Конспект урока по окружающему миру для учащихся 1 класса на тему: «Откуда в наш дом приходит электричество?»
Цель: создание условий для расширения представления детей об электричестве.
Задачи:
образовательные:
• формировать представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом;
• познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами;
• показать роль электричества в быту.
развивающие:
• способствовать развитию умения делать выводы, анализировать информацию;
• расширять словарный запас;
• развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.
воспитательные:
• учить ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• воспитывать уважительное отношение друг к другу, аккуратность и самостоятельность.
Тип урока: комбинированный
Форма урока/занятия: традиционная
Основные понятия, термины: электричество, электроприборы
Новые понятия: электричество, электроприборы
Объем работы на уроке по учебнику: стр. 60-61
Оборудование: Презентация
Ход урока
1. Мотивационный этап
- Ровно встаём, успокаиваемся. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Виктория Андреевна и сегодняшний урок окружающего мира у вас проведу я.
- Ребята, посмотрите на изображение, вспомните, как нужно сидеть на уроке и сядьте все правильно, помните, что за партой нужно сидеть прямо, спиной касаться спинки стула, Руки перед собой, а ноги должны упираться в пол. Молодцы.
- А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подарите хорошее настроение. Отлично.
- Ребята, у вас на партах есть сигнальные карточки, которыми вы будете оценивать свою работу на уроке. Если вы верно выполните задание, то вам нужно будет поднять радостную, светящуюся лампочку, если же вы допустите ошибки – то грустную, разбитую лампочку.
2. Выявление места и причины затруднения. Формулирование темы урока и учебной задачи.
Проблемная ситуация
- Ребята, скажите, что делает человек, если он входит в тёмную комнату?
(Правильно, ну конечно же включает свет.)
- Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем и загорится электрическая лампочка.
- Ребята, а вы знаете, почему горит лампочка? Что заставляет работать лампочку?
(Электрический ток, электричество.)
- Ребята, а подскажу вам. Попробуйте отгадать загадку, чтобы узнать, что же заставляет работать лампочку:
Кто по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно.
(Электричество)
- Конечно же это электричество!
- А как вы думаете, а откуда в наш дом приходит электричество?
- Пока вы затрудняетесь ответить на данный вопрос, но в течение урока мы попытаемся выяснить, откуда в наш дом приходит электричество.
- Ребята, как вы думаете, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? Какова тема сегодняшнего урока?
- Верно. Тема урока: «Откуда в наш дом приходит электричество?»
- А давайте теперь поставим цель на наш урок. Как вы думаете, что мы сегодня узнаем?
- Молодцы, вы сформулировали цель на наш урок.
Сегодня мы узнаем о роли электричества, выясним, как электричество вырабатывается и поступает в дом.
3. Информационный блок (изучение нового материала)
- Ребята, как вы думаете, всегда ли у людей было электричество? Электрическая лампочка?
- А как же люди жили без электричества раньше?
- Сейчас я расскажу вам историю о том, как появилась электрическая лампочка.
- В давние времена людям по ночам светил лишь огонь костра.
- Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился факел.
- Как вы думаете, удобно ли было пользоваться факелом?
- Конечно же нет, факел – неудобный предмет и опасный. Из-за него мог случиться пожар. Поэтому в домах использовали палочки поменьше. Полено расщепляли на тоненькие щепки и получали лучины. Но лучины были тоже неудобны в использовании. Света от лучины было мало, и она быстро сгорала.
- Поэтому люди изобрели свечу. Но свечи тоже опасны. И они также быстро сгорают.
- После появились масляные лампы. В маленькую мисочку наливали масло, опускали в него фитиль из ниток и поджигали его. Такой светильник горел долго и ровно.
- Позже появилась керосиновая лампа. В нее вместо масла наливали керосин, жидкость, которая хорошо горит. А сверху на такую лампу надевали стекло. Но керосиновая лампа тоже была неудобна в использовании и пожароопасна, ее свет был тусклым, и приходилось все время подливать в лампу керосин.
- И наконец, только в 1879 году Томас Эдисон изобрел электрическую лампочку. Лампочка горела ярко, была удобной и безопасной, поэтому люди перестали освещать дом свечками и керосиновыми лампами.
- Но откуда, откуда все-таки электричество попадает в лампочку?
- Чтобы получить электричество, люди используют силу неживой природы, и, конечно, много трудятся.
- Люди построили большие мощные электростанции, которые вырабатывают электричество. Электростанции бывают разные: ветряные, водные, атомные.
Работа электростанции заключается в том, что энергия воды или энергия, которая образуется при сжигании топлива, с помощью генератора превращается в электрическую.
(генератор — это устройство или машина, преобразующее энергию одного вида в энергию другого вида) В большинстве электростанций используется турбина
(вращающееся устройство), которую вращает пар, вода, ветер. Турбина соединена с генератором, в котором получается электрический ток.
На гидроэлектростанциях вода под напором поступает на лопасти турбины, которая приводит в действие генераторы, вырабатывающие электричество.
На тепловых электростанциях электричество получают от сгорания газа, угля или жидкого топлива.
На атомных электростанциях используют энергию атома.
От электростанций ток по линиям электропередач, по проводам, поступает к потребителям: предприятиям, городам, фермам, домам. Вот так электричество и попадает в наш дом.
Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на странице 6 1. Посмотрите на картинку. И с помощью нее расскажите, как электричество попадает к нам в дом.
Физминутка
Ребята, а сейчас я вам предлагаю немного поиграть и отдохнуть.
- Я буду вам говорить факты об электричестве, если вы согласны с ними, то вы хлопаете, если не согласны, то топаете. Встаем. Начинаем, будьте внимательны.
- Электрическая лампочка была у людей всегда.
- Электричество проходит огромный путь, прежде чем попасть к нам в дом.
- В давние времена людям по ночам светил лишь огонь костра.
- Самый удобный предмет, излучающий свет – керосиновая лампа.
- Электричество вырабатывается на электростанциях.
- Отлично, ребята, вы были очень внимательными. Тихонько присаживайтесь.
- Ребята, скажите, а для чего человеку нужно электричество?
- Без электричества невозможно представить нашу жизнь. Без него не могли бы работать заводы, фабрики, школы, детские сады, больницы, железнодорожный транспорт.
Электричество очень облегчает нашу жизнь. И чтобы доказать это утверждение, я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Найди пару».
- У каждого из вас на парте есть карточка под номером 1. В задании вам необходимо найти каждому бытовому предмету пару по виду выполняемой им работы. Находите пару и соединяете ее. Т.е., например, я соединяю газовую плиту и электрическую, потому что у данных приборов один вид выполняемой работы – они служат для приготовления пищи.
Один человек будет выполнять данное задание у доски, остальные на своих местах. Можете приступать.
Проверка выполненной работы, обсуждение по какому принципу были соединены те или иные приборы
- Хорошо, ребята, оцените свою работу. Если вы верно выполнили задание, то поднимите радостную, светящуюся лампочку, если же вы допустили ошибку – то грустную, разбитую лампочку.
- Отлично, молодцы!
- Ребята, внимательно посмотрите на пары приборов. Обратите внимание, что в каждой паре есть бытовой прибор, который работает от электричества, а другой нет.
- И следующее задание для вас: закрасить квадратик рядом с каждым прибором определенным цветом. Если прибор работает от электричества, то мы закрашиваем квадрат в красный цвет, если же прибор не работает от электричества – то закрашиваем квадрат зеленым.
Вот, например, я закрашиваю квадрат рядом с газовой плитой зеленым цветом, потому что она не работает от электричества, а квадрат электрической плиты я закрашу красным цветом, ведь ее работа напрямую зависит от электричества. По данному образцу выполните это задание у себя в карточках. Один человек выполняет у доски.
Проверка выполненной работы
- Хорошо, ребята, оцените свою работу. Если вы верно выполнили задание, то поднимите радостную, светящуюся лампочку, если же вы допустили ошибку – то грустную, разбитую лампочку.
- Отлично, молодцы!
- Ребята, скажите, пожалуйста, как легче стирать: вручную или с помощью стиральной машины? Как быстрее убираться: с помощью веника или пылесоса?
Конечно, давайте тогда сделаем вывод, какие бытовые приборы удобнее в использовании, те, которые работают без электричества, или которые напрямую зависят от него?
- Верно. В использовании удобнее бытовые приборы, которые работают от электричества. А вы знаете, как называются приборы, которые работают от электричества?
- Верно. Электроприбор — это техническое устройство, работающее с помощью электричества и выполняющее некоторую полезную работу. Бытовые электроприборы созданы для улучшения и облегчения быта, повседневной жизни людей.
- Скажите, доказали ли мы утверждение о том, что электричество очень облегчает нашу жизнь? И почему же оно облегчает ее?
- Правильно, благодаря электричеству могут работать электроприборы, которые помогают нам при выполнении домашних дел, экономят наше время.
- Ребята, скажите, а герои какого мультика живут в электроприборах?
(Они помогают их чинить.)
-Конечно, это фиксики. Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и потанцевать под их песню.
4. Физминутка
5. Информационный блок (изучение нового материала) Продолжение.
- Ребята, скажите, а существуют какие-нибудь правила при работе с электричеством, электроприборами?
- Как вы думаете, какие же правила существуют?
- Верно. Давайте посмотрим на картинки и попробуем с вами сформулировать правила безопасности.
1. Не подходи, если обрыв проводов!
2. Не оставляй утюг без присмотра!
3. Не вставляй в розетку различные предметы!
4. Не включай электроприборы во влажных помещениях и влажными руками!
5. Не открывай электрических щитов!
- Молодцы, ребята. Запомните эти правила и никогда не нарушайте их, берегите свое здоровье и жизнь!
Электрический ток – это очень опасно.
- Ребята, электрические заряды вы можете наблюдать и в природе. Например, природное явление - молния, а также некоторые рыбы используют электрические заряды для охоты и нападения.
- Сейчас мы с вами говорили об опасностях электричества, а ещё есть не опасное электричество, и живет оно рядом с нами. Если его поймать, с ним можно поиграть.
-Я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы научимся ловить электричество.
- Сейчас мы попробуем обычные предметы сделать волшебными.
Опыт 1
- У меня мелкие кусочки бумаги и расчёска.
- Поднесём расческу к бумаге.
- С бумагой что-то происходит?
- Как заставить бумагу притянутся к расческе?
- Давайте расческу превратим в волшебную, а я вам покажу, как это надо сделать. Для этого мне нужен помощник … пойдет мне на помощь.
- Я хочу причесать тебя.
(Причесываю ученика.)
- Медленно поднесу расческу к кусочкам бумаги.
- Что происходит с кусочками бумаги? А почему?
— Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда расчесывали волосы. Волосы электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны. Это еще раз доказывает, что в волосах живет электричество.
Вывод: в волосах живет электричество.
– Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Попробуем поиграть ещё?
Опыт 2
-
(Вызываю ученика) Я предлагаю тебе повесить шарик на стену. Не получается у нас его повесить.
- Давайте этот шарик превратим в волшебный, я вам покажу, как это надо сделать.
- Надо шарик потереть о меховую шапочку и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и этот шарик стал волшебным. Это произошло из-за того, что в нашей одежде живет электричество, и мы его поймали, когда потёрли о неё шарик. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Вывод: в одежде, как и в волосах тоже живет электричество.
- Каждый из вас может попробовать сделать эти опыты дома.
– Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
– Скажите, что у меня в руке?
– Я нажимаю кнопку, а лампочка в фонарике почему-то не горит. Как фонарик можно заставить работать?
- Конечно.
(вставляю батарейку и фонарик работает)
- Какой вывод можно сделать, что есть в батарейке?
- Конечно, электричество.
- Да люди научились создавать электричество в батарейках. Батарейки бывают разные: и по виду, и по силе.
- Какие предметы могут работать от батарейки?
(Пульт, часы, фонарик, игрушки, компьютерная беспроводная мышь, фотокамера.)
- Молодцы! Ребята, батарейки нельзя выбрасывать с обычным мусором. Её нужно правильно утилизировать. Потому что в батарейке содержатся вредные вещества. Когда батарейка попадает на свалку, все эти вещества попадают в почву, воду, которую мы пьем и в воздух, которым мы дышим. Поэтому батарейку нужно сдавать в специальный пункт приёма опасных отходов, откуда её отвезут на специальный завод и переработают. Данная система переработки существует во многих городах, но до нас, к сожалению, пока что не дошла.
-Ребята, а еще помимо правильной утилизации батареек нужно беречь электроэнергию. Запасы природных ископаемых конечны, а электроэнергии расходуется во всём мире всё больше и больше. Скажите, как мы можем сэкономить электроэнергию?
(Выключать свет, когда он не нужен, отключать электроприборы, когда уходите из дома, пользоваться энергосберегающими лампочками.)
6. Итог урока
- Ребята, наш урок подходит к завершению. Итак, ребята, скажите, чем мы сегодня с вами занимались?
(Какие виды работ)
- А какова была тема сегодняшнего урока?
- И как же в наш дом приходит электричество?
- Какие электроприборы вы знаете?
- Какие правила нужно соблюдать при работе с электроприборами?
- Какие опыты мы с вами проводили?
7. Рефлексивный блок
- Ребята, я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке с помощью сигнальных карточек. Если у вас сегодня все получилось, вы не испытывали трудностей, то поднимите веселую лампочку, а если, вы испытывали трудности, у вас что-то не получалось – то грустную.
- Отлично, я рада, что у всех сегодня все получилось.
- Всем спасибо за урок!
- До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по окружающему миру «Безопасность на дороге», 1 класс. Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс "Зачем нам телефон и телевизор" с презентацией
Конспект урока по окружающему миру с презентацией, 1 класс. Школа России. Откуда берется и куда дева
Конспект урока по окружающему миру «Где зимуют птицы» с презентацией, 1 класс. Школа России
Похожие статьи:
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас над головой. Школа России
Экскурсия «Что у нас на школьном дворе», 1 класс
Урок окружающего мира, 1 класс. Что такое Родина. Школа России
Урок окружающего мира, 1 класс. Что у нас под ногами? Школа России
Конспект урока по окружающему миру, 1 класс. Что такое хвоинки? Школа России