Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Число и цифра восемь"
Программное содержание: познакомить детей с образованием числа 8 и цифрой 8. Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7. Закрепить пространственные представления: слева, справа, за, перед, между. Развивать логическое мышление, моторику рук. Воспитывать выдержку, умение выслушивать ответы товарищей.
Предшествующая работа: математические игры с геометрическими фигурами; на ориентировку в пространстве. Сравнение чисел на наглядной основе.
Материалы и оборудование: мольберт со схемой корабля; маркер; касса; «билеты» с геометрическими фигурами; «корабль», сделанный из стульев, на стульях прикреплены геометрические фигуры; прямоугольники с цифрами от 1 до 7 и один прямоугольник без цифры; фланелеграф с картинками животных: заяц, мышь, волк, лиса, медведь, еж, лось, белка; цифра 8; три стола с бросовым материалом.
Ход занятия
- Ребята, у нас сегодня будет необычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие, а на чем мы отправимся – вы должны догадаться сами.
(Обращаю внимание на мольберт.) Вы видите на листе бумаги точки, рядом с каждой точкой стоит цифра, все точки надо соединить между собой линиями по порядку, последнюю точку с цифрой 1.
(Один ребенок выполняет задание на мольберте.)
- Так что же у нас получилось?
(Корабль.)
- На корабле мы и поплывем в наше путешествие. Но сначала надо приобрести билеты в кассе и согласно купленным билетам, занять свои места на корабле.
(Дети подходят к кассе, воспитатель раздает «билеты» с геометрическими фигурами.) Дети идут к кораблю и занимают стул с такой же геометрической фигурой, какая нарисована на «билете».
- Вова, почему ты занял с зеленым треугольником?
- Аня, а почему, ты , заняла место с красным кругом?
- Таня, а ты заняла какое место? Почему?
- Ребята, посмотрите внимательно на свои билеты и на свои стулья. Все ли правильно заняли места? Никто из вас не занял чужого места?
- Ребята, сядьте все красиво, прислушайтесь: вот уже капитан отдал последние команды, заработали двигатели корабля и мы отправились в плавание, а чтобы нам не скучно было в пути, я вам загадаю
загадки.
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько хвостов у четырех котов?
- Сколько ног у воробья?
- Сколько дней в неделе?
- Сколько в комнате углов?
- Сколько пальцев у перчатки?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько солнышек на небе?
- Сколько глаз у совы?
- Пока мы с вами отгадывали загадки, наш корабль причалил к берегу. Давайте с вами сойдем с корабля и посмотрим, куда же мы попали? А попали мы с вами в лес, видите, как много здесь деревьев. Мы тоже изобразим деревья.
Физкультминутка.
Вот сосна высокая стоит и ветвями шелестит.
Вот маленькая елочка, зеленые иголочки.
Стоит береза, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан.
Давайте пройдем чуть дальше в лес. Мы с вами пришли в лесную школу. Возьмитесь за руки и встаньте в полукруг, лицом к нашим лесным жителям.
- Посмотрите перед вами парты, наверное, для зверей – учеников. А вот и животные, сбились бедные в кучу и не знают, за какую парту им сесть. Поможем животным? Животных надо рассадить за парты так, чтобы им было не опасно рядом друг с другом. Давайте позовем зайчишку – трусишку и посадим за парту. Не бойся зайка, ты у нас первый.
- Какой по счету заяц?
- На какой по счету парте он сидит?
- Кого еще позовем?
(Каждый раз спрашиваю, какой по счету, на какой парте сидит?)
Таким образом, выстраивается логическая цепочка учеников лесной школы из семи животных.
- Сколько парт в лесной школе?
- Сколько животных?
Поскольку парт и животных?
(По семь, поровну, парт столько же, сколько и животных.)
Посмотрите, прискакала белочка, она тоже хочет учиться, давайте и ее посадим рядом с животными.
- Сколько стало животных?
- Как мы получили число восемь?
- Кого у нас больше животных или парт?
- На сколько животных больше, чем парт?
- Какое число больше восемь или семь?
- На сколько число восемь больше, чем семь?
- Какое число меньше семь или восемь?
- На сколько число семь меньше, чем восемь?
- Что нужно сделать, чтобы получилось восемь парт?
(Добавить 1 парту.)
- Сколько стало парт?
- Поскольку стало парт и животных?
- Ребята, посмотрите, как выглядит цифра восемь. Рассмотрите ее. Что напоминает вам эта цифра? На что она похожа?
У восьмерки два кольца,
Без начала и конца.
К этой цифре ты привык,
Эта цифра снеговик.
Цифра восемь так вкусна:
Из двух бубликов она.
- В числовом ряду мы поставим цифру восемь, за какой цифрой? Почему?
Давайте зверей научим играть.
Физкультминутка.
Три медведя шли домой,
Папа был большой – большой,
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок – малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
Дзинь – дзинь, дзинь – дзинь.
- Ребята, давайте в подарок животным сделаем цифру восемь.
Дети подходят к столам, выбирают себе бросовый материал
(пуговицы, бобки, пробки от пластиковых бутылок, шашки и т.п.) и делают цифру восемь за столами.
- Молодцы, животным очень понравились ваши цифры. Но пришла пора прощаться с лесными жителями и отправляться в обратный путь.
Ко мне подойдет Игорь и встанет передо мной. Ульяна, встань справа от Игоря. Никита – за Ульяной. Оля – слева от Никиты.
Строимся парами, используя предлоги: за, перед, между, слева, справа.
- Как вы построились?
(парами)
- Возьмите за руку свою пару и пройдите на корабль.
(В корабле подводится итог.)
- Понравилось вам наше путешествие?
- Где мы свами побывали?
- Как помогли животным?
(Посадили за парты так, чтобы им было не опасно друг с другом.)
- С какой цифрой познакомились?
- Что сделали в подарок животным?
- Из чего Саша, ты, делал цифру восемь?
- А, ты, Лиза, из чего?
- Какую цифру делала, ты, Таня?
- На что похожа цифра восемь?
- Ребята, сегодня я убедилась, что вы любите животных, готовы прийти им на помощь. Молодцы! Вы были активными, хорошо отвечали на вопросы, старались быть терпеливыми, выслушивали ответы товарищей, не перебивая их.
- Пока мы беседовали, наш корабль причалил. Пожалуйста, постройтесь парами и спокойно пройдите в группу.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в старшей группе
Конспект развлечения по математике для детского сада. Старшая - подготовительная группа
Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Зима
Методическое пособие по РЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Похожие статьи:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада на тему: Загадки
Конспект НОД по математике в детском саду в старшей группе на тему «Вершина, угол, сторона геометрической фигуры»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: «Состав числа из единиц (число 7)»
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Счет в пределах 7
Конспект занятия по математике «Цифра 6». Старшая группа