Современный дошкольник: особенности развития
Современный дошкольник во многом отличается от того, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. При этом природа самого ребенка и закономерности его развития остались прежними. Принципиально изменились предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье и сама семья, педагогические требования в детском саду.
Современный дошкольник часто производит впечатление вполне развитого, любознательного, достаточно свободного в поведении ребенка. При этом мы столь же часто замечаем, что он импульсивен, капризен, плаксив, драчлив или агрессивен. И как ни странно, столь же часто мы неожиданно сталкиваемся с дошкольником, педагогически запущенным взрослыми, но широко обучаемым телевидением и гаджетами.
Современный дошкольник рассуждает на «взрослые» темы, разбирается в хитростях сюжетный линий сериалов, подробно пересказывает серии всем заинтересованным лицам.
Современный дошкольник порой бывает способен к весьма неожиданным умозаключениям, заставляя думать о преждевременном взрослении современных детей.
При этом современные дошкольники отнюдь не опережают возраст в развитии мышления и умственных способностей. Многие из них имеют задержку психического и речевого развития в связи с проблемами со здоровьем. Логопед - один из самых востребованных спутников современного дошкольника. Информированность современных детей отнюдь не ведет к увеличению словарного запаса.
Современному дошкольнику трудно дается концентрация на каком-либо занятии. Часто ребенок находится в практически постоянном, непрерывном движении. В возрастной психологии прочно прижилось понятие «клиповое мышление», опирающееся в своем формировании на обработку информации по типу рекламного или музыкального ролика.
В современном культурном пространстве существенно изменились герои книжек, мультфильмов, которые так важны для дошкольников.
Современный дошкольник предпочитает получить быстрый и готовый результат, нажав на нужную кнопку, вместо того, чтобы длительно, через неудачные попытки продвигаться к желаемому. Легкость управления современными электронными устройствами никак не совершенствует умение дошкольника конструировать, в котором они совсем не опережают то, что строили их сверстники прошлых лет.
Можно с уверенностью говорить, что игровая культура детства как основное условие развития личности ребенка заметно искажена. Постепенно обесценивается и становится дефицитарным семейное общение, совместное чтение книг, бабушкины сказки, беседы с отцом. Экспериментальные исследования последних лет сюжетно-ролевой игры у дошкольников 6-7 лет показали, что возрастное развитие игры не достигает наивысшего уровня. Последствия этого очевидны: не формируются на необходимом уровне мотивация, умение планировать и обобщать, строить свои взаимоотношения со сверстниками. Так возникает проблема готовности современного дошкольника, часто бойко читающего и считающего, к обучению в начальной школе.
В круг значимых изменений у современных детей дошкольного возраста также входят:
- снижение любознательности и воображения, неразвитость внутреннего плана действий;
- недостаточная сформированность мелкой моторики;
- снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений;
- ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя;
- увеличение числа детей с эмоциональными проблемами;
- рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение численности одаренных детей.
Итак, современный дошкольник сложен и противоречив. Основная проблема современного дошкольника - то, что культурная среда, в которой он развивается, использует его внутренние ресурсы в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на игре, любви и внимании к его личности.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение или возрождение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает воображение и творческие способности. Ему необходима среда, в которой он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать им и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка