало уметь читать – надо уметь думать». Этим мы и будем сейчас заниматься.
2. Актуализация знаний.
Речевая разминка.
Часовщик, прищурив глаз
Чинит часики для нас.
- Прочитайте медленно, а потом с каждым разом всё быстрее.
- Прочитайте с восклицанием, печально, радостно, вопросительно.
- Прочитайте кто написал данный рассказ и как он называется.
- Как вы думаете о чём данный рассказ? (Дети ориентируются при ответе на название и иллюстрацию к рассказу.)
3. Изучение нового материала.
Беседа.
- Какое произведение называют рассказом?
- Опишите как выглядят бобры и что вы о них знаете?
Чтение произведения И. С. Соколова- Микитов
(Сначала читает учитель, а дети следят.)
4. Физкультминутка.
Скок - поскок, скок- поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок- поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Движения по тексту стихотворения.
5. Работа по теме урока.
Беседа по рассказу «Листопадничек».
- Понравился ли вам рассказ?
- Кто здесь главные герои?
- Почему зайчика называют листопадничком?
- Название подходит к данному рассказу и почему?
Биография писателя.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (17 [29] мая 1892, Осеки, Калужская губерния — 20 февраля 1975, Москва) — русский советский писатель и журналист, специальный корреспондент.
Биография.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в Осеках Калужской губернии в семье Сергея Никитича Соколова — управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных.
В 1895 годы семья переехала на родину отца в село Кислово Дорогобужского района (ныне — Угранский район Смоленской области).
Мемориальная доска Соколову-Микитову на Коммунистической улице в Смоленске.
Когда ему исполнилось десять лет отец отвез его в Смоленск, где определил в Смоленское Александровское реальное училище. В училище Соколов-Микитов увлёкся идеями революции. За участие в подпольных революционных кружках Соколов-Микитов был исключён из пятого класса училища.
В 1910 Соколов-Микитов уехал в Санкт-Петербург, где стал посещать сельскохозяйственные курсы. В том же году он написал своё первое произведение — сказку «Соль земли». Вскоре Соколов-Микитов понимает, что не имеет склонности к сельскохозяйственной работе, и всё больше начинает увлекаться литературой. Он посещает литературные кружки, знакомится со многими известными писателями Алексеем Ремизовым, Александром Грином, Вячеславом Шишковым, Михаилом Пришвиным, Александром Куприным.
С 1912 года Соколов-Микитов работал в Ревеле секретарём газеты «Ревельский листок». Вскоре он устроился работать на торговое судно, побывал во многих портовых городах Европы и Африки.
В 1915 в связи с начавшейся Первой Мировой войной он вернулся в Россию. Во время войны Соколов-Микитов вместе с известным лётчиком Глебом Алехновичем совершал боевые вылеты на русском бомбардировщике «Илья Муромец».
«Февральскую революцию встретил на фронте. В качестве депутата от фронтовых солдат приехал в революционный, залитый красными флагами Петроград. Здесь, в Петрограде,. встретил Октябрьскую революцию, в зале Таврического дворца слушал выступление Ленина; здесь же, в редакции „Новой жизни“, познакомился с А. М. Горьким и другими писателями, мастерами слова, доброжелательно отнесшимися к моим писаниям, впервые серьёзно стал задумываться о том, что стало моим жизненным путем и судьбою. Революция стала четвёртым и окончательным переломом в моей жизни: я стал писателем», — вспоминал И. Соколов-Микитов.
В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно «Омск». Однако в 1920 году в Англии судно арестовывается и за долги продаётся с аукциона. Для Соколова-Микитова началась вынужденная эмиграция. Год он живёт в Англии, а затем в 1921 году перебирается в Германию. В 1922 Соколов-Микитов встретился в Берлине с Максимом Горьким, который помог ему получить документы, необходимые для возвращения на Родину.
После возвращения в Россию Соколов-Микитов много путешествует, участвует в арктических экспедициях на ледоколе «Георгий Седов», возглавляемых Отто Шмидтом. За экспедициями в Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа и Северную Землю последовала экспедиция по спасению ледокола «Малыгин», в которой он участвовал как корреспондент «Известий».
В 1929—1934 годах Соколов-Микитов живёт и работает в Гатчине. К нему в гости часто приезжают известные писатели Евгений Замятин, Вячеслав Шишков, Виталий Бианки, Константин Федин. В его доме долго жил и известный писатель-охотовед Николай Анатольевич Зворыкин (1873—1937). В 1930—1931 годах выходят циклы «Заморские рассказы», «На Белой Земле» повесть «Детство». 1 июля 1934 года Соколов-Микитов принят в члены Союза советских писателей.
Во время Великой Отечественной войны Соколов-Микитов работает в Молотове специальным корреспондентом «Известий». Летом 1945 года возвращается в Ленинград.
Начиная с лета 1952 года Соколов-Микитов начинает жить в собственноручно построенном им доме в селе Карачарово Конаковского района Калининской области. Здесь он пишет бо́льшую часть своих произведений. В гостях в его «карачаровском» домике бывали писатели Александр Твардовский, Виктор Некрасов, Константин Федин, Владимир Солоухин, многие художники, журналисты.
Его проза выразительна и наглядна прежде всего в тех случаях, когда он придерживается собственного опыта, она слабее, когда писатель передаёт слышанное.
Умер Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года в Москве.
6. Рефлексия.
- Что нового вы узнали?
- Оцените работу одноклассников и свою на уроке?
- О чём рассказы, которые мы читаем? (Природе.)
- Запишите домашнее задание: И. С. Соколова- Микитова «Листопадничек».
- Спасибо за работу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературного чтения, 3 класс
Урок литературного чтения в 3 классе. Паустовский "Растрёпанный воробей"
План-конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Астафьев «Капалуха»
Урок литературного чтения, 3 класс. Крылов "Мартышка и очки"
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 3 классе. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы
Урок литературного чтения в 3 классе. Обобщение по разделу «Волшебная сказка»
Проверочная работа по литературному чтению, 3 класс. Перспектива. Волшебная сказка
План-конспект урока литературного чтения в 3 классе. Сборники произведений о природе
Конспекты уроков по литературному чтению, 3 класс. Одоевский «Мороз Иванович»