Использование камешек «Марблс» на занятиях по ФЭМП
Камешки Марблс в обучении ребенка дошкольного возраста математике
В настоящее время готовится к изданию пособие «Блестящая математика: математические игры с камешками Марблс». В этой статье приводится небольшой фрагмент пособия.
Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал нам идею ввести в практику работы блестящие камешки – Марблс. Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения, особый дидактический материал, идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.
Несмотря на внешнюю простоту и доступность, только в области математического и познавательного развития Марблс способствует решению
целого ряда задач:
а) развивают сенсорику, обследовательские действия;
б) способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;
в) развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;
г) развивают навыки порядкового и количественного счета;
д) развивают чувство ритма, цвета, композиции;
е) способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;
ж) развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;
з) способствуют развитию воображения и творчества;
и) главное для нас – способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка, формируя его как субъекта собственного математического развития.
Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.
И последнее. Давайте вспомним с вами занятия по математике, которые проводились в нашем детстве. Педагог готовился к занятию и раскладывал на тарелочки раздаточный материал: геометрические фигурки, матрешек и ёлочки для сосчитывания и т. д. А перед детьми стоял крупный демонстрационный материал; педагог на глазах детей манипулировал материалом, показывал и разделение на группы, и состав числа, и суть сложения, и прокатывание фигуры. Ребенок руками выполнял математические действия, постигая математические категории. Вслед за классиками отечественной психологии заметим, что это самый эффективный путь формирования всех пред математических понятий. Что же мы видим в группах сейчас? Повальное увлечение математическими тетрадями, в которых собраны «правильные» развивающие задания. От ребенка требуется соединить и обвести. Да и педагоги далеко не всегда выставляют демонстрационный материал, экономя собственные силы. На наш взгляд, такое бумажное замещение реального действия с предметом, его количеством и свойствами, его объемом, протяженностью, весом, не должно использоваться педагогом как единственное. Вариантом закрепления и подкрепления пройденного материала по математическому развитию и будут являться камешки Марблс.
Использование камешков Марблс в организации работы по математическому развитию отвечает современной логике и методологии ФГОС ДО потому что:
- с Марблс ребенок именно играет, манипулирует с привлекательными объектами, осваивая в игровой деятельности математические категории и отношения, получая практику счета, группировки, осваивая фигуры и пространство.
- ребенок с высокой степени самореализуется в деятельности с камешками, получает удовольствие от работы с ними и с заданиями на их основе. Сама деятельность привлекательна, ребенок ищет варианты работы с материалом.
- Марблс вызывает у ребенка эмоции, интерес. Согласно теории развития субъектности, именно они дают инициативу и активность ребенка, которая потом и выливается в самостоятельную деятельность. Блестящие, гладкие и привлекательные камешки будят желание работать – дети самостоятельно возвращаются к материалу, просят новые задания на его основе.
- дети могут работать с Марблс без непосредственного руководства взрослого. Взрослый рядом выступает ценителей, соучастником во многих детских играх.
- на основе камешков Марблс идеально вводить ребенка в деятельность в форме культурной практики, о чем мы говорили выше.
- играя в Марблс дети общаются. Единая деятельность и удовольствие от игры дают тему и содержание общения, формируют и укрепляют детские отношения.
Итак, играем в Марблс!
Приведём некоторые игры пособия, только из раздела работы, направленной на формирование геометрических и пространственных представлений.
Д/и №1"Графический диктант"
Цель: учить ориентироваться на плоскости. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: плоскость (лист бумаги) разлинованная на квадраты (3*3, камешки "Марблс" разных цветов.
Задание: Педагог дает устные задания типа:
-- Положите красный камешек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний угол; зеленый - в левый нижний угол.
--Положите в центр красный камешек. Слева от него синий, под ним – желтый, над ним - белый и т. д.
Проверку задания можно выполнить через предъявление чертежа (слайда) к заданию и через контроль и оценку педагогом.
Д/и №2 «Найди и назови»
Задачи: развивать геометрическую зоркость, учить видеть геометрические формы в окружающем. Развивать умение находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
Оборудование: мешочек, камешки Марблс с нарисованными на них геометрическими фигурами
Содержание и задание: Педагог предлагает одному ребенку достать камешек, назвать вслух геометрическую фигуру. Далее дети называют все предметы в окружении, имеющие такую же форму. Выигрывает тот ребенок, который назовет последний предмет данной формы в окружении. Именно он достает следующий камешек из мешочка
Д/и № 3 «Ползла- ползла гусеница…»
Задачи: закреплять умение ориентироваться на плоскости, понятия вверх\вниз, направо \ налево, направо и вверх, налево и вниз и т. д. Закреплять умение действовать одновременно и по слову педагога. Учить работать в высоком темпе рациональным способом. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: камешки Марблс в достаточном количестве
Содержание и задание: Педагог уточняет, как ползет гусеница – не по прямой линии, то вверх, то вниз, иногда быстро, а иногда медленно, иногда вперед, но может и возвращаться. Педагог может изобразить кривую линию, демонстрирующую его слова, на листе бумаги. Далее предлагает детям побыть такими гусеницами – выстраивать свой путь из камешков Марблс. Только ведущий (сначала это будет педагог) не будет говорить, сколько камешков класть, только направление движения. «Чем быстрее вы будете выкладывать камешки, тем длиннее гусеница у вас получится. Сначала попробуйте, как вам их удобнее брать.» Педагог ждёт, пока дети экспериментируют – берут в горсть, из тарелочки по одному, кладут или двигают. Педагог обращает внимание на способы работы для других детей. Далее педагог начинает диктовать направление движения: вперед, вверх и направо, вниз, налево и т. д.
По окончании работы вместе с детьми педагог осматривает гусениц, отмечает их длину, качество выполнения и аккуратность, разноцветие и т. п.
Д/и № 4 «Расскажи про свой узор»
Задачи: закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, закреплять понятия «в центре, справа, слева, в нижнем углу» и т. д. Закреплять знания об основных геометрических фигурах. Развивать связную речь – навыки построения высказывания с использованием фраз «в центре» и т. д.
Оборудование: камешки Марблс в достаточном количестве разнообразных цветов, лист бумаги, разделенный на сектора (3 на 3) формата не менее А4
Содержание и задание: Педагог предлагает детям выложить на листе в каждом секторе какие-либо картинки, это могут быть геометрические фигуры, цветы, снежинки, точки – всё, что угодно.
Далее педагог предлагает каждому ребенку рассказать, что у него получилось. Педагог дает образец такого рассказа: «В центре листа – колобок, справа от него – зелёный листик, в нижнем правом углу – прямоугольник и т. д.»
Список литературы:
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 105 с.: ил. — (Сердце отдаю детям).
2. Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50-
3. Семихатская С. В. Особенности формирования мелкой моторики пальцев рук при коррекции звукопроизношения у дизартриков // Логопед. 2009. № 6. с. 53.
4. Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч 1. Первый год обучения (старшая группа) Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.- 103 с.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры - раскраски на закрепление навыков счета для детей 3-5 лет
Игры с математическим планшетом для детского сада
Математическая игра с палочками Кюизенера для детей 5-6 лет
Игры для дошкольников с палочками Кюизенера
Похожие статьи:
Методики раннего обучения детей математике
Игры для обучения детей 3-6 лет математике
Стихи для обучения детей счету
Математические задачи игры для дошкольников
Логические игры по математике для дошкольников